Трехъязычное обучение в Казахстане внедряется поэтапно

Переход к трехъязычию осуществляется в рамках Плана Нации «100 шагов» и ГПРОН на 2016-2019 годы.
В Казахстане в рамках Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы идет обновление содержания образования, сообщает Zakon.kz.

Базовое содержание обновленного образования реализуется в рамках политики трехъязычного образования. Глава государства еще в 2004 году отмечал: «Я неоднократно говорил и не побоюсь повториться: новое поколение казахстанцев я хотел бы видеть трехъязычным – свободно владеющим казахским, русским, английским языками. В этом – один из залогов конкурентоспособности государства, экономики и нации».

Эксперимент по обучению на трех языках был инициирован в 2007 году и проводился на базе 33-х школ. В настоящее время Дорожной картой на 2015-2020 годы определены меры поэтапного внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования.

Напомним, планомерный переход к обучению на казахском, русском и английском языках осуществляется в рамках реализации 79 шага Плана Нации «100 шагов» и ГПРОН на 2016-2019 годы. Разработан и утвержден план мероприятий по продвижению трехъязычного образования.

Сегодня полиязычное обучение успешно реализуется в специализированных школах сети «Дарын», Назарбаев Интеллектуальная Школа (НИШ), в образовательных инновационных лицеях и других. Для мониторинга внедрения трехъязычного обучения рекомендуется обозначить четкие критерии статуса полиязычной организации образования.

Для перехода на обучение на трех языках определены четыре предмета естественно-математического цикла, по которым в старших классах обучение будет вестись на английском языке – физика, химия, биология, информатика. Преподавание на английском планируется начать уже с 2019 года. При этом потребность в педагогических кадрах составляет 15 773 человека.

Для поэтапного перехода на трехъязычное образование Министерство образования и науки РК активизировало в этом году подготовку действующих учителей-предметников для обучения их английскому языку и методике преподавания предмета на английском языке.

Всего в 2017 году на языковых курсах и курсах повышения квалификации будет обучено 12 604 учителя предметов физика, химия, биология, информатика средних общеобразовательных школ, как с нулевым, так и с более высоким уровнем владения языка.

Как отмечается в Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан Министерства образования и науки, проблемами, препятствующими эффективному внедрению обучения на английском языке, обозначены психологический барьер учителей, возможное снижение качества обучения из-за слабой языковой подготовки учащихся, недостаточного количества часов для изучения английского языка (2 часа в неделю) и отсутствия языковой среды для практики навыков разговорной речи.

Для успешного внедрения инициативы трехъязычия важна не только целевая подготовка студентов педагогических специальностей в вузах и повышение квалификации учителей. Актуальным остается качественная методологическая поддержка и стимулирование учителей-предметников, владеющих английским языком.

АОО «НИШ» ведется разработка учебников и учебно-методического комплекса (УМК) естественно-научного цикла на английском языке. В настоящее время используются учебники издательства «Астана-кітап», по которым обучаются в «Білім-инновация» лицеях. Адаптированы под ГОСО РК и прошли экспертизу учебники по естественным предметам британских издательств Gambridge University Press, Pearson Longman по предметам биологии, физики, химии на английском языке как дополнительные пособия и УМК.

Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что идея трехъязычного образования реализуется успешно, об этом свидетельствуют многочисленные победы наших учащихся на престижных международных олимпиадах.

Так, в 2016 году школьниками Казахстана завоевано 234 медали на международных предметных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике, в рейтинге стран-участниц сборная школьников Казахстана занимает 11-е место.

С целью обеспечения системного повышения квалификации педагогов на основе трансляции мирового и казахстанского опыта на всех уровнях образования, министерством ведется работа по организации модернизированных, языковых курсов и курсов по обновленному содержанию образования. Работа идет за счет средств республиканского бюджета. В 2016 году курсами было охвачено в общей сложности 98 204 учителя, в 2017-м планируется охватить 114 926, в 2018 – 73 163 и в 2019 – 73 159.

Как говорил министр образования и науки Ерлан Сагадиев, что касается образования, то в первую очередь необходимо обеспечить равный доступ всех членов общества к качественному образованию, к чему мы, собственно, идем. В Казахстане все школы страны разделены на три типа в зависимости от языка обучения: казахский, русский, английский, у нас уже есть университеты, где основной язык преподавания — английский. Это Назарбаев Университет, КИМЭП, КБТУ, ІТ университет. В перспективе в Казахстане будет такой тип школ, где будет качественное преподавание на всех трех языках, что даст нашим детям возможность свободно общаться и понимать друг друга и главное, иметь доступ к передовым мировым знаниям. Работа над этим уже идет. К примеру, еще в прошлом году обновленное содержание прошло апробацию в Назарбаев интеллектуальных школах. В результате чего 73 тысячи преподавателей первого класса начали подготовку к преподаванию по новой методике в режиме онлайн, для этого Министерством образования и науки к широкополосному интернету были подключены 2,5 тысяч школ, в этом году еще столько. Как считают в МОН, благодаря этому в Казахстане сформируется масштабная система подготовки кадров, позволяющая с помощью информационных технологий быстро и повсеместно внедрять новые методики обучения. Только после этого начнется преподавание в школах предметам на английском языке, и эта программа начнет работать уже со следующего, 2018 года.

Наряду с английским, будут совершенствоваться система и методика быстрого обучения государственному языку.

Торгын Нурсеитова
фото radiotochka.kz

Следите за новостями zakon.kz в: