ЭКСПО-2017: общественный взгляд

Zakon.kz
Руководитель Общественного совета АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» рассказал о взаимодействии населения, бизнеса и самой нацкомпании.
Первичным импульсом, так называемым power message всемирному сообществу о заявке Казахстана на «зеленый» характер развития, Ерлан Сыдыков называет Указ Главы государства о закрытии Семипалатинского ядерного полигона в 1991 году. Об этом он рассказал в интервью газете «Казахстанская Правда».

Именно оттуда ректор Евразийского национального университета им. Л. Гумилева и председатель Общественного совета АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» ведет параллели к ожидаемому событию нынешнего лета – выставке со слоганом «Энергия будущего».

– Один и тот же источник энергии способен разрушать и созидать. Всепланетное сообщество направило силу атома на мирные цели, и потому он сейчас считается самым эффективным источником электроэнергии. Но это несет в себе определенный риск, что показали в разные годы и Чернобыль, и Фукусима, – считает Ерлан Сыдыков. – Именно отсюда интерес к возобновляемой энергии ветра, солнца и воды. Активно разрабатывая практические методы извлечения энергии из сил природы, мы и создадим «зеленую» экономику.

– Ерлан Батташевич, как руководитель Общественного совета АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» Вы должны знать и положительные стороны процесса подготовки к ЭКСПО, и проблемы. Каких больше?

– Больше положительных, я уверен. До открытия ЭКСПО-2017 осталось 4 месяца, могу заверить, что процесс идет полным ходом. В настоящее время свое участие подтвердили уже 18 международных организаций и 112 стран, из которых 108 уже назначили своих комиссаров. Подписано 100 договоров, 75 стран забронировали даты проведения национальных дней. Получено свыше 90 концепций национальных павильонов.

Напомню, Общественный совет был сформирован еще в декабре 2015 года, а в январе 2016-го мы начали свою работу. При этом АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» – первая компания из квазигосударственного сектора, которая имеет свой Общественный совет. Налицо – прозрачность работы: на все вопросы находятся ответы.

Идет активное взаимодействие населения, бизнеса и самой нацкомпании. Это большой плюс. Исходя из наших объединенных усилий, Правительство учтет рекомендации, так как мы исходим из интересов общества. По итогам проведения ЭКСПО мы обнародуем финансовые результаты и, сведя к определенному знаменателю, рассмотрим, целенаправленно ли расходованы государственные средства. Пролить свет на это поможет наш Общественный совет.

– На Ваш взгляд, идея «зеленой» энергетики получила распространение в массах?

– Эта идея несет в себе не только ядро «зеленой» революции, она имеет и политическую, и социальную, и общечеловеческую, и гуманитарную составляющие. Я, как ученый гуманитарного направления, хочу видеть эффект гуманизации. Считаю, ­ЭКСПО-2017 даст мощный импульс для культуры восприятия, произойдет переоценка ситуации в энергетике. К сожалению, сейчас мы не воспринимаем всерьез имеющиеся проблемы, но надо привить понимание необходимости перехода на бесконечно полные источники энергии.

Возобновляемые источники энергии находятся в центре внимания целых государств и глобальных компаний. Несмотря на то что кризис приостановил инвестиции в нефтегазовый сектор на 400 миллиардов долларов, вложения в 2015 году в ВИЭ составили 330 миллиардов долларов. Если сегодня в среднем в мире они занимают 15% в общей доле энергетики, то к 2050 году ожидается 50%.

Один из главных тематических павильонов ЭКСПО-2017, в котором будут представлены передовые технологии в области «Энергия будущего», – это «Зона лучших практик». В сентябре прошлого года были отобраны 24 лучших проекта из 13 стран (Казахстан, Россия, Австрия, Венгрия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Финляндия, Канада, Польша, Франция и США). В составе комиссии, которая их оценила, известные деятели в области мировой энергетики и видные ученые, включая двух нобелиатов – профессора Калифорнийского университета в Беркли Джорджа Смута и генерального директора Института энергии и ресурсов Раджендры Пачаури.

А наша задача как Общественного совета – организовать участие людей в выставке для того, чтобы люди ушли оттуда с новым мышлением. Повторю, вся идея ЭКСПО поставлена во благо гуманизации казахстанского общества.

– ЭКСПО закончится, а туризм останется: в перечне рекомендаций госорганам говорится об основном генеральном агенте – DMC (Destination management company), на которого можно возложить ответственность за качество турпродукта «перед иностранными операторами». Уже известно, какую компанию избрали на эту роль?

– Развитие туриндустрии в нашей стране есть, но силы были сконцентрированы доселе на выездном туризме. Внутренним практически не занимались. Тур­отрасль передают из ведомства к ведомству, буквально на днях она передана Министерству культуры. Мы надеемся, что эта отрасль оживет и заработает, она очень доходна! Казахстан – девятая территория мира, и грех его не показывать! Думаю, ЭКСПО станет хорошей возможностью. До 5 миллионов человек ожидаются в гости, и все они непременно расскажут у себя дома про Казахстан.

Я считаю, что туризм – не только экономическая категория, в нем есть и политическая, и гуманистическая составляющие. Но с экономической точки зрения очень доходна, повторюсь. По статистике, в 2015 году в мире насчитывалось 1 миллиард 184 миллиона турис­тов. В 2016 году это количество возросло примерно на 5%, а это на 50 миллионов туристов больше.

Мы считаем правильным, что Общественный совет занимается вопросами роли ЭКСПО для дальнейшего развития туризма в Казахстане, поскольку он станет одним из важных источников доходов для покрытия больших инвестиций, связанных с этим проектом. Мы пытаемся сделать все возможное, чтобы обеспечить международных туроператоров с мировым именем информацией, а их задача – публикация пакетов на период ЭКСПО в широких источниках. С этой целью мы предлагаем уполномочить одну национальную организацию в Казахстане выполнять роль DMC. Именно она, как основной генеральный агент, будет нести ответственность за качество продукта на месте перед иностранными туроператорами. Решение самой задачи – за Правительством.

– Как Вы считаете, получится ли у нас одновременно со стартом ЭКСПО запустить программу по развитию туризма на космод­роме Байконур, тем более что предстоит организовать межстрановые – с Россией – договоренности и получить результат? А до ЭКСПО – 4 месяца...

– Кызылординская область имеет все предпосылки, чтобы эффективно развивать внутренний и въездной туризм. Одно­значно, что космодром Байконур в период проведения выставки станет основной точкой притяжения туристов. С нынешнего года впервые за всю историю 7 отечественных туроператоров получили право участвовать в создании, формировании и продаже туров на комплекс Байконур.

Для полноценного развития туризма в ближайшее время заинтересованными госорганами двух стран будет утверждена совместная программа по туристической привлекательности Байконура. Что самое важное, практически решен вопрос о сокращении сроков рассмотрения заявок на допуск иностранных туристов на комплекс Байконур с 45 до 10 дней. Это предложение мы также внесли в проект рекомендаций Правительству.

Международный аэропорт Байконыра готов к приему любых типов самолетов: здесь проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы и терминала. С руководством Роскосмоса достигнута договоренность о возможности открытия авиамаршрутов Астана – Байконыр – Астана и Алматы – Байконыр – Алматы.

– В перечне рекомендаций говорится о закрепленной законом обязанности участия отечественных товаропроизводителей «в строи­тельстве объектов в рамках проектов, реализующихся на средства республиканского бюджета или национальных компаний». Для чего нужен специальный закон и распространятся ли его положения на строительство объектов внутреннего туризма «в эпоху постЭКСПО»?

– В прошлом году исследовательское агентство Ranking, которое цитируют ведущие мировые СМИ, провело исследования и сравнило эффект по созданию рабочих мест от ЭКСПО с государственными программами по поддержке экономики, которые также призваны создавать рабочие места.

Так вот, если по ГПИИР с 2015 по 2019 год будет создано 4,5 тысячи рабочих мест, то ЭКСПО только в 2015–2016 году превысила эту цифру в несколько раз. До августа 2015 года доля местного содержания на строительстве ЭКСПО была близка к нулю. С августа 2016 года нацкомпания начала активно привлекать отечественные предприя­тия, выпускающие продукцию для строительной отрасли. Теперь подписаны меморандумы о сотрудничестве с акиматами всех областей, а также городов Астаны и Алматы. Компания убедила генеральных подрядчиков заключать договоры преимущественно с казахстанскими компаниями. За это время компания уже стала национальным антикризисным проектом по поддержке отечественного предпринимательства. Генеральные подрядные организации, осуществляющие строительство объектов выставки, привлекли 366 отечественных товаропроизводителей и заключили договоры на общую сумму 52,5 миллиарда тенге. Проект позволил создать и сохранить около 50 тысяч рабочих мест. Однако мы столкнулись с тем, что законодательной обязанности участия отечественных товаропроизводителей в крупных государственных и квазигосударственных проектах не закреплено. Убедить иностранных подрядчиков работать с казахстанскими поставщиками и казахстанскими рабочими удалось с большим трудом. Понятно, что сейчас еще более сложная ситуация: Казахстан вошел в ВТО, и, чтобы решить данную задачу, юристам госорганов надо очень сильно потрудиться.

– С придорожной инфраструктурой туристических объектов и зон отдыха у нас, прямо скажем, беда, согласны? Как думаете, долго будем краснеть и перед иностранцами, и перед своими гражданами за то, что не умеем обустроить ни современных точек общепита вдоль трасс, ни, простите, туалетов?

– Всего на выставку мы ожидаем 2 миллиона посетителей и свыше 5 миллионов посещений. Из них 85% составят граждане Казахстана, порядка 15% (350 тысяч человек) – иностранные посетители.

Конечно же, большое внимание уделяется приведению имеющейся инфраструктуры к мировым стандартам. По нашей инициативе проводится инвентаризация турмаршрутов. Основные проблемы нам известны – подъездные дороги к туристским объектам, сертификация мест размещения, указатели, аудиогиды музеев, стоянки, гиды-переводчики, квалификация гидов-экскурсоводов, обеспечение тургрупп персональными приемниками синхронного перевода, пункты зарядки телефонов, санитарные объекты общего пользования, доступность для маломобильных групп.

Не все так грустно, как может представляться. Сформирован реестр из 73 турмаршрутов для различных категорий туристов. Это экологические туры по 12 национальным природным паркам страны (Чарын, Бурабай, Катон-Карагай, Коргалжын и так далее); маршруты с посещением историко-культурных объектов, в том числе включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (комплекс Ходжа Ахмеда Ясави, петроглифы Тамгалы и другие); специальные туры – наблюдение за запуском ракеты на космодроме Байконур, игорные туры. В реестр вошли только те турмаршруты Казах­стана, которые предусматривают посещение столицы и ЭКСПО.

Налицо возможность для развития въездного и внутреннего туризма. По данным Национального банка Республики Казахстан за 2015 год, доходы от пребывания нерезидентов выросли на 10,7% и составили 1,6 миллиарда долларов. При этом в официальной статистике доля туристской отрасли в структуре ВВП не отражается.

– Когда и в какой форме будет создан при ЕНУ Центр по подготовке гидов и экскурсоводов, свободно владеющих иностранными языками? Разве он даст нужную отдачу за оставшиеся считанные месяцы до ЭКСПО?

– На сегодня по созданию цент­ра решаются организационные и технические моменты совместно с акиматом Астаны. Это инициатива университета, так как в преддверии такого масштабного события ЕНУ как главный научно-образовательный центр страны не может оставаться в стороне. Мы уже подготовили для ЭКСПО 1 500 волонтеров, прошедших специальное обучение. Почему мы выступили с предложением создания Центра гидов и экскурсоводов?

Во-первых, ЕНУ – крупнейшее сосредоточие молодежи, а именно: 17 тысяч талантливых молодых людей со всего Казахстана, свыше 70% которых свободно говорят на 3 языках: казахском, русском и английском.

Во-вторых, в университете имеется соответствующий профессорско-преподавательский состав: филологический факультет с языковыми кафедрами, одна из лучших в стране кафедра туризма, факультет международных отношений, исторический факультет и другие. Как видите, кадры у нас есть по всем направлениям работы данного центра.

В-третьих, это готовая инфраструктура (аудитории и помещения.)

– Никакой диплом или сертификат не прибавляет моментального опыта и умений, отсюда вопрос: что привнесет предлагаемая Общественным советом сертификация персонала туриндустрии?

– Я хотел бы прояснить, что это предложение прозвучало от нашего члена Общественного совета на заключительном заседании в декабре 2016 года – руководителя Казахстанской туристской ассоциации Рашиды Шайкеновой. Это опыт тех стран, которые работают в сфере улучшения качества специалистов. Есть система, принятая у нас в стране, называемая Нацио­нальной рамкой квалификаций, согласно которой определено, что работодатели должны участвовать в процессе подготовки кадров через разработку профессиональных стандартов.

Общественный совет также предлагал законодательно утвердить минимальную квоту казах­станских рабочих на проектах, реа­лизуемых в пределах Казахстана. Ежегодно у нас возводятся десятки объектов, на которых почему-то работают и иностранные застройщики, и иностранные поставщики. Но у нас достаточно собственной качественной продукции.

Считаю, что организация и строительство объектов ЭКСПО стали «лакмусовой бумажкой», которая выявила и плюсы, и минусы. Поэтому в проекте рекомендаций Правительству мы предложили в законодательном порядке закрепить обязательность участия отечественных товаропроизводителей в строительстве объектов в рамках проектов, реализующихся на средства республиканского бюджета, утвердить минимальную квоту казахстанских рабочих на проектах, реализуемых в пределах Казахстана.

Фото: bilimdinews.kz.
Астана
Общественный совет
Актау
Актобе
Алматы
Байконур
Казахстан
Кызылорда
Семей

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Долевые махинации: Россия выдала Казахстану иностранку, лишившую алматинцев миллиардов тенге

Морозы до 35 градусов придут в Казахстан

Лиза Арзамасова показала подросшего старшего сына и умилила подписчиков

Учитель упал, наряжая новогоднюю елку: депутат Аймагамбетов потребовал наказать виновных

Пособие по инвалидности и потере кормильца: сколько получают казахстанцы