В Конституции страны закреплен принцип независимости судебной власти. В последние годы в республике проводится судебно-правовая реформа. О том, как она проходит, что уже сделано, и что предстоит Zakon.kz рассказал председатель суда №2 Казталовского района Западно-Казахстанской области Азамат Бурамбаев.
- Азамат Жумаевич, как проходит судебно-правовая реформа в Казахстане, что уже сделано?
- С первых дней своей независимости Казахстан приступил к совершенствованию судебной системы на путях повышения качества осуществления правосудия и укрепления статуса судей. За прошедшие годы в рамках проводимой судебно-правовой реформы принят ряд комплексных мероприятий, кардинально изменивших облик судебной системы в Казахстане, что позволило сформулировать вывод о том, что судебная система в целом отвечает потребностям обеспечения эффективной защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов организаций и государства.
Практически выполнены все нормы, возложенные на суды, вытекающие из 11 шага Плана нации «100 конкретных шагов». И как следствие, модернизирована вся судебная система страны. К примеру, с 1 января 2016 года суды перешли на трехуровневую систему отправления правосудия, при Верховном Суде Республики Казахстан созданы: Академия правосудия, Международный совет и специализированная судебная коллегия. На законодательном уровне сокращено участие прокуроров в гражданских делах, расширены полномочия следственного судей. Подготовлен новый Этический кодекс судей.
Согласно ст.1 нашего Основного Закона, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
За двадцать пять лет со времени приобретения государством независимости, политического, экономического суверенитета встал вопрос обеспечения его гражданам гарантий на жизнь, социальные блага, политическую свободу, в том числе и гарантий правового разрешения его спора при возникновении конфликтных ситуаций.
Исходя из этого, ст. 13 Конституции гарантирует, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.
- И как реализуется это право?
- Не случайно в Концепции правовой политики, определяющей стратегические направление развития права на период с 2010 по 2020 года, указано: «Для обеспечения прав и свобод человека и гражданина важным является создание условий, гарантирующих равенство прав и свобод независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, любых обстоятельств, как этого требует наша Конституция».
- Большое значение для совершенствования правоприменительной и правоохранительной деятельности, а также справедливого правосудия имеет постоянная работа над повышением профессионального уровня и правовой культуры работников правоохранительных органов и судов. Что делается в этом плане?
- Нам необходимо усовершенствовать систему повышения квалификации. Здесь значительные резервы имеются в высших учебных заведениях, профессоров и доцентов которых можно было бы активнее привлекать и для этой работы, чаще проводить совместные мероприятия вузов и Верховного, областных судов по теоретическим и прикладным проблемам развития правовой системы и работы судов. Полезно было бы и шире практиковать преподавательскую деятельность судей, которая помогала бы им находиться в соответствующей «интеллектуальной форме».
Глава нашего государства особо подчеркивал, что важнейшее значение в построении правого и демократического государства, к которому стремится Казахстан, принадлежит суду.
- К чему мы идем и придем в результате модернизации судебной системы?
- Судебная система страны с Верховным судом во главе, представляя самостоятельную ветвь власти, продолжает свою работу в русле совершенствования модели казахстанского правосудия. Кардинальная модернизация ее фундаментальных основ позволила ей преобразиться, в эффективный орган по обеспечению прав и законных интересов граждан и организаций страны, по обеспечению открытости и прозрачности деятельности судов. Но мы понимаем, что перед судебной системой стоят еще многие задачи, требующие достойного разрешения.
Мы в полной мере осознаем, что судебная система имеет тот созидательный потенциал и ресурс, которые при верном и целенаправленном их использовании позволят стране и обществу стабильно и устойчиво развиваться и в последующем, позиционируя себя на международной арене правовым государством с глубоко укорененными демократическими традициями.
Немаловажную роль играют средства массовой информации. Отмечая их значимость в информировании общества о деятельности судов, взаимоотношения между судами и органами СМИ стали проникнутыми взаимным доверием, признавалась независимость каждого из партнеров и учитывалась специфика работы.
- В Астане 21 ноября пройдет очередной съезд судей. Что сделано за предыдущие 4 года – со времени предыдущего форума судей?
- В обеспечении принципов доступности, открытости и прозрачности судебной системы за минувшее после VI съезда время сделан информационный прорыв. Современные технологии пришли на помощь в упрощении процессуальных вопросов. Создание интернет-сервисов обеспечило гарантии оперативного информирования о деятельности судебной системы. Для более открытой и прозрачной совместной работы во всех областных и приравненных к ним судах определена работа судей-координаторов по взаимодействию с представителями СМИ.
Вошедшее в концепцию пяти институциональных реформ, конкретизированных Главой государства в Плане нации «100 шагов», совершенствование деятельности судов – это насущная задача, продиктованная реалиями времени. Речь идет об открытости, прозрачности и доступности правосудия. Эти принципы выходят за узкокорпоративные рамки судейского сообщества, став неотъемлемой частью понятия верховенства закона и, по сути, важным направлением государственной политики. Надо отметить, что имидж судебной системы во многом зависит от морального облика служителя Фемиды. Конституция наделила служителей Фемиды особым статусом, а общество предъявляет к ним повышенные требования, заложив их в механизмы сдержек и противовесов, установив систему запретов и ограничений.
Эти сдерживающие принципы легли в основу проекта нового Этического кодекса судей, который рассматривает нормы поведения судей не только в повседневной работе, но и вне профессиональной деятельности. Среди существовавших запретов – заниматься иной оплачиваемой работой, разглашать тайну совещательной комнаты и немало других специфических норм и ограничений, которые определяют стандарты поведения, в том числе и в тех особых ситуациях, которые несвойственны деятельности представителей других профессий. Данный проект кодекса получил положительное заключение экспертов Венецианской комиссии Европейского союза.
- Надо признать, что судейское сообщество постепенно становится более открытым, реагирует на критику граждан, разъясняет свои решения, но все же происходит это нечасто…
- Согласен, излишняя замкнутость приводит к формированию у населения искаженных представлений и неверной оценке работы судов. В 19-м пункте Плана нации «100 шагов» для усиления подотчетности судей поставлена задача разработки нового Этического кодекса, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном Судебном жюри при Верховном Суде Республики Казахстан. Все эти меры связаны с особенностями и сложностью задач, возложенных сегодня на судейский корпус, особым статусом и правовым положением служителей Фемиды, их роли в осуществлении проводимых системных реформ. Проект Этического кодекса дополнил новые положения, соответствующие полномочия, четкие нормативные требования, права и обязанности, которым судья должен отвечать.
Немаловажным фактором, который непосредственно влияет на повышение качественного состава судейского корпуса, являются вопросы профессиональной подготовки нового поколения судейских кадров, совершенствования системы обучения кандидатов в судьи и повышения их квалификации.
Вместе с тем, время не стоит на месте, и дальнейшая модернизация государственного аппарата требует также адекватного реформирования судебной системы, в том числе по усилению материальных и социальных гарантий независимости судей. Ведь достойная материальная и социальная обеспеченность судей позволит не только добиться повышения эффективности и качества судопроизводства, но и достичь высокого уровня уважения и доверия со стороны общества.