- К сожалению, в Казахстане медиация пока используется очень слабо, и это несмотря на наличие Ззакона, прошедших обучение медиаторов и открытие центров медиации во многих областных городах. Менталитет граждан Казахстана, воспитанных в традициях восточного права, пока не позволяет им воспринимать всерьез медиацию, а подавляющее большинство даже не знают о ней, говорит председатель районного суда № 3 Октябрьского района г. Караганды Орал Омаров.
- Орал Нургалиевич, расскажите, пожалуйста, как в Казахстане стала внедряться медиация.
- 28 января 2011 года у нас был принят закон «О медиации», который был введен в действие в том же году 5 августа. Официальному принятию закона предшествовала большая подготовительная, научно-исследовательская работа.
Ещё 9 лет назад, 20 сентября 2002 года, Президентом был издан Указ «О Концепции правовой политики Республики Казахстан». Отмечая необходимость гуманизации уголовной политики, Указ определил, что в уголовном судопроизводстве это должно быть отражено через «более широкое внедрение института примирения путем расширения перечня преступлений, подпадающих под возможность освобождения от уголовной ответственности через процедуру медиации, возмещения потерпевшему имущества и морального вреда, а также причиненного вреда здоровью».
Это первое упоминание о медиации в нормативно-правовом тезаурусе Казахстана. Нашим ученым и законодателям понадобился не один год, чтобы проанализировать и обобщить зарубежную правовую практику, изучить возможности применения медиации в специфических условиях многонациональной страны, провозгласившей построение правового государства с развитым гражданским обществом.
Одновременно пришло понимание того, что медиация может быть использована не только в уголовном судопроизводстве и других областях юрисдикции, но и в гражданском секторе общества. Сегодня, когда закон «О медиации» уже действует, нет сомнений, что само его принятие - знаковое явление для всей правовой системы Казахстана.
Одновременно с этим законом приняты и вступили в действие изменения и дополнения в Гражданский, Уголовный, Административный, а также в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, в закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
Неотъемлемыми признаками демократического, конкурентоспособного государства являются развитое гражданское общество, благоприятные условия для развития бизнеса и высокий уровень правовой культуры граждан. Безусловно, на пути к совершенствованию правовой системы, Казахстану необходимо обращаться к опыту развитых государств, внимательно изучать и перенимать прогрессивные правовые институты. Одним из наиболее динамично развивающихся в мире институтов, в том числе в странах СНГ, является медиация.
- Что такое медиация?
- Существует мнение, что медиация — это основа гражданского общества, путь к демократии и цивилизованности. Медиация в переводе с английского — посредничество. Это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с привлечением нейтрального лица - медиатора, минуя судебное разбирательство. Проще говоря, это вид альтернативного урегулирования споров.
Стороны, начавшие процесс медиации, не обязаны доводить его до конца. Медиатор не обладает полномочиями судьи, не может принять решение и обязать стороны к выполнению своего решения. Он выступает в качестве катализатора переговоров, помогает вести переговоры более эффективно и направляет их в нужное русло. Благодаря своему нейтралитету, медиатор способен объективно оценить обстоятельства спора и найти оптимальное решение проблемы. К тому же, стороны часто делятся с медиатором такой информацией, которой они не поделились бы с оппонентом во время обычных двусторонних переговоров, что также помогает медиатору составить более полную картину происходящего. В случае если соглашение было достигнуто, медиация заканчивается составлением письменного договора (мировой сделкой), разрешающим конфликтную ситуацию. Медиатор не имеет права принудить стороны подписать соглашение, с условиями которого они не согласны.
- Как используется медиация в Казахстане в настоящее время?
- К сожалению, в Казахстане медиация пока используется очень слабо, и это несмотря на наличие Закона РК «О медиации», прошедших обучение медиаторов и открытие центров медиации во многих областных городах. Существует ли вероятность развития данного института в Казахстане? Опыт других стран подсказывает, что самыми необходимыми мерами по внедрению медиации в Казахстане являются пропаганда и законодательное закрепление этой процедуры. А у нас получается так, закон — есть, а информации о нём – нет. Менталитет граждан Казахстана, воспитанных в традициях восточного права, пока не позволяет им воспринимать всерьез медиацию, а многие (до 90%) не знают или просто не слышали, что такое медиация.
- Каково отношение казахстанских экспертов к перспективам развития медиации в стране?
