В Мажилис Парламента Президентом РК Н. Назарбаевым внесен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности», сообщает Zakon.kz.
В частности, как пояснил начальник Управления Генпрокуратуры РК Алмаз Мухаметжанов, законопроект предусматривает запрет на содержание под стражей по экономическим преступлениям.
Сейчас принимаются все меры по защите бизнеса, в том числе от неправомерного вмешательства со стороны органов уголовного преследования.
«Как вы все знаете, законодательством предусмотрен запрет на регистрацию заявлений, сообщений без наличия актов ревизий, проверок уполномоченных органов, - сказал он. - В УК введен запрет на назначение наказания в виде лишения свободы за преступления в сфере экономики при возмещении ущерба, декриминализовано лжепредпринимательство, по 21 составу экономических уголовных правонарушений снижены санкции, уклонение граждан от уплаты налогов переведено в категорию адмправонарушений».
Все это, по его словам, направлено на повышение привлекательности для иностранных инвесторов, ускорение в вопросах возмещения ущерба государству, снижение тюремного населения, снижение вмешательства правоохранительных структур в экономические правоотношения в целях их урегулирования административными методами.
В рамках дальнейшей модернизации предлагается не применять содержание под стражей по экономическим преступлениям.
Исключение будет составлять совершение 7 преступлений: рейдерства; легализации имущества, полученного преступным путем; изготовления и сбыта поддельных денег, ценных бумаг; принуждения к совершению сделки; экономической контрабанды; финпирамид и ОПГ. Предлагается предусмотреть такие исключения и в случае, если лицо пытается скрыться от следствия и суда.
При этом максимальные санкции по экономическим деяниям, за исключением вышеуказанных 7 преступлений, предусматривают наказание до 6 и 10 лет лишения свободы, при чем, это по трем составам (совершение действий по выписке счет фактур, без фактического выполнения работ; монополистическая деятельность; изготовление или сбыт поддельных платежных карточек). Остальные составы – это дела небольшой и средней тяжести и проступки, по которым возможно назначение наказания, не связанного с лишением свободы, либо прекращение уголовного дела в связи с заглаживанием причиненного вреда.
Кроме того, законопроект предусматривает существенные изменения действующей системы уголовного процесса, в том числе передачу всех санкций суду.
Ходатайство следователя о санкции будет идти прямо в суд.
Прокурору будет направляться копия ходатайства и у него больше будет времени, чтобы выявить нарушение закона. Соответственно, он сможет своевременно проинформировать судью, внести ходатайство о проведении судебного заседания по санкционируемому действию либо принять меры прокурорского реагирования, в т.ч. в трехдневный срок направить ходатайство в апелляционную инстанцию об отмене постановления следственного судьи.
Через прокурора в суд будут направляться только 3 санкции – взятие под стражу, домашний и экстрадиционный аресты. Данные меры максимально ограничивают свободу и личную неприкосновенность граждан. Именно поэтому прокуратура будет выступать дополнительным фильтром защиты прав участников процесса.
«Введение данных изменений свидетельствует о развитии правовой политики Казахстана в соответствии с международными стандартами в области прав человека», - отметил А.Мухаметжанов.
Также проектом вводится уведомление собственника о временном ограничении на распоряжение имуществом и обязанность следователя по истечении 10 суток снять ограничение, если он не принял решение об обращении к следственному судье за санкцией на арест имущества.
Отсутствие механизма защиты прав собственников или законных владельцев приводило к ущемлению прав и законных интересов не только подозреваемых или обвиняемых, но и других лиц, не вовлеченных в сам процесс, поскольку закон в некоторых случаях предусматривает возможность наложения ареста и на имущество таких лиц.
Одной из новелл законопроекта является снижение срока задержания с 72 до 48 часов, а также обязательное медосвидетельствование задержанных.
В соответствии со ст.16 Конституции без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов. На разных этапах нашей истории срок задержания предусматривался от 15 до 48 часов.
Как считают в Генпрокуратуре, это позволит снизить риски давления на человека при задержании.
Предусматривается ограниченный перечень исключительных случаев, при которых срок задержания может длиться 72 часа. К ним относятся случаи совершения: особо тяжкого, террористического или экстремистского преступления; преступлений в ходе массовых беспорядков; преступления в составе преступной группы; преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов; преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних; умышленных преступлений, повлекших смерть человека; а также при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения и в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
Законопроектом также предлагается предусмотреть обязательность медосвидетельствования всех задержанных лиц для установления общего состояния здоровья и наличия телесных повреждений.
Это связано с тем, что подозреваемые и обвиняемые зачастую жалуются в прокуратуру и суд о том, что в период задержания подвергались пыткам со стороны органов расследования с целью дачи необходимых показаний.
«Данная поправка позволит уже на ранних этапах следствия выявлять пытки и будет служить дополнительной гарантией защиты граждан от неправомерных действий сотрудников», - подчеркнул начальник управления.
Законопроект также предусматривает обязанность органов досудебного расследования не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу уведомлять лиц о проведенных в отношении них НСД. Это дает им возможность последующего обжалования действий полиции в суд.
Согласно действующему у нас законодательству, в случае принятия окончательного решения по уголовному делу, лица, затронутые указанными мероприятиями, не информируются об их проведении.
«Данная норма вводится для обеспечения государством конституционных гарантий о том, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства», - пояснили в Генпрокуратуре.