Акжан Ештай: Я всегда готов выслушать мнение граждан

Правосудие должны вершить профессионально грамотные и безупречные в личном поведении юристы.
Как известно, процветает то государство, где неукоснительно соблюдаются законы. В условиях демократического общества и развитого правового государства наиболее совершенным органом в республике, призванным разрешать и минимизировать конфликты, является суд, который служит последним бастионом по защите прав и интересов граждан и юридических лиц. Нынешняя судебная система, перенесшая не один этап своего реформирования, продолжает поступательно следовать принципу обеспечения верховенства закона. О том, какие цели и задачи поставлены Президентом страны перед современной судебной системой и многом другом Zakon.kz рассказал председатель Алматинского городского суда Акжан Ештай.

- Акжан Жайлауханович, в канун 25-летия Независимости Республики Казахстана отечественная судебная система подвела итоги очередного этапа своего реформирования. Какие задачи Глава государства поставил перед судейским сообществом на прошедшем в Астане 7 Съезде судей Казахстана? Какую оценку работе судов дал Президент страны?

- На прошедшем 7 внеочередном Съезде судей Казахстана были подведены итоги очередного этапа реформирования судов за последние годы и поставлены актуальные задачи на перспективу. Отрадно, что мероприятие прошло в преддверии 25-летия Независимости нашего государства.

Перед судейским корпусом Главой государства были поставлены задачи по повышению доверия к правосудию со стороны граждан, представителей малого и среднего бизнеса, иностранных инвесторов, необходимости проведения разъяснительной работы среди рядовых казахстанцев для роста уровня правовой грамотности населения, повышение эффективности примирительных процедур.

Судьи страны ежедневно вносят свой значительный вклад в реализацию задач, поставленных Президентом страны по дальнейшему развитию государства в соответствии с передовыми общемировыми стандартами.

С момента проведения 6 Съезда судей судейским сообществом проделана большая работа по реализации таких стратегических программ как «Казахстан 2050», и Плана Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». С 1 января 2016 года реализация всех 11 шагов, закрепленных в рамках реформы по обеспечению верховенства закона, завершена. Обновление законодательства, усиление требований к кандидатам в судьи и действующим судьям, активное внедрение в работу информационных технологий и другие реформы сформировали в нашей стране, по сути, качественно новую судебно-правовую культуру. Нам удалось существенно повысить уровень профессионализма, доступности и независимости судов.
Казахстанская модель правосудия получила высокую оценку зарубежных стран.

Как было отмечено Главой государства, сегодня судебная власть является одной из крепких основ государственности, обеспечивающей права граждан, интересы общества и государства. Вместе с тем сегодня стоит задача повышения доверия общества к судам. Поэтому судейскому корпусу предстоит масштабная работа.

- Давайте поговорим о статусе самого Съезда. Насколько он считается важным для самих судей?

- Вы правильно отметили каждый Съезд, а их с момента обретения независимости проведено семь – очень важное событие в жизни судейского сообщества и имеет особое стратегическое значение для развития судебной системы республики и приближения ее к мировым стандартам современного правового и демократического государства. На каждом съезде, подводятся итоги работы и ставятся новые задачи по дальнейшему совершенствованию судебной системы. На форуме изучаются мнения судей-делегатов всех регионов страны, а также зарубежных экспертов.

- Важным событием прошедшего Съезда судей стало принятие нового Этического кодекса судей, в котором предусмотрены высокие стандарты поведения судей. Какие стандарты поведения отражены в новом кодексе и с какого времени он начнет действовать?

- Действовавший до недавнего времени кодекс судейской этики, принятый 18 ноября 2009 года пятым съездом Союза судей Республики Казахстан, заметно устарел и не охватывал многие аспекты этического поведения судьи. Возросшие требования общества к морально-нравственному облику судьи потребовали пересмотра норм и положений, регламентирующих этические основы поведения судьи в профессиональной деятельности, а также в обществе, семье и в быту. Ведь согласно своим функциональным обязанностям судья должен быть готов находиться в центре внимания общества, при этом добровольно принимая на себя ограничения в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

К примеру, очевидно, что облику судьи не соответствуют злоупотребление алкоголем, увлечение азартными играми. Судья должен заботиться о своем имидже, быть разборчивым в личных знакомствах и связях, избегать совершения сделок, которые могут навредить его репутации. Судья не должен заниматься политикой, предпринимательской и религиозной деятельностью. Судья, будучи сам высоко дисциплинированным должен требовать этого от всех участников, но не злоупотреблять своим авторитетом для достижения личных целей. Одним из обязательных требований к судье предусмотрено оформление судебных актов на высоком профессиональном уровне, грамотно и лаконично.

Необходимо отметить, что разработке кодекса активно участвовали судьи, направляя свои предложения на сайт Верховного Суда. Основополагающими принципами, для судьи, являются независимость, объективность, честность и неподкупность, соблюдение этических норм, равенство и компетентность. Кроме того, Кодексом учтены положения Бангалорских принципов поведения судей и рекомендации Киевской конференции по вопросам независимости судебной власти.

Новый Этический кодекс соответствует требованиям, предъявляемым обществом к поведению и моральному облику судьи, и его принятие призвано способствовать укреплению и повышению в обществе авторитета судьи как носителя судебной власти, а для граждан он станет гарантией надежности судейского корпуса.

Еще одним важным аспектом стало то, что на основе кодекса гражданин получил право обжаловать действие судей в Судебном жюри при Верховном суде.

Правосудие должны вершить профессионально грамотные и безупречные в личном поведении юристы. Сочетание этих двух качеств – залог уважение населения к персоне судьи.

- Статистика рассмотренных судами дел показывает, что подавляющая часть – гражданские споры. Чем обуславливается такое увеличение? Можем ли мы, основываясь на этом, говорить о росте доверия граждан судам?

- Действительно большая часть рассмотренных судами дел - гражданские споры. Во многом этот фактор говорит о том, что задача по реализации доступности судов для граждан успешно реализуется. Для установления законности люди стали чаще обращаться в суды. Статистика 2015 года показывает, что судами рассмотрено более одного миллиона гражданских дел. Количество рассматриваемых дел ежегодно в среднем растет на 10-15 процентов. Увеличение обращений в суды является красноречивым свидетельством того, что в обществе укрепляется уверенность в том, что законы работают, что человек может отстоять свои интересы в рамках правового поля. Помимо этого показатели проводимых соцопросов и рейтингов также говорят о высокой эффективности в вопросах обеспечения верховенства права отечественной судебной системы. По итогам независимого опроса граждан, проведенного в 2015 году экспертами Программа развития ООН, 71,4 процента респондентов удовлетворены работой казахстанских судей. В текущем году Верховным Судом проведено онлайн-анкетирование участников судебных процессов, результаты которого показали, что общий уровень удовлетворенности качеством работы судов составляет 74,4 процента по республике.

- Нуждается ли сегодня судебная система в увеличении штатной численности судей?

- Хороший вопрос. Он логично вытекает из моего предыдущего ответа. Как известно, в целях снижения нагрузки еще в 2014 году решением Главы государства, озвученным им на 6-м Съезде судей, на 450 единиц была увеличена штатная численность судей районных судов и на 540 единиц – численность аппарата судов. Анализ предыдущих лет показал, что такая мера была вынужденной, поскольку нагрузка на судей судов первой инстанции была колоссальной, что зачастую сказывалось на качестве. В последующем благодаря увеличению штатной численности судей нам удалось выправить положение. На сегодняшний день благодаря применению в судах информационных технологий, в частности, информационной аналитической системы «Төрелік», нагрузка дел стала более диференцированной. Работа с данной системой значительно облегчила работу как канцелярии суда, так и работу судей. Распределение дел переведено в автоматический режим. При этом система учитывает такие факторы как специализацию, нагрузку, переназначение судьи в другой суд, выполнение функций следственного судьи по уголовным делам и дежурного судьи по административным делам. И даже такие вещи, как пребывание судьи в отпуске или на больничном. Такой подход в распределении дел исключил субъективный фактор.

- Какие меры предприняты судебной системой по упрощению судопроизводства?

- С момента действия нового Гражданского процессуального кодекса прошел год. Внесены серьезные изменения, которые привели нашу правовую практику к лучшим мировым стандартам, при этом сохранены все базовые институты. Это отметил и Президент страны на Съезде судей.

Сегодня во главе угла стоят эффективность разрешения спора, время рассмотрения дел и финансовые затраты, связанные с судебными издержками, издержки на исполнение решения и расходы на оплату юридических услуг. Качество судопроизводства определяется исходя из структуры судебной системы, эффективности рассмотрения дел, уровня автоматизации работы и механизмы альтернативных методов разрешения споров.

Новый Гражданский процессуальный кодекс значительно упростил судопроизводство, как для предпринимателей, так и для населения. Повысилась оперативность рассмотрения дел. Судебные споры теперь не занимают много времени у предпринимателей. Введен институт упрощенного рассмотрения дел без вызова сторон, увеличено количество требований, по которым выносится судебный приказ, с 11 до 18. Применение указанных процедур позволило сократить расходы участников судебного процесса, в том числе за счет отсутствия необходимости лично присутствовать в судебных заседаниях и наличия возможности ознакомления с документами посредством удаленного доступа.

Дальнейшее развитие системы правосудия связывается с активной имплементацией норм и принципов международного права в деятельность судов. При этом акцентируются вопросы повышения качества досудебного производства, обеспечения доступа участников процесса к правосудию.

Важным направлением продолжает оставаться полноценное внедрение в юридическую практику альтернативных способов разрешения споров. Это прямое поручение Главы государства и одна из актуальных задач Концепции правовой политики, что должно также способствовать уменьшению числа дел, поступающих в суды.

- Акжан Жайлауханович, принципиальным вопросом для самой судебной системы является формирование достойного судейского корпуса. В условиях усиления подотчетности судей, как сегодня выстроена система отбора судейских кадров новой формации?

Как известно, венцом юридической профессии является должность судьи. Одним из главных условий для эффективного отправления правосудия является кадровое обеспечение судебной системы. Этому был посвящен 17-й шаг Плана Нации, для реализации которого проведены кардинальные изменения, касающиеся правового статуса органа, осуществляющего отбор судей, повышения требований к кандидатам в судьи и ужесточения механизмов их отбора.

Согласно новым законам, судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан, имеющий не менее 5 лет стажа в качестве секретаря судебного заседания, консультанта суда, прокурора, адвоката либо не менее 10 лет стажа по юридической профессии.

- А какой орган служит катализатором отбора качественных судейских кадров?

- Качество работы судей оценивается Судебным жюри. В его структуре действуют две комиссии: квалификационная, осуществляющая оценку профессиональной деятельности действующих судей, дисциплинарная - рассматривающая вопросы подтверждения права судьи на отставку, возбуждения дисциплинарного производства в отношении судьи.

Оценка профессиональной деятельности судьи проводится по результатам одного года работы в должности судьи.

В последующем оценка профессиональной деятельности вновь назначенного судьи проводится через каждые пять лет. Оценивается уровень профессиональных знаний судьи, умение применять их на практике, результаты судебной деятельности кандидатов в судьи. Процедура сдачи квалификационного экзамена, включающая в себя компьютерное тестирование на знание законодательства билетам, моделирующим конкретные ситуации из судебной практики, дополнена психологическим тестированием и полиграфологическим исследованием (детектором лжи). Такой подход влияет на улучшение качественного состава судейского корпуса, стимулирует повышение ими своей квалификации и ответственности.

Оценка профессиональной деятельности действующих судей определяется на основании материалов и сведений, представленных на рассмотрение квалификационной комиссии Судебного жюри, а также по результатам проверки знаний материального и процессуального законодательства по экзаменационным билетам и проведенного собеседования.

Введена оплачиваемая годичная стажировка в суде кандидатов на судейские должности с отрывом от основного места работы. Отбор лиц на прохождение стажировки кандидатом в судьи осуществляется специально созданными комиссиями при областных судах. Прохождение стажировки регламентируется отдельным трехсторонним соглашением, а распределение вакантных мест для прохождения стажировки кандидатам в судьи осуществляется на основе квоты.

Дисциплинарная комиссия теперь напрямую рассматривает жалобы граждан на действия судей.

Изменение системы подготовки и отбора кандидатов на должности судей позволил укрепить судейский корпус наиболее опытными и подготовленными специалистами, имеющими за своими плечами не только профессиональный, но и жизненный опыт. В судейском корпусе не должно быть случайных людей. Уже сегодня судейский корпус пополняют более подготовленные, опытные специалисты. Средний возраст назначаемых судей составляет 35 лет. Суть всех проводимых реформ связана с формированием судейского корпуса с безупречной репутацией, заслуживающей безусловное доверие граждан.

- Недавно вы в составе делегации Верховного Суда страны побывали в Китае. Расскажите о целях этой рабочей поездки, и что нового для себя узнали?

- Да, в середине ноября я в составе делегации Верховного Суда по приглашению Председателя Верховного Народного Суда КНР господина Чжоу Цяна принял участие в работе Третьей Всемирной Интерне-конференции, которая прошла в городе Учжень.

В состав делегации вошли судья Верховного Суда Улболсын Сулейменова, заведующий отделом информационных технологий и защиты информационных ресурсов аппарата Верховного Суда Сергазы Омаш, а также руководитель Администратора судов города Алматы Данияр Кирикбаев.

Встреча была ориентирована на обмен опытом по информатизации, совершенствованию судебных систем и обсуждению общих вопросов, с которыми могут столкнуться суды при работе в Интернете.

В частности, в рамках форума «умный суд» с участием представителей судебных систем разных стран нами обсуждены вопросы интеллектуализации и ИТ-приложений в судоустройстве и судопроизводстве, роли судов в управлении Интернетом, интеллектуализированного применения больших данных в судах. Мы обменялись мнениями по судебной открытости, защите личной информации, а также международному сотрудничеству в сфере информатизации судов.

Китай в этом плане нас приятно удивил тем, что местные суды на всех уровнях ускоряют внедрение систем информатизации судов версии 3.0, функционирующего в части межсетевого обмена. Там также активно внедряют удобные для посетителей судов и участников процесса «умные приложения».

- Какую позицию казахстанское правосудие занимает среди других стран в области применения электронного судопроизводства?

- Могу с уверенностью заявить о том, что суды Казахстана также имеют практический опыт применения новейших технологий в судопроизводстве. Нами также был выставлен стенд, демонстрирующий все новшества используемые сегодня в наших судах. В целом можно утверждать, что Казахстан в части применения информационных технологий находится в числе передовых стран. По итогам поездки могу сказать, что нам есть чему поделиться и перенять.

- Насколько сейчас доступен и открыт для обращений граждан председатель Алматинского городского суда?

- За все время своей деятельности в должности председателя Алматинского городского суда я всегда провожу различные встречи с общественностью и средствами массовой информации. Мною на еженедельной основе проводятся приемы граждан. С обращениями граждане могут также обращаться ко мне посредством блог-страницы, которая действует на официальном сайте городского суда. Одних интересуют вопросы взыскания задолженности по заработной плате, пенсии, других обжалование действий государственных органов, третьих, например, порядок прохождения пробационного контроля, сроки обращения в суд с иском о восстановлении на работе. Я всегда готов выслушать мнение граждан.

- Скажите, как влияет общественное мнение на выносимые судьями решения по резонансным делам?

- Принятие судебного решения – процесс нелегкий, поскольку на чаше весов стоят судьбы людей. Этот процесс оставляет судью один на один с текстом закона с одной стороны и представленными доказательствами и доводами участников процесса. Судья – профессионал. По каждому судебному делу вне зависимости от того резонансное оно или нет, судьей должно приниматься правильное законное и справедливое решение.

Верховный суд Актау Актобе Алматы Казахстан Китай Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: