Текущий год имеет особое значение для внешней политики Казахстана. На 2017 г. приходится сразу несколько важнейших событий и процессов, способных значительно повысить международный авторитет страны. Это и начало работы в СБ ООН, и проведение выставки ЭКСПО-2017, и организация Саммита глав государств ШОС. Эти события работают на будущее, и, будем надеяться, Казахстан проявит себя с лучшей стороны.
В то же время текущий год – это время, когда имеет смысл обернуться назад и оценить прошлое. Ведь 2 июля 2017 года исполняется 25 лет институционализации Министерства иностранных дел Казахстана, ключевого инструмента реализации самостоятельной внешней политики нашего государства. Без понимания основ и закономерностей в осуществлении собственной международной стратегии мы не сможем понять, насколько вообще нам нужно участие во всех этих организациях и проведение всех этих мероприятий. Точно так же без четкого осознания своих исторически обоснованных интересов и потребностей мы не сможем последовательно обеспечивать их в будущем.
Именно поэтому сегодня необходимо выстроить целостную картину целей и достижений казахстанской внешней политики, у которой уже сформировалось свое уникальное «лицо», свои особенности и принципы.
Условия и цели
Чтобы понять, почему Казахстан все эти годы действует на мировой арене именно так, а не иначе, имеет смысл вернуться в 1992 год и вспомнить, на каком фундаменте строились ключевые цели внешней политики.
Цели внешней политики для всех без исключения стран делятся на универсальные и специфические и возникают в зависимости от особенностей того или иного государства. Нет смысла подробно разбирать универсальные цели, они очевидны: установление и защита границ, обеспечение нормального развития страны, повышение авторитета, реализация национальных интересов и т.д.
Что же касается специфических внешнеполитических целей Казахстана, то они определяются теми исходными факторами, которые были у нас в 1992 году. Вряд ли кто-то решится сказать, что эти данные были блестящими. Нужно отдавать себе отчет в том, что 25 лет назад о Казахстане миру было практически ничего не известно. Неузнаваемость – не самый лучший старт для страны, особенно, если она находится не в самом развитом и информационно «раскрученном» регионе мира и в окружении мощных соседей.
Другим фактором было закономерное отсутствие влияния как политического, так и экономического. Отказ от обладания ядерным оружием тоже в значительной мере определил специфику дальнейшей внешней политики. Отдельно надо отметить особенное географическое положение Казахстана: огромная территория, соседство с влиятельными региональными державами – Россией и Китаем, а также государствами Центральной Азии, которые только начинали выстраивать механизмы взаимодействия в качестве самостоятельных субъектов, открытые вопросы о статусе Каспия – все это поставило перед Казахстаном ряд специфических целей.
В итоге, помимо первоначальных целей по урегулированию пограничных вопросов и установлению дипломатических отношений, перед казахстанскими дипломатами встали «особые цели»: добиться узнаваемости страны и максимально повысить ее влияние в регионе и мире, использовать возможности своего географического положения и сохранить самостоятельность в условиях соперничества крупных держав, а также отстаивать принципы безъядерного мира. Согласитесь, очень сложный комплекс задач и довольно трудные стартовые условия. При всем при том, что мы не ставили амбициозных целей перед собой, мы целились на прагматичность и обеспечение условий, необходимых для выживания и дальнейшего развития. Для осуществления данных целей, потребовалась последовательная колоссальная и очень тонкая работа, которая осуществляется на протяжении 25 лет.
Авторитет и имя
При детальном рассмотрении поставленных целей очевидно, что многие направления казахстанского внешнеполитического ведомства работают на решение сразу нескольких из них.
К примеру, участие в различных международных организациях в перспективе одновременно дает и повышение влияния, и усиление экономических позиций, и обеспечение узнаваемости страны. Причем речь не о каких-то общих целях организаций, таких, как обеспечения региональной безопасности, решения насущных вопросов в той или иной сфере, что, безусловно, крайне важно и очевидно. Речь сейчас идет, в первую очередь, о базовых целях самого Казахстана: при наличии своей специфики в той или иной организации, вектор участия нашей страны в них единый: решение общих задач плюс повышение своего влияния, авторитета и узнаваемости.
Если рассматривать с этих позиций наше активное участие в международных организациях и даже в процессе их основания, как это было в случае с СВМДА, то работа казахстанских дипломатов видится более комплексной. Когда у кого-то возникают вопросы, зачем Казахстану активно участвовать в работе ШОС, ОИС, СНГ или ОДКБ, значит налицо непонимание всех целей внешней политики страны.
Такое же непонимание присутствовало, к примеру, в отношении председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. На этом историческом саммите была подписана Астанинская декларация, подтвердившая основополагающие принципы ОБСЕ, а Казахстан заявил о себе как активный участник глобальной дипломатии.
Деятельность страны в качестве непостоянного члена СБ ООН на 2017-2018 годы преследует те же цели, что и председательство в ОБСЕ, однако совершенно на новом уровне, ведь теперь Казахстан непосредственно участвует в решении проблем безопасности во всем мире. Такой взлет, обеспеченный работой наших дипломатов, нельзя обесценивать, учитывая, что в 1992 году о подобных достижениях и речи быть не могло.
Подключение казахстанских дипломатов к решению крупных международных конфликтов также можно отвести к виду деятельности, имеющей несколько целей. К сожалению, такая активность порождает немало вопросов и упреков: к чему нам вкладывать силы и средства в организацию переговоров по иранской или сирийской проблемам, не имеющим прямого отношения к Казахстану. Вопросы звучат логично, однако опять из виду упускается очевидная польза для страны: авторитет, влияние и узнаваемость – это то, чего у нас не было 25 лет назад, но сегодня воспринимается как должное.
Именно под этим углом следует оценивать проведение двух раундов переговоров между Ираном и группой «P5+1» в 2013 году и проходящие в текущим году переговоры в рамках «Астанинского процесса» по разрешению конфликта в Сирии. Сюда же необходимо отнести вклад Нурсултана Назарбаева и наших дипломатов в организацию двух Минских саммитов по Украине в 2014-2015 годах и в устранение разлада между Россией и Турцией в 2015-2016 году.
ЭКСПО-2017 – отдельное событие на стыке многих целей и национальных интересов Казахстана. С одной стороны, это вклад в мировую работу по созданию новых источников энергии, с другой, – определенный прорыв в обеспечении будущей энергетической безопасности Казахстана. В то же время не надо забывать о внешнеполитических целях международной выставки. ЭКСПО – значимый вклад в продвижение странового бренда, и речь здесь идет уже не только об узнаваемости, но и о следующем этапе – формировании образа мирного, прогрессивного и современного государства.
Экономика и связи
Решение проблем экономического развития также имело и сохраняет огромное значение для Казахстана. Важно помнить, что на старте экономический потенциал Казахстана был несопоставим с тем, чего страна добилась сегодня.
Цель повышения экономического потенциала и диверсификации экономических связей в рамках внешней политики реализует не только МИД, но и ряд других ведомств, однако основа сотрудничества как в двустороннем, так и в многостороннем формате всегда формируется именно на платформе внешнеполитического ведомства страны. Активизация в последние годы усилий МИД на треке экономической дипломатии, привела к заметному росту объемов прямых иностранных инвестиций в Казахстан, количества совместных предприятий, улучшению показателей страны в международных рейтингах.
Сегодня Казахстан стал одним из государств-учредителей Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вошел в число членов ВТО и тесно сотрудничает с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Во многом благодаря усилиям и профессионализму работников внешнеполитического ведомства наша страна успешно продвигает множество совместных проектов с КНР и является активным участником экономического проекта «Один пояс, один путь», причем в этом направлении Казахстан – признанный лидер среди всех государств постсоветского пространства. Именно благодаря активным действиям РК был создан новый транзитный маршрут между Европой и Азией, играющий важную роль в реализации китайской программы «Экономического пояса Шелкового пути», входящей в инициативу «Один пояс, один путь».
Разоружение и мир
Уникальной целью внешней политики Казахстана, во многих отношениях определяющей ее специфику, является неослабевающая ориентированность на решение проблем ядерного разоружения и нераспространения. Эта цель берет начало практически с момента обретения независимости и последовательно реализуется на протяжении последних 25 лет.
Специфика выражается в данном случае не только в том, что подобной активностью и подобными достижениями не может похвастаться практически ни одна страна мира, но и в том, что формально эта цель не преследует решение неотложных потребностей Казахстана, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Иными словами, эту ответственность страна взяла на себя добровольно, руководствуясь собственным пониманием важности формирования безъядерного пространства как в регионе, так и во всем мире.
Важными шагами, сделанными для достижения этой цели, стали закрытие Семипалатинского ядерного полигона, отказ от четвертого по величине в мире ядерного арсеналаучреждение в 2009 году Зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии и, наконец, создание Банка низкообогащенного урана (БНОУ) под эгидой МАГАТЭ.
Помощь и ответственность
Последовательная работа по достижению изначально определенных целей внешней политики и очевидные достижения в этом направлении позволили повысить положение страны в регионе настолько, что теперь все более четко оформляется еще одна цель внешнеполитической стратегии – это обеспечение мирного и стабильного развития Центральной Азии и, что закономерно, Афганистана.
Сегодня Казахстан перестал быть получателем помощи от других стран и организаций и перешел к роли донора, что также является значимым достижением. Именно в рамках такой работы набирает обороты казахстанская программа официальной помощи развитию (ОПР). Сегодня уже запущены первые её проекты, призванные помочь Афганистану и странам Центральной Азии. В будущем под эгидой МИД планируется открытие казахстанского агентства содействия международному развитию с рабочим названием KazAID. По имеющимся данным, со стороны Казахстана в виде различных форм помощи государствам-членам ООН в рамках гуманитарной помощи было выделено более 300 млн. долл. США.
Принципы и стратегия
25 лет назад, когда Казахстан только обрел статус независимого государства, внешняя политика могла формироваться по множеству других сценариев. Это мог быть и так называемый агрессивный сценарий с учетом того, что страна обладала более чем весомым ядерным потенциалом. Это мог бы быть пассивный сценарий, когда вся внешняя политика сводилась бы к тому, чтобы быть постоянно в альянсе или в зоне влияния того или иного крупного государства. Или мог бы быть избран консервативный сценарий, по которому пошел, к примеру, Туркменистан.
Приятно осозновать, что четверть века назад в качестве ключевых принципов внешней политики Казахстана были избраны активность, самостоятельность и открытость. Не менее отрадно и то, что ни один из этих принципов за все 25 лет не был нарушен. И на этом основании сформировался еще один базовый принцип внешней политики РК – ее последовательность.
В самом деле, не раз и не два в зарубежных поездках или в беседах с коллегами из других стран приходилось обращаться с просьбой пояснить или как-то прокомментировать изменения внешнеполитического курса, те или иные неожиданные маневры или «точки неопределенности» в политике их стран. И, к сожалению, часто эксперты из одной и той же страны, могут выдавать заметно отличающиеся точки зрения и прогнозы развития внешней политики своего государства. В итоге становится очевидно, что у некоторых стран есть серьезные сложности с последовательностью внешнеполитического курса, у других – с открытостью, у третьих – с самостоятельностью.
В отношении Казахстана подобных сложностей на моей памяти практически не возникало. Любые действия, инициативы или заявления Астаны всегда находятся в общем русле внешнеполитической стратегии и никогда ей не противоречат.
Более того, прошедшие 25 лет дают основание говорить еще об одной устойчивой черте внешней политики Казахстана – общем профессионализме наших дипломатов. Как известно, существует всего два средства осуществления внешней политики: это война и дипломатия. И, что примечательно, чем меньше у страны возможностей и желания «поигрывать мускулами», тем большее мастерство должны демонстрировать ее дипломаты. Судя по довольно серьезному списку достижений Казахстана в реализации задач своей внешней политики, в этом направлении у нас всенеплохо.