А.Ерманов: Медиация у нас вошла в повседневную жизнь

Институт медиации направлен на повышение уважения к правам и свободам человека, на разрешение споров цивилизованным путем.
Как известно, для создания правовой основы при выборе способа разрешения возникшего спора или конфликта в республике несколько лет назад был принят закон «О медиации». О том, как он работает на практике в судах и насколько востребован этот способ разрешения конфликтов Zakon.kz рассказал председатель Атырауского городского суда Алмат Ерманов.

- Алмат Нурмуратович, что такое медиация, и кто может может применять эту процедуру при урегулировании споров?

- Медиация (от англ. mediation - посредничество) по своей сути означает содействие третьей незаинтересованной стороны двум или более другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации.

Медиация - это внесудебный способ урегулирования споров, избираемый сторонами на добровольной основе, для достижения определенных целей.

Закон призван обеспечить урегулирование общественных отношений, содержит нормы, определяющие общие положения, закрепляющие: правовое положение медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение медиации; порядок проведения медиации.

Согласно данному закону процедуру медиации вправе проводить медиатор, т.е. независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями настоящего закона (ст.9).

Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и состоящие в реестре профессиональных медиаторов. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов.

Наряду с медиаторами, осуществляющими свою деятельность на непрофессиональной основе, медиацию могут проводить избираемые собранием (сходом) местного сообщества для этих целей члены местного сообщества, имеющие большой жизненный опыт, авторитет и безупречную репутацию (ст.15 Закона).

Медиатором не может быть лицо:

1) уполномоченное на выполнение государственных функций и приравненное к нему; 2) признанное судом в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; 3) в отношение которого осуществляется уголовное преследование; 4) имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость.

- А как можно узнать настоящий ли медиатор предлагает свои услуги или нет?

- Важно отметить, что лица, которые в соответствии с настоящим законом вправе осуществлять деятельность по урегулированию конфликта на профессиональной или непрофессиональной основе, во-первых, должны отвечать вышеперечисленным требованиям, во вторых, включаются в соответствующий реестр, доступный для любых лиц, которые вправе выбрать из списка соответствующего медиатора, ознакомившись с необходимыми сведениями о нем.

Исторические предпосылки для развития института медиации в нашем государстве имеются, это известные нам суды биев. Функцию бия мог выполнять любой человек, обладающий авторитетом в обществе. Так же, как и медиатор бий избирался по взаимному согласию сторон.

В современном обществе институт медиации, также как и институт биев, направлен на повышение уважения к правам и свободам человека, на разрешение споров (конфликтов) цивилизованным путем-посредством конструктивного диалога, сохранения отношений между спорящими сторонами.

- Что показывает опыт, насколько востребован данный институт в Казахстане и решает ли он призванные задачи?

- Достаточно востребован. Примирительные процедуры в значительной мере способствуют разгрузке судебной системы, качественному изменению и совершенствованию культуры разрешения споров в обществе. При этом именно медиация предоставляет сторонам возможность достичь соглашения, отражающего их истинные интересы и потребности на основе исчерпания конфликта.

Кроме того, процедура медиации позволяет учесть важные для сторон аспекты спора, которые в силу объективных причин не могут быть рассмотрены судом, обеспечивая многообразие средств защиты прав граждан без ущемления права на судебное разбирательство, что способствует повышению доверия к суду и в целом к институтам государства.

- Какую роль при этом играют суды?

- Мировой опыт показывает, что судебная система играет ключевую роль в вопросах распространения и популяризации медиации. Предложение или направление суда на процедуру медиации, разъяснение сторонам сути данной процедуры позволяют решать сразу несколько задач. С одной стороны, информируя стороны о праве обратится к процедуре медиации, разъясняя ее суть, особенности и преимущества, суд выполняет информационно-просветительскую и пропагандистскую функцию, которая является важной социальной миссией судей и судебной системы в целом. С другой стороны, в случае предложения провести процедуру медиации или направления суда на медиацию, стороны спора более склонны обратиться к данной процедуре, в силу уважения к суду и опасения негативных процессуальных последствий.

Одновременно с этим частично решается задача по стимулированию сторон к обращению к процедуре медиации в случае, когда они потенциально заинтересованы разрешить спор без судебного вмешательства, но по субъективным причинам не инициируют данный процесс самостоятельно.

Медиацию и суд объединяют общие задачи в виде разрешения споров, хотя данные способы урегулирования различаются по своей природе и принципам, на основании которых строится деятельность каждого института.

- Насколько я знаю, в новом Гражданском процессуальном Кодексе (ГПК) медиации уделено особое внимание, что изменилось после его принятия?

- Да, вы правы. В новом ГПК особое внимание уделено примирительным процедурам, в том числе и процедуре медиации…

К примирительным процедурам в соответствии с новым ГПК относятся заключение мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры.

В настоящее время медиацию могут проводить и суды. При заключении медиативных соглашений на ранних стадиях процесса в судах первой и апелляционной инстанций госпошлина, уплаченная при подаче иска, возвращается в полном объеме, а в кассационной инстанций в размере 50 процентов.

Медиация от судебного разбирательства отличается, прежде всего, тем, что стороны сами разрешают спор и сохраняют между собой отношения.

- Расскажите, пожалуйста, как применяются примирительным процедуры в городском суде?

- Атырауским городским судом активно используются примирительные процедуры, в частности, возможности институтов мирового соглашения, процедуры медиации и партисипативных процедур.

Так, за 11 месяцев 2016 года количество дел, оконченных с применением процедуры медиации, составило 410 дел, это 58 процентов от числа прекращенных гражданских дел в суде, с утверждением мирового соглашения – 123 дела, с применением партисипативных процедур – 7, всего 540 дел были окончены с примемением примирительных процедур.

Следовательно, по всем этим делам судьи суда привели стороны к мирному разрешению спора, предоставив им возможность избежать последующих длительных судебных разбирательств, сэкономить время и материальные расходы, сохранив между ними доброжелательные отношения.

Кроме того, следует отметить, что из указанных 410 дел, прекращенных ввиду применения процедуры медиации, по 227 делам применена процедура медиации по спорам вытекающих из семейно-брачных отношений, что способствовало сохранению семьи и супружеских отношений.

Данные статистические данные показывают, что процедура медиации показала свою действенность и можно с уверенностью говорить, что Медиация у нас вошла в повседневную жизнь.

- Спасибо за интервью.

Следите за новостями zakon.kz в: