Выступление
Министра финансов РК Султанова Б.Т. на совместном заседании Палат Парламента
Республики Казахстан
(г. Астана, 19 июня 2017 года)
Уважаемые спикеры Палат Парламента!
Уважаемые депутаты!
Исполнение бюджета 2016 года был направлен на оживление экономики через стимулирование предпринимательства и создание рабочих мест.
Рост экономики составил 1%. Он обеспечен за счет увеличения объема услуг, оказываемых в сфере транспорта, увеличения выпуска продукции в сельском хозяйстве, строительстве, включая жилищное строительство.
Доходы бюджета достигли 7,7 трлн.тенге. Это больше на 1,5 трлн.тенге, чем показатель 2015 года. Из них, на трансферты приходится 30%.
Вами было справедливо отмечено, что доходы бюджета все еще зависим от трансфертов из Национального фонда и от изменения конъюнктуры мирового сырьевого рынка.
Поэтому, для роста и дальнейшего развития экономики мы планируем ряд мероприятий. Для результативности данной работы мы должны создать благоприятные условия для бизнеса, сохраняя высокую налоговую отдачу. Есть поговорка без доходов не бывает расходов.
Поэтому повышение налоговых поступлений будет проходить на фоне сокращения налоговых проверок. К примеру, в текущем году проверки будут сокращены на 37,5%.
Кроме этого, в проекте нового Налогового кодекса предусматривается исключение 56% норм, являющихся основанием для проверок. В итоге, останутся 14 норм вместо действующих 32.
В налоговых проверках вводятся подходы, основанные на принципах доверия, прозрачности и взаимовыгодного сотрудничества - горизонтальный мониторинг. Дальнейшая информатизация налогового администрирования также повлияет на снижение налоговых проверок.
Еще одним из рассматриваемых важных вопросов является сокращение количества неэффективных налоговых преференций. Как Вам известно, эти льготы в основном используются бизнесом как способ минимизации налогов. В этой связи, будут пересмотрены существующие льготы по КПН, НДС и по местным налогам.
В рамках гуманизации законодательства также предусматривается внесение соответствующих изменений в Кодекс «Об административных правонарушениях». Самое главное в нем - снижение объема административных штрафов и широкое использование института предупреждения вместо наказания.
***
Теперь о поднятых вопросах по расходам.
Расходы освоены на 98,3%, или исполнены с ростом на 1 трлн.338 млрд.тенге.
Более половины расходов, или 4 трлн.тенге направлено на социальную сферу. Выплачено пенсий и социальных пособий 4 млн. 980 тысячи человек.
В работе по контролю за освоением бюджетных средств внедрен новый механизм - камеральный контроль.
В прошедшем году выявлено 13,7 млрд.тенге нарушений процедур государственных закупок. Их объекты контроля своевременно исправили сами.
Для снижения нарушений в период исполнения бюджета усилены превентивные меры контроля.
Повышение эффективности расходов, снижение сумм неосвоения и нарушений - это главные цели проводимой работы по совершенствованию бюджетного законодательства.
В бюджетное законодательство будут внесены изменения по следующим направлениям.
Во-первых, уменьшение административных барьеров в бюджетном процессе.
В этом направлении планируется расширить самостоятельность государственных органов по перераспределению средств в рамках бюджетной программы при исполнении бюджета. Одновременно будут повышены ответственность администраторов и местных исполнительных органов.
Во-вторых, в случае неосвоения одним госорганом бюджетных средств данная сумма может быть передана другому госоргану по решению Правительства.
В-третьих, регламентируется использование средств на счетах субъектов квазигосударственного сектора.
Будет решен вопрос возврата этих остатков в доход бюджета или разрешено использование их на другие инвестиционные проекты субъектов квазигоссектора.
Наряду с этим, при планировании будет предусмотрено выделение не всей суммы, указанной в финансово-экономическом обосновании, а поэтапно.
В-четвертых, для привлечения частных инвесторов для реализации бюджетных инвестиционных проектов оптимизируются процедуры разработки проектов государственно-частного партнерства.
В-пятых, исключаются соглашения о результатах целевых трансфертов развития. При этом, для их реализации предусмотрен отчет о прямых и конечных результатах.
Данные меры призваны способствовать быстрому доведению средств до реальной экономики.
***
В 2016 году бюджетная политика по обеспечению макроэкономической стабильности и сбалансированности государственных финансов осуществлялась в условиях ряда ограничений.
Одно из них - это контроль за объемом дефицита бюджета.
Размер дефицита снизился к запланированному показателю на 161,5 млрд.тенге и составил 741 млрд.тенге.
На заседаниях рабочих групп обеих палат особо обсуждаемый вопрос - это рост государственного и квазигосударственного долга.
В ближайшей перспективе планируется финансирование дефицита бюджета осуществлять только за счет внутренних ресурсов. Операции по внешнему заимствованию холдингов и национальных компаний будут согласовываться с Правительством.
Поддержание долговой нагрузки на безопасном уровне находится на строгом контроле.
Уважаемые депутаты!
В ходе рассмотрения Отчета Вами даны важные рекомендации и предложения. Поднятые здесь системные вопросы должны помочь нам в устранении выявленных недостатков в налоговом администрировании и бюджетном процессе в целом.
Вы приняли активное участие в обсуждении итогов исполнения бюджета 2016 года, за что выражаем большую благодарность