Тонкости «шелкового» сопряжения

Итогом сопряжения ЕАЭС и экономического пояса Шёлкового пути должно стать упрощение торговли и улучшение защиты взаимных инвестиций между государствами – членами ЕАЭС и КНР.
Бурное развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве, стало оказывать серьезное влияние на самые различные аспекты жизни Казахстана. Особое влияние новые интеграционные объединения оказали на отношения наиболее мощного экономического партнера Казахстана – Китайскую Народную республику.

После того, как в 2011 году заработал Таможенный союз, который в 2015 году полностью трансформировался в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), создалась новая экономическая реальность. Ведь благодаря новой, единой таможенной политике, ЕАЭС произошло объединение экономического пространства Казахстана, России, Белоруссии, Кыргызстана и Армении. Причем, объединение было не декларативным, а вполне с осязаемым эффектом, ведь в ходе унификации таможенных пошлин, ставки на казахстанских границах выросли в разы.

С одной стороны, высокие пошлины сделали менее выгодным поставки китайских товаров, а с другой, в связи с ростом заработных плат в Китае, сами китайские товары также выросли в цене. В результате, белорусские, российские и казахстанские товары стали дешевле, чем их китайские аналоги. Подобная ситуация стала подталкивать Казахстан и Китай искать новые пути сотрудничества.

Борьба за инвестиции

В этой логике, ключевым событием стал в 2013 году приезд председателя «пятого поколения» китайских руководителей Си Цзиньпина. В ходе данного визита лидер Китая провозгласил новую стратегию «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), что стало стартом для нового рывка углубления экономических взаимоотношений.

Нужно заметить, что «Экономический пояс Шелкового пути», впоследствии ставший частью глобальной китайской инициативы «Один пояс – один путь» был воспринят во всем мире с большим энтузиазмом. Ведь Китай предложил новую модель мирового экономического роста за счет развития инфраструктуры. Более того, в отсутствие желания вкладываться со стороны Старого света, китайский вариант особенно интересен тем, что Пекин готов инвестировать в собственный проект, накопленные за долгие годы экономического роста резервы.

Евразийский континент стал одним из наиболее перспективных маршрутов «Одного пояса – одного пути» и евразийские страны мгновенно оценив потенциал привлечения огромных средств и технологий в собственную транспортную инфраструктуру и экономическое развитие, по сути вступили в конкуренцию. А именно, Россия стала лоббировать свой Транссиб, указывая на долгую историю успешных перевозок по данному маршруту. Свой вариант предложила Монголия, а именно создания концептуально нового маршрута через эту степную страну. Кыргызстан также пытается стать транспортным хабом будущих глобальных сухопутных перевозок.

Однако, наибольшего успеха «Экономический пояс Шелкового пути» достиг явно в Казахстане. И здесь заслуга не только стратегов из Чжуннаньхая, но и казахстанских дипломатов, накопивших за годы сотрудничества большой опыт работы с коллегами из Поднебесной. Именно поэтому, Казахстан стал рекордсменом по привлечению инвестиции под эгидой «Одного пояса – одного пути», буквально с первых минут его зарождения.
Так, общая сумма подписанных контактов в ходе первого визита председателя Си Цзиньпина, когда собственно была объявлена программа ЭПШП, составила порядка $30 млрд. Важным событием развития новых маршрутов, стало открытие в конце декабря 2012 года железнодорожного пограничного перехода «Коргас-Жетыген» между Казахстаном и Китаем. Протяженность казахстанского участка этой линии – 293 километра, что позволило сократить расстояние от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии на 550 километров. Предполагается, что годовой грузооборот линии к 2020 году будет доведен до 25 млн тонн.

Декабрьские переговоры 2015 года глав правительств в Астане завершились подписанием нового пакета соглашений на общую сумму $14 млрд, что только продолжило договоренности 2014 года. Также по итогам данной встречи возник новый проект: КНР планирует перенести ряд производственных мощностей на территорию Казахстана. Общая сумма подписанных контрактов составила на тот момент 14 млрд. долларов.

В частности, КНР выразил заинтересованность в инвестировании производственных предприятий в сфере строительной индустрии и сельхозпереработки. «Мы готовы создать на территории Казахстана заводы по производству стекла, цемента и переработке сельхозпродукции, что очень созвучно с концепцией программы «Нұрлы жол», - подчеркнул премьер-министр Китая Ли Кэцян. Кроме того, китайских инвесторов интересуют текстиль, химия, металлургия, машиностроение, нефтехимия, стройматериалы, горнорудные проекты и энергетика.

