Cтарший оперуполномоченный оперативного Управления КУИС МВД, майор юстиции Даулет Абраев рассказал на форуме представительства Международной тюремной реформы в Центральной Азии, каков средний портрет осужденного радикала, сообщает Zakon.kz.
- Как показывает опыт, на начальном этапе пребывания в местах лишения свободы у многих осужденных наблюдаются симптомы повышенной тревожности и депрессии, - говорит Даулет Абраев. - Это, прежде всего, обусловлено с дезориентацией, связанной с неожиданной потерей свободы, утратой чувства автономного существования, снижением самооценки, со страхом перед агрессией со стороны других заключенных.
В такой ситуации, по его наблюдению, многие следственно-арестованные обращаются к вере. На сегодня в учреждениях уголовно-исполнительной системы Казахстана сложился достаточно многочисленный контингент верующих, придерживающихся ритуальной практики, среди которых есть и лица, приговоренные за экстремистские и террористические преступления. Учитывая это, сотрудники КУИС совместно с Комитетом по делам религий, органами национальной безопасности, официальным духовенством и госорганами проводят системное разъяснение осужденным и следственно-арестованным основ традиционных религиозных учений и социальной опасности экстремистских и террористических идей. Теологи и религиоведы выезжают буквально во все исправительные учреждения.
Также с осужденными работают информационно-пропагандистские и реабилитационные центры. После индивидуальных бесед, у радикально настроенной части заключенных, как правило, возникают сомнения в своих религиозных знаниях и взглядах, они начинают больше интересоваться традиционной религиозной литературой и в целом традиционными учениями. Поэтому сейчас за каждым исправительным учреждением закреплен священнослужитель, обладающий хорошими теологическими знаниями и опытом работы в духовной сфере.
- Изучив средний портрет личности осужденного радикала, мы установили, что в большинстве случаев им является выходец из сельской местности в возрасте 25-35 лет, из малообеспеченной семьи, имеющий среднее образования и не имеющий постоянного источника заработка, - отметил спикер. - Члены семьи также относятся к социально уязвимым слоям населения, супруга не работает, занимается домашним хозяйством и детьми, родители пенсионного возраста, помогать семье могут изредка.
В результате изучения радикализации можно констатировать, что одной из ее особенностей является социальная уязвимость, вследствие которой происходит вовлечение граждан в радикальную идеологию, считает он. Также в деструктивную идеологию вовлекаются личности, которые находятся в сильном эмоциональном дисбалансе. Даже имея родителей, достаточный материальный доход и, как минимум, среднее образование, они испытывали потребность в эмоциональном тепле, любви, понимании, имели глубокие психологические травмы, нанесенные родными, заметил Абраев. По его мнению, это в очередной раз подтверждает мысль о том, что люди, внутренние психологические ресурсы которых ограничены, а ценностные ориентации и мировоззрение характеризуются некоторой незрелостью, при столкновении с комплексом внешних факторов, более склонны к примыканию к криминальным группам, террористическим и экстремистским организациям. «Идеология деструктивных организаций завязана на эксплуатации религиозных представлений и идей. Радикальные идеологи и вербовщики манипулируют сознанием верующего человека. В результате жертва псевдорелигиозной манипуляции верит, что борется за религию, но на самом деле является проводником чьих-то корыстных, вполне мирских целей, предостерегает спикер.
На эффективное разубеждение религиозных радикалов может потребоваться от нескольких до полутора-двух лет. И в этом заключается неравномерность ситуации, так как на радикальную обработку человека до уровня совершения самоподрыв может потребоваться не более двух-трех месяцев, а на его переубеждение и реабилитацию в разы больше, акцентировал внимание оперуполномоченный.
С этой целью КУИС работу по исправлению религиозных радикалов организует комплексно вместе с другими госорганами. Сюда входит коррекция религиозных представителей (теологическая коррекция) со стороны ДУМК и информационно-пропагандистских и реабилитационных центров; психологическая коррекция, проводимая психологами УИС; патриотическое воспитание и идейно-политическое просвещение и, конечно же, социальная реабилитация со стороны местных исполнительных органов.
Такая профилактика, уверяет майор, дает свои плоды и для наглядности привел пример, что с участием осужденных, получивших срок за экстремизм и терроризм, и отказавшихся от поддержки радикальной идеологии, снимаются видео сюжеты, раскрывающие их ошибочную сущность, с информагентствами и региональными телеканалами сняты видеофильмы профилактической направленности.
Торгын Нурсеитова