- Неоднозначно. Некоторые из них считают, что медиация не приживется в Казахстане, так как является сугубо западным явлением. Другие, в числе которых немало известных и уважаемых юристов, что медиация заслуживает пристального внимания со стороны общества и государства.
Несколько десятилетий назад США и страны Европейского союза столкнулись с проблемой, актуальной сегодня и в Казахстане — перегруженностью судов, судебными тяжбами, затягивающимися на несколько лет, неисполнением решений судов и огромными затратами физических и юридических лиц на судебные издержки.
Индустриальный и информационный бум, прогресс и глобализация привели к тому, что количество споров и их сложность возросли в геометрической прогрессии. Стала очевидной необходимость поиска других процедур урегулирования споров.
В результате в США появился термин «альтернативное разрешение споров», под которым понимают арбитраж, переговоры, посредничество, так называемые «мини-разбирательства» и прочие процедуры урегулирования споров. Именно благодаря опыту США, роль примирительных процедур в урегулировании споров в мире возросла. Сегодня во многих штатах юристы, не предложившие клиентам альтернативное разрешение споров при консультации, могут быть привлечены к ответственности за профессиональную недобросовестность.
В США особенную популярность медиация приобрела в разрешении корпоративных споров. Годами крупные корпорации тратили огромные средства на судебные иски. Теперь же с помощью медиации им удается экономить миллионы долларов. При оценке эффективности юристов компании во внимание принимается количество судебных исков, которые удалось избежать данному юристу. В результате опроса 1000 крупнейших американских корпораций было выяснено, что 88 процентов из них в течение последних трех лет использовали медиацию. Многие американские компании устанавливают собственные критерии выбора между судом и примирительными процедурами, учатся методике урегулирования споров, включают положения об урегулировании споров в контракты, принимают меры по незамедлительному уведомлению другой стороны при возникновении признаков спора.
Медиация активно применяется в странах Западной Европы, многократно вырос интерес к данной процедуре и в Восточной Европе. В России успешно действуют медиаторы и целые службы медиации. Многие юридические фирмы предлагают свои услуги по медиации. Медиация особенно широко распространена в разрешении семейных споров.
- Какие неоспоримые преимущества данного института вы видите, и каковы перспективы применения медиации в Казахстане?
- Во-первых, будет повышена эффективность работы судебной системы. Часть дел будет рассматриваться посредством медиации, суды будут существенно разгружены. Ожидается, что это положительно скажется на качестве и длительности рассмотрения дел в судах.
Во-вторых, медиация имеет явные преимущества в области решения корпоративных споров. Более высока вероятность удовлетворения интересов сторон результатами рассмотрения спора. Это вызвано тем, что стороны являются активными участниками процесса принятия соглашения, а не сторонними наблюдателями, как в суде. К тому же, участники урегулирования спора посредством медиации могут вполне успешно сотрудничать в будущем, тогда как отношения между участниками судебного разбирательства часто бывают безнадежно испорчены. Несомненным плюсом также является и конфиденциальность процедуры медиации, тогда как судебные споры неизменно становятся достоянием общественности. Более того, дела, рассматриваемые с привлечением медиаторов, а не посредством обращения в суд, экономят массу времени и денег конфликтующим сторонам.
В-третьих, благодаря тому, что услуги медиатора обходятся намного дешевле, чем судебное разбирательство, правосудие будет доступно практически каждому гражданину РК. В частности, это большое значение будет иметь для эффективного разрешения конфликтов между потребителями и предпринимателями. Медиация может помочь активизировать людей, чтобы они получили компенсацию за приобретенный ими некачественный товар и поверили в справедливость. Организация обратной связи с помощью медиации выгодна и для предпринимателей и для потребителей и для государства. Разумный предприниматель примет это к сведению и в дальнейшем не будет нарушать права потребителя, улучшит свой бизнес и станет более конкурентоспособным. Чем больше потребитель будет доверять предпринимателю, тем легче он будет расходовать деньги, а это налоги и рабочие места, следовательно, будет развиваться бизнес и экономика.
Ну и, разумеется, медиация незаменима в некоторых гражданских спорах. Особое место здесь занимают семейные споры — в частности, вопросы опеки над ребенком.
– Есть ли в Казахстане исторические предпосылки обращения к медиации?
- Конечно, есть. Можно провести аналогию между медиацией и судом биев, которые осуществляли судебную власть в казахской степи многие века. Как и медиаторы, бии действовали как посредники в возникавших спорах, при этом, не существовало какого-либо формального назначения на должность бия.