Стоит отметить, что динамика китайской инвестиционной активности демонстрирует, что наиболее привлекательным для китайского капитала в Евразийском союзе является Казахстан. Так, накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из Китая в страны Евразийского союза в 2009–2013 годах выросли с $11,02 млрд до $24,67 млрд. Но при этом, 91,5% всей суммы ($22,57 млрд) приходятся на Казахстан. С сентября 2013 года по декабрь 2015 года - между двумя странами подписано инвестиционных соглашений на колоссальную сумму в 54 млрд. долларов.

В общественном мнении Казахстана есть разные точки на развитие сотрудничества с Китаем. В частотности и по привлечению китайских инвестиций. Однако, в условиях экономического кризиса, отказ от инвестиций и технологий из Китая, может привести к тому, что все эти потоки будут направлены в соседние страны или регионы. Ведь помимо России, Кыргызстана, Монголии, за инвестиции в регион борются и западные провинции Китая, которые также нуждаются в дополнительных финансовых подпитках, крупных промышленных и технологических проектах. Поэтому, в самом Китае, на уровне региональных элит также есть голоса, что все эти средства нужно отправлять не в Казахстан, а например, в Синьцзян-уйгурский автономный район граничащий с нами. В этом смысле, казахстанской дипломатии приходится играть между двумя огнями, увеличивая приток нужных стране финансов, обходя зарубежных конкурентов и активно работая по информированию внутреннего общественного мнения.

Проекты сотрудничества

Из всех стран Евразийского союза, Казахстан наиболее продвинулся в договоренностях по участию Китая в формировании обновленной транспортной инфраструктуры. Реальными проектами первой очереди стали: безвозмездное строительство Китаем Большой алматинской кольцевой автодороги, дорога до границы с Китаем до станции Алашанькоу и масштабный проект по оптимизации общественного транспорта Астаны, также следует упомянуть работу казахстанского терминала в порту Ляньюньган, составы из которого уже курсируют по новому Шелковому пути до немецкого города Дуйсбург.

За последние три года запущено несколько крупных казахстанско-китайских проектов. В их числе - новый железнодорожный переход Алтынколь - Хоргос, газопроводы Сарыбулак - Зимунай и Бозой - Шымкент, Актауский битумный завод, проект по комплексной переработке угля с получением жидкого топлива, производство калийных удобрений. Китайская корпорация CNPC вошла в число акционеров Кашаганского проекта.

Также Китай выразил готовность инвестировать в создание самых разнообразных производств. Перечисление в данном случае смысла не имеет, отметим лишь, что диапазон крайне широк: от электроэнергетики до переработки масличных и от производства нефтегазового оборудования до производства автомобилей.

На сегодняшний день, в Казахстане выдвигается 52 проекта в сфере производства на общую сумму 26 млрд. долларов. В большинстве проектов, мажоритарным инвестором выступает казахстанская сторона. Реализация всех проектов позволит создать порядка 15 тысяч рабочих мест, на которых не меньше 80% работников предполагается будут граждане Казахстана.
Крупнейшими предприятиями в рамках данной программы индустриально-инвестиционного сотрудничества намечены:

Строящийся в Алматы завод по производству бесшовных труб компании ТОО «Asia Steel Pipes Corp» мощностью 150 тыс. тонн в год;

Планируемый к строительству в ВКО в 2017 году медеплавильный завод АО «KazMinerals» мощностью до 300 тыс. тонн меди в год;

Строительство интегрированного газохимического комплекса, мощностью 500 тыс. тонн полипропилена в год.

Уже реализована крупно-узловая сборка китайских автомобилей марки «JAC» в Северо-казахстанской области, а с 2016 года завод планировал перейти на мелко-узловую сборку автомобилей.
Компаниями «Rifa Holding Group» и «Евразия агрохолдинг» планируется строительство мясокомбината в Восточно-Казахстанской области (ВКО) с годовой мощностью 17 тыс. тонн баранины и говядины. По предварительным планам, порядка 80% производимой комбинатом продукции будет направлено на экспорт в КНР. Общая стоимость проекта оценивается в 7,9 млрд тенге, а доля китайских инвесторов в проекте будет составлять 49%.

Развитие международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" и инфраструктуры к нему

Развитие на границе с Китаем индустриально-сервисной зоны "Достык"

Строительство вторых путей на участке Алматы-1 - Шу

Завершение строительства железнодорожной линии Боржакты - Ерсай

Строительство паромной переправы в порту Курык, которое будет финансироваться по следующей структуре

Сотрудничество китайской промышленной группы «AIJIU» и ТОО «Total Impex» по строительству в Северно-Казахстанской области (СКО) предприятия по глубокой переработке масличных и зерновых культур.

Проект в растениеводстве между компаниями «COFCO» и «Евразия агрохолдинг», будет включать в себя мощности по выращиванию томатов и их переработке в томатную пасту на территории Кзыл-Ординской и Западно-Казахстанской областей и в ВКО. Стоимость проекта оценивается в 80 млн. долларов.

