Прошли времена афер мошенников и бандитов, пришли другие времена, где игроками становится акимат и его подразделения.
Первое, изъятие земель для государственных нужд.
Практика показывает, если участок является лакомым куском земли, то акимату ничего не стоит вынести постановление об изъятии земельного участка под реализацию Генерального плана. Знайте, за акиматами стоят предприниматели, которым приглянулся этот участок. При этом, проверяйте основание и исключительный случай принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд. Зачастую, если скрупулезно подойти путем подачи письменных запросов, вы можете выяснить что на самом деле Генеральный план и План детальной планировки района, на основе которого принудительно отчуждается участок, не утвержден, либо может выясниться что участок после изъятия предоставляется частному ТОО, можете выяснить что имелся альтернативный способ позволяющий не изымать землю, либо изъятие происходило не в тех объемах в которых требовалось для удовлетворения государственных нужд. Все зависит от вашей прыткости и настырности писать запросы в акимат, органы архитектуры, отделы земельных отношений, НПЦзем. Уверяю вас, позволю сказать что уверен, вы можете запросами накопать такого, после которого акимату стыдно будет подавать иск в суд на принудительное отчуждение.
Второе, предоставление 10 соток под ИЖС.
Самая доходная статья акиматов городов и районов, поселков. Вы приходите в поселковый акимат и слышите из уст акима что земли нет, земли не будет. Работают на простофилю, если вы не знаете свои права, то после таких слов, естественно разворачиваетесь и уходите. Человек, знающий свои права, заявит, что согласно Правилам предоставления земельных участков под ИЖС, если нет возможности удовлетворения испрашиваемого ходатайства, то заявление не разворачивается, заявителю не отказывают, а принимают на специальный учет. Именно в специальном учете акиматы совместно с отделами земельных отношений и архитектуры вкупе с подразделением НПЦзем проводят свои авантюры с очередью на землю. Включают мертвых людей, людей без определенного места жительства, людей уехавших на ПМЖ в другие страны, людей получивших по данному целевому назначению земельный участок бесплатно в других регионах, людей включенных в спец Реестр. В чем особенность авантюры, сама очередь в электронном Эксель варианте размещена на сайте акимата, а на стендах их нет. Акиматы поселков объясняют это тем, что размещать длинную очередь на стендах трудоемкий и сложный процесс (не говоря о его обновлении раз в квартал), но истинная причина кроется в другом. Простые граждане, лишенные доступа к Интернету в сельском и поселковом уровне, если увидят свои очереди на стендах, то они узнают и остальных кто стоит в очереди. Есть авантюра и в направлении уведомления, если очередь человека подошла. Другими словами, требуйте размещения списков на очередь на специальных стендах, стенды должны висеть в общедоступных местах и требуйте его обновления раз в квартал. Проверьте остальных лиц, стоящих в очереди на землю. Если же заметите нестыковки в очередях, подозрительные перемещения лиц по очереди либо подозрительных лиц в очередях, бейте в колокола и бегите в прокуратуру.
Третье, накладка земли
Другими словами, «отжимают» лакомые куски у добросовестных собственников земель и землепользователей. И это делают филигранно, руками землепользователей в судебном порядке «ломают» первоначальные решения акиматов десятилетней давности.
Ваш участок, на который вы долго работали, осваивали, вложили уйму денег, может просто показаться интересным людям, приближенным к районному акимату, имеющим тесные связи в НПЦзем и в отделе земельных отношений. Элементарная ошибка НПЦзем при районировании и зонировании, при установлении границ или иных землеустроительных работах, несанкционированное вмешательство в исходные координаты границ земли, допущенные ошибки, связанные с исходными координатами границ на земельный участок при передаче материалов подразделениями НПЦзем области городу в связи с включением вашего участка в черту города, могут «наложить» границы вашего земельного участка на границы вашего соседа либо свободный массив. Могут использовать и тот факт, что ваш сосед по свежему следу провел координацию, а вы это не сделали.
При этом первопричины всего этого никто не изучает. НПЦзем будет вас толкать написать заявление на уменьшение. То есть средь бела дня не по вашей воле вы отказываетесь от части вашего участка, потому что он «наложился» на соседа. Ну здесь не так уж плохо потерять часть земли по сравнению с тем, что если весь участок «наложился». И у тех и у этих есть правоустанавливающие документы на землю, один арендатор, другой сосед собственник, оба соседи. Просто за одним соседом стоит банк, негласно акимат района, отдел земельных отношений и НПЦзем.
Суды при рассмотрении таких гражданских дел не забивают свою голову ерундой, типа изучить первопричины «накладки», а действуют по накатанной, по принципу «чьи права на землю возникли ранее, тот и прав». Так, средь бела дня человек лишается земли, собственности, дома, бизнеса. А акимат, НПЦзем, отделы земельных отношений зачастую в суде подыгрывают истцу. «Отжатая» в судебном порядке земля у собственника переходит на «время» истцу, позже участок сегментируется и формальным договором купли-продажи продается в пользу третьих лиц, приближенных к акимату. Пока экс-собственник обжалует решения в кассационке и подает на протест, его земля меняет не одного хозяина.
Четвертое, нецелевое использование, неосвоение земли.
Именно здесь, зачастую акиматы районного уровня, акиматы городов проворачивают свои "серые" схемы. Участвуют в этом деле отделы земельных отношений и органы по контролю в сфере контроля за охраной и использованием земель (земельная инспекция). Серая схема может проводиться путем обычной плановой проверки, где земельный инспектор к огромному удивлению находит у вас мусор. Это все делается для проверки ваших нервов, проверяют, кто стоит за вами. Если визги донесутся до Астаны, естественно сворачивается проверка и аким к вам начинается относится благосклонно. У них в районах так принято. Зачастую на районном уровне в части соблюдения законности настоящий «каменный век».
Если у вас все-таки участок отведен под ИЖС, то на районном уровне зачастую не смотрят на то, что согласно п. 5-3 статьи 44 Земельного кодекса участки под ИЖС предоставляются на площадках, обеспеченных сетями водо- и электроснабжения, предоставляют там, где и не пахнет инженерными сетями. При этом согласно статье 92 Земельного кодекса, если вам участок выдали в степи без инженерных сетей на неподготовленных площадках, срок освоения такого земельного участка исчисляется с момента обеспечения его соответствующей инженерной (коммунальной) инфраструктурой. И на это не смотрят, приходят проверяют, штрафуют, пугают изъятием и по дешевке у запуганного собственника выкупают.
Но больше их (акиматы) интересуют земли сельскохозяйственного назначения. Если вам отведен земельный участок для целей ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, зачастую, процессуальные сроки, предусмотренные Земельным кодексом, не соблюдаются вообще. Зачастую, изъятие земель в связи с неиспользованием его по назначению и не освоению на районном уровне, сопровождаются спорными с недостаточными доказательными материалами, с нарушением процессуальных сроков, с нарушением порядка предусмотренного законом. Земельная инспекция может умышленным подтекстом неверно истолковать либо вообще не учесть критерий целевого использования сельскохозяйственных земель в сроках в общей сложности два года в пятилетний период с момента первоначального выявления факта неиспользования. Ссылаются на неиспользование в течении двух лет, но не смотрят на критерии наличия пятилетнего периода. Не учитывают такое обстоятельство как форс-мажор, когда реально собственник земли или землепользователь не смог использовать участок по назначению по причине наводнений, землетрясений, пожара и иных стихийных бедствий.
Фактически освоение пашни как сельскохозяйственных угодий можно обосновать различными отчетными и статистическими материалами, наблюдениями форм № 4-СХ «Отчет об итогах сева под урожай», формы № 29-СХ «О сборе урожая сельскохозяйственных культур», статистическими наблюдениями формы № 6-р «Сведения о наличии земельных угодий и посевных площадях в крестьянских или фермерских хозяйствах», плана севооборотов и другими документами. Но суды не забивают голову исследованием и наличием этих документов, для них главное – решение земельной инспекции и отдела земельных отношений. Другими словами, как решил земельный инспектор (то есть аким, понимается), так и будет. Презумпции невиновности не существует.
Точно также и по сенокосам, земельный инспектор признаки деградации травостоя может попросту «нарисовать». А по пастбищам никто не забивает голову изучением факта того, пасется ли необходимое количество скота исходя из нормы не менее 20% от предельно-допустимой нормы нагрузки на общую площадь вашей территории пастбища. Не учитывается критерий мелкоконтурности и вкрапленности ваших пастбищных угодий средь пашни.
Другими словами, на каждом этапе при назначении на ваш участок проверки доказывайте факт освоения земли отчетными материалами, планами севооборотов, знайте процессуальные сроки и постоянно напоминайте земельному инспектору об этих сроках, заучите свои права и обязанности земельного инспектора и напоминайте о них, пользуйтесь юридическими возможностями признания проверок недействительными, предусмотренными Предпринимательским кодексом. Уверяю, при правильном подходе к защите своих прав, вы можете отстоять своим права на земельный участок.
Пятое - это разные схемы, где в одной сами районные акиматы напрямую участвуют, в другой через частную ТОО, а в третьем случае через банки.
В первом случае они действуют по принципу, мол, до нас были такие плохие акимы, понапечатали решений и заключений, понавыдавали госактов. Готовят иск и направляют в суд. Так, в судебном порядке «ломают» первоначальное решение о предоставлении прав на землю. Как быть с добросовестными приобретателями земельного участка не волнует никого.
Во-втором случае, акимат в порядке статьи 77 Земельного кодекса предоставляет земельный участок где расположены десятки домов с жителями аффилированным с акиматом частным организациям под проектно-изыскательские работы. И это частное ТОО без компенсации, путем запугивания, по одиночке отжимает землю каждого домовладельца. Использует «накладку» земельного участка, неоформленность некоторых домостроений собственников земель, пугает изъятием в связи с нецелевым и нерациональным использованием земель. В-третьих, через банки второго уровня.
Есть вариант аффилированного участия акимата с банками второго уровня, где заложен земельный участок. Чтобы собственник был более сговорчивым на отчуждение земли на «своих» условиях аффилированным с акиматом юридическим лицам, акимат со своей стороны набрасывается на владельца земли в порядке статьей 92, 93 Земельного кодекса. Уверяю, все отработано до мелочей, в плюсе остается банк, акимат и его аффилированные лица.
Фото с сайта liga.net