Разумеется, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы права и обязанности участников медиации были защищены законом, и медиация не стала инструментом добычи нужной информации или оказания давления на участников спора.
А государству надо планомерно и более масштабно проводить рекламную политику в отношении этой, очень необходимой и полезной для наших граждан, процедуры.
- Какие меры принимаются непосредственно судами по использованию примирительных процедур?
- Судами на постоянной основе осуществляются организационные мероприятия, направленные для реализации прав сторон по использованию примирительных процедур, для разрешения гражданских и уголовных дел. К примеруЭ, в нашем суде для удобства граждан и посетителей в холле здания создан стенд «Уголок медиации», также функционирует кабинет медиации. Судья Мутубаева Д.М. назначена медиатором, которая активно участвует по проведению процедур медиации. По последним данным у нас всего применено процедур медиации по гражданским делам - 114 (в 2015 г. - 7), по уголовным - 10 (2015 - 4), что в сравнении с прошлым периодом 2015 года данный показатель значительно возрос.
Судья Д. Сарсекеева, являясь координатором учебного центра и пресс-службы суда, приняла активное участие в выходе публикаций в СМИ, а также в организации круглых столов и семинаров по теме. Наибольшее количество применения процедур медиаций среди судей суда по итогам первого полугодия стала судья Сарсекеева Д., а именно по 25 делам, и в связи с этим летом в совещании по итогам отправления правосудия за 2016 год в Карагандинском областном суде она была поощрена благодарственным письмом.
Также этим летом был подписан Меморандум о взаимном сотрудничестве между судом и акимом Октябрьского района Караганды по вопросам сотрудничества и распространения и применения медиации.
В марте текущего года совместно с председателем КСК «Новостройка» О. Земляковой был открыт кабинет медиации с размещением необходимой информации и графика дежурств судей. В этот же день был проведен семинар по разъяснению применения процедуры медиации. Также с участием представителя Центра разрешения конфликтов «Диалог» Т. Савицкой и судей был проведен семинар-тренинг по применению примирительных процедур.
Кроме того, в здании суда и КСК «Новостройка» была проведена акция «День медиации», в которое приняли участие судьи, а также судьи в отставке Батталова Ж.Д., Оразгалиев Б.Т. с участием непрофессионального медиатора Костина Л.С. Также участвовали представители прокуратуры Октябрьского района г. Караганды. На данной акции был осуществлен прием граждан с дачей бесплатных консультаций и проведен блиц-опрос среди населения.
- В каком состоянии находится нормативно-правовая основа для внедрения и развития института медиации в Казахстане?
- 3 июля 2011 года постановлением Правительства были утверждены Правила прохождения обучения по программе подготовки медиаторов. Таким образом, сформирована нормативно-правовая основа для внедрения и развития института медиации в нашей стране. Впервые за всю историю Казахстана в его правовом пространстве возник не новый вид ответственности или способ обеспечения обязательства, а новый универсальный правовой инструмент. Он направлен на повышение уважения к правам, свободам и к самому человеку, на формирование цивилизованных гражданских и межличностных отношений, укрепление общественного согласия, разрешение социальных, иных противоречий, конфликтов и споров путем конструктивного диалога.
Государство активно стимулирует стороны по гражданским делам на примирение в судах именно в порядке медиации, установив в этом случае возврат уплаченной государственной пошлины. В то же время возврат пошлины не предусмотрен в других случаях примирения с непосредственным участием суда, таких как мировое соглашение, третейское разбирательство. Казахстан является единственной страной в Содружестве независимых государств (СНГ), которая включила процедуру медиации в уголовное судопроизводство по делам, связанным с преступлениями небольшой и средней тяжести.
5 августа 2011 года – в день введения закона «О медиации» в действие - Центр медиации и права «Достасу» провел первую в Казахстане медиацию в рамках предварительного расследования по уголовному делу о дорожно-транспортном происшествии со смертельным исходом. Медиация завершилась успешно, привела к примирению потерпевшую и пострадавшую стороны. И, в конечном счете, к прекращению уголовного дела.
Мы с удовлетворением отмечаем, что совместно с Карагандинским областным судом 8 сентября 2011 года впервые в Казахстане организовали и провели в Караганде открытую международную научно-практическую конференцию «Медиация - пространство свободы, безопасности и справедливости», где были представлены доклады ученых-юристов по направлениям уголовного и гражданского процессуального права ведущих вузов Казахстана, Санкт-Петербургского Государственного Университета - основоположника российской медиации, представителей организаций медиаторов Казахстана, России, Кыргызстана о практике применения закона «О медиации».
В работе конференции приняли участие 270 человек, в том числе руководители крупных коммерческих организаций, местного государственного управления, представители неправительственных организаций, средств массовой информации. Научным итогом конференции стала резолюция, содержащая рекомендации и предложения по внесению дополнений и изменений в закон «О медиации», иные законодательные акты, а также предложения по продвижению медиации в Республике Казахстан.
- Какие именно пожелания, предложения прозвучали на этой конференции?
- Первое - повысить возрастной критерий для медиатора (сейчас он составляет 25 лет) до 30- 35 лет, независимо, занимается лицо медиацией на профессиональной или на непрофессиональной основе. Учитывая, что успех медиативной процедуры, помимо наличия у медиатора высшего профессионального образования, во многом определяется его личностными качествами, житейским опытом и зрелостью суждений.
Второе - определить уполномоченный государственный орган по формированию и ведению единого общеказахстанского реестра профессиональных медиаторов. Третье - дополнить закон нормой об участии в медиации в рамках уголовного судопроизводства, где потерпевший или подозреваемый не достиг 18 лет, не только педагога или психолога, но и законных представителей несовершеннолетнего; регламентировать их участие в медиации Четвертое - установить в законе, что процедура медиации не применяется к ограниченно дееспособным лицам (в настоящее время - только в отношении недееспособных). Пятое - установить в законе исчерпывающий перечень оснований прекращения и приостановления деятельности медиатора. Шестое - разработать и утвердить единую программу подготовки непрофессиональных медиаторов, либо решить вопрос об исключении из закона понятия «непрофессиональный медиатор». Седьмое - предусмотреть ответственность за вмешательство в процедуру медиации (по аналогии с административной ответственностью за нарушение принципа конфиденциальности). Ну и так далее, перечислять много.
- Итак, подытожим? Что ждет медиацию в Казахстане?
- Первые итоги реализации Закона о медиации показывают широкие возможности ее распространения в Казахстане. Учитывая политкоректный менталитет казахстанцев, мы без ложной самонадеянности верим, что медиацию ждет большое будущее.
Вместе с тем, внедрение медиации в жизнь затронуло большой пласт юридических и гуманитарных проблем. В частности, мы видим, что в судейском сообществе Казахстана определилось позитивное восприятие медиации как метода примирения сторон. Большинство судей отмечает, что использование примирительной процедуры в условиях хронической загруженности судов – важный и необходимый фактор, так как суды освобождаются от значительной части нагрузки. При этом роль суда возрастает по тем спорам, где стороны не достигли согласия.
Наиболее актуальную проблему в развитии медиации в нашей стране мы видим сегодня в формировании корпуса профессиональных медиаторов, их качественном обучении. В Казахстане, в соответствии с постановлением Правительства, подготовка медиаторов является исключительной компетенцией организаций медиаторов. Для получения права обучать медиации, медиатор обязан предварительно последовательно освоить три учебные программы, по каждой пройти итоговую аттестацию и получить соответствующий сертификат.
Однако на практике складывается иная ситуация. Вокруг медиации возник круг людей, беззастенчиво и агрессивно предлагающих услуги по обучению медиации. Большинство из них не является медиаторами, не имеет подготовки, соответствующей установленным Правилам, и никому неизвестны в сообществе профессиональных медиаторов Казахстана. Из распространяемых в Интернете объявлений и других доступных источников следует, что они ведут или организуют преподавание в государственных и частных вузах таких дисциплин, как психология, конфликтология, однако к собственно медиации не имеют никакого отношения. Когда, где и кем они обучены медиации, при этом настолько, что уже имеют право сами проводить обучение - неизвестно. Появились субъекты, предлагающие обучение медиации через интернет, хотя в соответствии с законодательством Казахстана, обучение профессиональных медиаторов осуществляется по очной форме.
Очевидно, коммерческая лихорадка, охватившая организации образования, проникла и в сферу обучения медиаторов. Первый опыт внедрения и применения процедуры медиации в Казахстане уверенно свидетельствует, что медиация станет частью повседневной жизни и в целом общей культуры казахстанского общества.