Проект по строительству железнодорожной линии «Жезказган — Бейнеу», протяженностью 988 км позволит сократить расстояние транзитных перевозок до 1 200 км от станций «Достык» и «Алтынколь» в морской порт Актау.

В свою очередь, Казахстан предложил поставлять в Китай электрическую энергию, путем строительства высокой линии постоянного тока от Экибастуза до подстанции Хами в СУАР. Данный проект позволит передавать порядка 6 ГВт в Китай.

Предприятия, созданные в рамках программы индустриально-инвестиционного сотрудничества, будут отправлять свою продукцию преимущественно на экспорт в КНР. Как заявил СМИ председатель правления АО «Kaznex Invest» Борисбий Жангуразов, в число этих проектов не входят предприятия в горнодобывающем секторе. «Это очень крупные индустриальные проекты. Все они будут строиться с использованием новейших технологий, нового оборудования. Охват программы достаточно широкий. Речь идет о проектах горно-металлургической отрасли, машиностроения, энергетики, химии, нефтехимии, легкой промышленности, переработки пищевой продукции, в частности, это проект по производству рапсового масла. Все эти отрасли соответствуют государственным приоритетам и госпрограмме индустриально-инновационного развития. Большинство из этих проектов будут производить готовую продукцию. Обрабатывающего сектора и нефтедобывающих проектов в программе нет. Речь идет о производстве в обрабатывающем секторе». Эти предприятия будут построены в Алматинской, Акмолинской, Павлодарской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях. Всего по всей республике «Kaznex Invest» работает 79 проектами с китайским участием на сумму 27,9 млрд. долларов.

Кроме того, в ноябре 2015 года стало известно о том, что Китай снял ряд серьезных барьеров для импорта казахстанской сельскохозяйственной продукции, чего казахстанская сторона добивалась уже давно. Запускается процесс упрощенного получения бизнес-виз. А также, Китай и Казахстан решили провести в 2017 году серию туристических мероприятий. Тем самым, модель взаимоотношений переходит от этапа обмена энергетических ресурсов на товары широкого потребления, к уровню интенсивного создания совместных производств.

Тем самым, за последние два года подписаны двусторонние контракты на общую сумму более 70 миллиардов долларов. В различных сферах заключено более 250 межправительственных и межведомственных соглашений.

***
Нужно заметить, что ключевой идеей ЭПШП является строительство коридоров для различных видов транспорта – автомобильного, железнодорожного, трубопроводного и морского. Инфраструктурные вопросы являются одними из ключевых пунктов всех национальных стратегий упомянутых выше. И хотя, само улучшение инфраструктуры коснется лишь ограниченных участков территории Казахстана, сам факт участия и подключения к трансконтинентальной транспортной магистрали обеспечит не только транзитные платежи, но и дополнительные инвестиционные возможности по созданию экспортно-ориентированных производств с быстрой доставкой продукции во все страны, задействованные в проекте ЭПШП.

Помимо расширения товарных потоков в направлении Восток-Запад, ЭПШП создает возможности для торгово-экономического взаимодействия в направлении Север-Юг, являясь перспективным путем торговли между Россией и странами Южной Азии, параллельно с морской торговлей по Каспийскому морю.

Итогом сопряжения ЕАЭС и экономического пояса Шёлкового пути должно стать упрощение торговли и улучшение защиты взаимных инвестиций между государствами – членами ЕАЭС и КНР. Речь идёт об облегчении торговых процедур при перемещении товаров через границу, устранении регулятивных барьеров, сотрудничестве в высокотехнологичных секторах, таких как информационные технологии, медицинские и образовательные услуги, электронная торговля и энергоэффективность. Однако, договорно-правовую базу по этим направлениям только предстоит выработать.

Общие проекты могут быть реализованы через уже созданные институциональные рамки, например, ЕАЭС. Самое главное достижение ЕЭАС на данный момент – единая таможня – дополняется целым рядом преимуществ действующего и развивающегося интеграционного проекта (общие фито-санитарные нормы и т.д.). Эти инструменты могут создать колоссальные возможности для приграничной торговли внутри Союза и на его границах. На сегодняшний день, Казахстан энергично использует все свои возможности по привлечению капиталов по программе «Один пояс – один путь», становясь основным проводником нового Шелкового пути в Евразийском союзе.

Адиль Каукенов.

Фото: ictsd.ru.
Цзиньпин Си Актау Актобе Алматы Армения Казахстан Китай Кызылорда Кыргызстан Монголия Нур-Султан Семей Центральная Азия Экибастуз
Следите за новостями zakon.kz в: