Конкурентоспособная и независимая судебная система – важный показатель экономического роста и стабильности

Национальная судебная система досрочно выполнила плановый уровень 2020 года, определенный Стратегическим планом развития РК.
С применением судами новых законодательных (процессуальных) норм, совершенствованием процессов информатизации и созданием «электронного суда», судебная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц станет еще более доступной и эффективной, что позволит планомерному достижению судебной системой Казахстана прогнозных показателей по индикаторам ключевых международных рейтингов.

Утвердив в январе 2014 года Концепцию по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, Президент Республики - Лидер Нации Н. А. Назарбаев обозначил амбициозную цель, ключевым посылом которой стала тема модернизации с учетом лучших мировых практик.

Наряду с другими, одним из приоритетных направлений Концепция определила дальнейшее реформирование судебной системы, ориентированное на укрепление верховенства права и обеспечение независимости судебной власти. За три года с момента принятия этого важного программного документа, судебной системой максимально обеспечена его реализация. Это – модернизация гражданского процессуального законодательства, завершившаяся принятием разработанного Верховным судом нового Гражданского процессуального кодекса. Это - внедрение в судопроизводство и успешная практика институтов альтернативных способов урегулирования споров и медиации, упрощение судебных процедур в гражданском и уголовном судопроизводстве, значительно расширившее доступ к правосудию, а также динамичное развитие электронного судопроизводства на основе применения современных информационных технологий.

Особый импульс этой работе придали задачи, поставленные главой государства на VII Съезде судей, а также План Нации «100 конкретных шагов», где 11 шагов направлены на дальнейшее развитие судебной системы. В этих программных документах определены приоритеты развития судебной системы на перспективу, которые полностью согласуются с принятым курсом на обеспечение верховенства права.

О результативности принятых мер свидетельствуют данные авторитетных международных организаций. Так, по итогам 2016 года по данным Всемирного экономического форума в Глобальном индексе конкурентоспособности (ГИК) Казахстан занял 53 место среди 138 стран. В этом индексе по фактору «Институты» одним из основных индикаторов является «Судебная независимость» или «Независимость судебных процессов». По оценке членов Американской Торговой палаты, именно судебная независимость рассматривается в мире как основной фактор в улучшении инвестиционного климата.

По данному критерию судебная система Казахстана переместилась с 72 на 68 место, улучшив свой предыдущий рейтинг на 4 позиции и опередив такие страны как Италия, Корея, Азербайджан, Турция и Россия. И это лучший результат за последние шесть лет.



Следует отметить, что этим показателем национальная судебная система досрочно выполнила плановый уровень 2020 года, определенный для нее Стратегическим планом развития Республики Казахстан (об улучшении на 20 позиций).

Как известно, ГИК рассчитывается из 114 показателей, из которых 34 – статистические данные Международного валютного фонда, Всемирного Банка, ВОЗ, ВТО, ОЭСР, ЮНЕСКО и других источников, а остальные 80 – результаты глобального опроса руководителей крупных бизнес-компаний в странах, анализируемых в Отчете.

Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. При этом особо подчеркивается, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан.

Говоря об исследованиях мирового масштаба, нельзя не отметить и важность проекта «Doing Business», в рамках которого Всемирным Банком ежегодно формируется рейтинг экономик 190 стран мира по результатам оценки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и обеспечения их соблюдения. Данный рейтинг является одним из ключевых для мировых инвесторов в принятии ими инвестиционных решений, а для многих государств - в оценке своего экономического потенциала. По данным Отчета Всемирного Банка «Doing Business – 2017» Казахстан улучшил свой рейтинг на 6 позиций, поднявшись с 41 (в 2016 году) на 35 место.

В данном рейтинге деятельность судебной системы оценивается по индикатору «Обеспечение исполнения контрактов», по которому Казахстан второй год находится в первой десятке мирового рейтинга – на 9 месте.

Улучшение Казахстаном, как частью глобального мира, индикаторов судебной деятельности по версии авторитетных международных организаций - результат последовательных мер государства по модернизации судоустройства и укреплению ее независимости.

Во-первых, это меры по усилению независимости судей, совершенствованию процедуры конкурсного отбора кандидатов, повышению роли общественности при отборе кандидатов на судейские должности. В Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» правовую основу приобрели Общественные советы при областных судах. Изучив предварительно характеристики и полученные отзывы, в том числе через СМИ, они дают заключение о морально-нравственном облике кандидата в судьи.

Приняты меры, направленные на повышение социальных гарантий независимости судей. Для реализации этого поручения главы государства, данного на VI Съезде судей Республики Казахстан, приняты законодательные поправки, предусматривающие введение пожизненного содержания судей, пребывающих в отставке. Выплаты производятся по достижении судьей, пребывающим в отставке, пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан.

Ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности, обязательным является 5-летний стаж участия в судебных процессах. Внедрены системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Введена годичная оплачиваемая стажировка в судах. Создана Академия правосудия при Верховном суде путем отделения от Академии государственного управления. Этот шаг позволил реализовать Казахстану важные рекомендации Стамбульского плана действий касательно обеспечения судебной независимости.

Во - вторых, это кардинальный переход к восстановительному правосудию, связанный с принятием нового Гражданского процессуального кодекса. Прошедшие полтора года с момента его применения судами показали прогрессивность его норм. Так, институт упрощенного производства для рассмотрения дел, не представляющих определенной сложности, дает возможность сторонам минимизировать материальные затраты и не присутствовать на судебных заседаниях, знакомясь при этом с материалами дела посредством удаленного доступа. По итогам 2016-го и первого квартала 2017 года около 60% всех гражданских дел рассмотрены судами в таком упрощенном порядке, что позволило обеспечить качественную защиту нарушенных прав в максимально короткие сроки.

Также нормами ГПК особое внимание уделено институту примирительных процедур и медиации. При примирении сторон в судах первой и апелляционной инстанций, уплаченная истцом при обращении в суд государственная пошлина возвращается из бюджета в полном объеме, а в случае примирения в суде кассационной инстанции в размере 50% от ранее уплаченной суммы государственной пошлины.

О востребованности указанных норм свидетельствуют данные статистики. Если в 2012 году с участием медиатора всего было рассмотрено 122 дела, в 2015 – 6750, то по итогам 2016 года – 19 804 дела. Таким образом, после принятия нового ГПК, количество оконченных с применением медиации дел возросло в три раза. И уже по итогам 1 квартала 2017 года рассмотрены 5996 дел. В порядке партисипативной процедуры (с участием адвокатов) примирены 115 лиц. По итогам 2016-го и 1 квартала 2017 года общий срок прохождения гражданских дел в судах сокращен в два раза. При этом более 80% всех гражданских дел завершаются в первом судебном заседании. Это стало возможным благодаря предельно четкой и ясной регламентации деятельности суда и участников судебного заседания на стадии подготовки дела, что позволяет не затягивать процесс, разрешив необходимые вопросы в период подготовки к слушанию.

Если же все-таки возникли основания для отложения или приостановления производства по начатому делу, то, согласно нормативному постановлению Верховного суда, предусмотрено не более четырех отложений по делу при наличии объективных обстоятельств.

В целях дальнейшего совершенствования гражданского судопроизводства с учетом рекомендаций международных экспертов, в этом году в ГПК внесены изменения, согласно которым первое слушание по делу должно быть назначено в срок не более десяти дней с момента подготовки дела. В течение трех дней сторонам направляется уведомление о процессе.

Оправдывают себя меры, направленные на усиление роли областных судов - апелляционных инстанций. Только за 1 квартал 2017 года показатель обжалуемости судебных актов в апелляционной инстанции по республике вырос почти на 10%. Одновременно в 1,6 раза уменьшилось количество обжалований в Верховный суд - кассационную инстанцию. Таким образом, новый ГПК фундаментально улучшил правовое поле страны, с его принятием созданы максимально эффективные условия для защиты и своевременного восстановления нарушенных прав и интересов физических и юридических лиц.

В-третьих, последовательное улучшение индикаторов, по которым национальная судебная система оценивается в мировых рейтингах, продолжена в рамках реализации в масштабах страны пяти институциональных реформ, определенных главой государства.

Главное направление реформы в судебной системе – оптимизация количества судебных инстанций путем создания трехзвенной системы. Это способствовало сокращению времени прохождения дел по судебным инстанциям и более оперативному исправлению Верховным судом как судом кассационной инстанции ошибок, допущенных местными судами.

Приняты меры по реализации единой инвестиционной политики в республике, осуществлению надлежащей судебной защиты прав национальных и иностранных инвесторов. В этих целях в стране создано отдельное судопроизводство по инвестиционным спорам. Образованы специализированная судебная коллегия Верховного суда и специализированный состав в суде города Астаны для рассмотрения инвестиционных споров.

За первый год функционирования инвестиционного судопроизводства поступило 95 заявлений и дел по инвестиционным спорам, из которых 22 с участием крупных инвесторов - в Верховный суд и 73 – в суд города Астаны для рассмотрения по правилам суда первой инстанции. Исковые заявления поступили от инвесторов из США, Нидерландов, Канады и Китайской Народной Республики и касаются в основном обжалования действий государственных органов в области налогообложения, охраны окружающей среды и антимонопольных органов.

Наряду с оптимизацией судебных инстанций и созданием отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, функционирует новый институт при Верховном суде - Международный совет. Выполнение амбициозной задачи - вхождение в тридцатку развитых стран мира - поставленную главой нашего государства, невозможно без изучения лучших мировых практик, в том числе в сфере судопроизводства. В состав Международного совета входят авторитетные зарубежные и национальные эксперты в области права, ученые и судьи. В соответствии со статьей 77 ГПК, при рассмотрении инвестиционных споров судьи могут обратиться к членам Международного совета для получения заключения по конкретному делу. Так, за прошедший год, членами Совета по запросу судей специализированной судебной коллегии представлены такие заключения по находящимся в производстве Верховного суда 7 гражданским делам по инвестиционным спорам, которые учтены при принятии по ним окончательного решения. Помимо этого, Международным советом с учетом мирового опыта приняты рекомендации по наиболее актуальным вопросам правосудия: взаимодействия казахстанских судов с иностранными судами и арбитражами по гражданским делам; дальнейшего развития альтернативных способов разрешения споров; судебного образования на основе зарубежного опыта; разрешения споров по защите прав на интеллектуальную собственность и развития судебных IT технологий. В этом году изучен международный опыт представительства интересов в суде, подготовленные по итогам рекомендации направлены в Администрацию Президента, Министерство юстиции и другие структуры для учета при подготовке соответствующих мероприятий.

В планах Совета – изучение вопросов применения прецедентного права и перспективы его внедрения в национальное законодательство.

Указанные меры внесли свою лепту в деле улучшения инвестиционного климата в республике. Об этом свидетельствуют итоги презентации второго Обзора инвестиционной политики Казахстана на заседании Комитета по инвестициям ОЭСР в Париже с участием председателя специализированной коллегии Верховного суда в октябре прошлого года. В феврале 2017 года Совет ОЭСР одобрил присоединение Казахстана к Декларации Организации по международным инвестициям, а также вступление в Комитет по инвестициям в качестве Ассоциированного члена. Участие в Комитете по инвестициям этой авторитетной международной организации является показателем соответствия инвестиционного климата Казахстана высоким стандартам и практикам стран-членов ОЭСР.

Четвертое - активное развитие электронного судопроизводства и использование информационных технологий. С 2015 года законодательно урегулированы положения, позволяющие физическим и юридическим лицам в электронном виде подавать заявления в суд, направлять извещения участникам судебного процесса, направлять копии заявлений и приложенных к ним документов ответчику, высылать копии судебных актов сторонам, а также направлять исполнительные документы органам исполнительного производства. Этими мерами значительно расширен доступ граждан к правосудию и сокращена волокита при рассмотрении дел. Так, за последние полтора года благодаря развитию электронного правосудия, свыше 80% исковых заявлений поступают в суды республики в электронном виде, что в значительной степени экономит время и материальные ресурсы обратившихся в суд граждан.

Особо стоит отметить эффективность электронного информационного сервиса судебных органов «Судебный кабинет» на интернет-ресурсе Верховного суда. Это единое окно доступа к онлайн сервисам судебных органов республики, которое предоставило пользователям возможность, не выходя из дома или офиса, подать в суд исковое заявление, жалобы, ходатайства о пересмотре дела с гарантией доставки обращения и отслеживание в дальнейшем его статуса, а также оплатить государственную пошлину.

Кроме того, для удобства в «Судебном кабинете» размещены образцы электронных документов, направляемых в суд, что позволяет пользователям экономить и материальные средства.

Эффективно работает электронное извещение участников судопроизводства. В 1 квартале 2017 года местными судами направлены 482 888 тысяч SMS-извещений, посредством «Гибридной электронной почты» направлены 83 248 электронных повесток и извещений. Также функционирует информационное взаимодействие между местными судами и государственными органами. Так, за 1 квартал 2017 года в электронном формате в органы исполнительного производства направлены 113 193 исполнительных листа и судебных приказов, санкционированы 210 087 постановлений судебных исполнителей.

Уполномоченными органами для рассмотрения по существу в местные суды через информационный сервис «Отправка административных дел» в электронном виде за 1 квартал 2017 года направлены 88 413 административных материалов.

В целях повышения качества составления протокола во всех 1 396 залах заседаний по республике установлены новые системы аудио, -видео фиксации судебных процессов (АВФ). С начала 2016 года введен учет применения аудио,-видеофиксации по назначенным процессам. Такой порядок позволяет выявить своевременность начала процессов, что, в свою очередь, дисциплинирует ее участников. Так, если в 1 квартале 2017 года всего назначены 203 377 судебных заседаний, то 199 102, или 98% из них проведены с применением системы АВФ.

Наряду с этим, установленные системы АВФ интегрированы с информационной системой «ТӨРЕЛІК», онлайн-сервисом «Судебный кабинет» в части предоставления возможности ознакомления с аудио,-видео фиксацией процесса.
Действуют положения, закрепляющие дистанционное исследование доказательств и заслушивание объяснений участвующих в деле лиц с помощью средств видеосвязи.

По данному принципу, в 1 квартале 2017 года проведены 275 судебных заседаний. В целях развития дистанционного отправления правосудия Департаментом по обеспечению деятельности судов совместно с Комитетом уголовно-исправительной системы Министерства внутренних дел проводится работа по внедрению в исправительных учреждениях систем видеоконференцсвязи для проведения процессов в удаленном режиме. Уже оснащено более 32 исправительных учреждений, что позволило в 1 квартале т.г. рассмотреть 3077 материалов по уголовным делам без этапирования осужденных лиц в суды.

Пятое - эффективность разрешения публично-правовых споров связывается с дальнейшим развитием административной юстиции и разработкой Административного процессуального кодекса (АПК), которая осуществляется Верховным судом. Необходимость в разработке АПК содержится в рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития как важный фактор повышения уровня доверия граждан, в том числе иностранных инвесторов к судебной системе. Имеется соответствующее поручение главы нашего государства. Проект кодекса разработан с учетом мнения экспертов из Германии и ряда постсоветских стран с изучением опыта его функционирования в указанных странах. В основу проекта заложена модель административной юстиции Германии, одной из наиболее развитых и применяемых в таких странах как Латвия, Литва, Эстония, Российская Федерация, Азербайджан, Грузия и Армения. В случае включения проекта АПК в план законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, работа над ним будет продолжена.

Шестое - одним из основных критериев оценки эффективности любой судебной системы является степень доверия населения страны. Данным фактором во многом определяется и рейтинг судебной независимости в Глобальном индексе конкурентоспособности.

Одним из форм изучения уровня удовлетворенности граждан качеством работы судов являются периодические социологические опросы. В этих целях, Программой развития ООН в Казахстане совместно с Центром исследования правовой политики и изучения общественного мнения, в 2015 году проведено масштабное независимое социологическое исследование среди участников судебных процессов в судах республики. Результаты исследования показали, что 71,3% опрошенных граждан удовлетворены работой судов и более 78% респондентов доверяют судьям. Итоги исследования презентованы авторами на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан.

Кроме того, в специализированных межрайонных экономических судах республики посредством социологического опроса субъектов малого и среднего бизнеса - участников судебных процессов проведена общественная оценка деятельности указанных судов. По результатам исследования, более 70% опрошенных представителей бизнеса отметили независимость экономических судов от влияния власти и бизнеса, а также доступность оспаривания в суде действий госорганов.

(Справочно: В странах ОЭСР общий уровень удовлетворенности деятельностью судов по данным аналогичных отчетов варьируется в пределах от 37,5% до 81%).

Полагаем, что с применением судами новых законодательных (процессуальных) норм, совершенствованием процессов информатизации и созданием «электронного суда», судебная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц станет еще более доступной и эффективной, что позволит планомерному достижению судебной системой Казахстана прогнозных показателей по индикаторам ключевых международных рейтингов.

Л. Курмантаева, заведующая секретариатом специализированной судебной коллегии Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Казахстан

Следите за новостями zakon.kz в: