Топ-10 наиболее важных законов РК в 2017 году

В 2017 году самые важные законы получили широкий общественный резонанс.

Редакция Zakon.kz определила топ-10 наиболее важных законов, принятых в ушедшем 2017 году и получивших широкое обсуждение в обществе.

1. Пожалуй, самые важные изменения в законодательстве страны были приняты весной, когда Нурсултан Назарбаев подписал 10 марта закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

Закон предполагает внесение 26 поправок в Конституцию РК.

Согласно внесенным изменениям, правительство теперь слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не перед вновь избранным президентом. Премьер-министр вносит представление президенту о кандидатурах членов правительства после консультаций с мажилисом. Исключение делается для министра иностранных дел, министра внутренних дел и министра обороны, назначаемых президентом самостоятельно.

Правительству передаются полномочия по утверждению госпрограмм и единой системы финансирования и оплаты труда бюджетников.

Также закон предусматривает, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам РК.

Одним из требований для кандидатов в президенты страны стало наличие высшего образования.

Также в Конституции отмечена роль Назарбаева в строительстве Казахстана — в документа закреплено, что основателем независимого Казахстана является елбасы, а его статус остается неизменным.

2. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения».

Закон предусматривает совершенствование социального и пенсионного законодательства «в целях обеспечения достойного уровня жизни граждан в пенсионном возрасте, а также усиление мер по поддержке имеющих детей семей и уязвимых категорий граждан».

Так, с 1 июля 2017 года был увеличен размер пенсионных выплат по возрасту и за выслугу лет, а также размер государственной базовой пенсионной выплаты.

Также предусмотрено повышение размеров пособий в связи с рождением ребенка на 20%, повышение максимального размера дохода, принимаемого для назначения пенсии по возрасту, с 41 до 46 месячных расчетных показателей (МРП), перенос предусмотренного срока внедрения обязательных пенсионных взносов работодателя с 2018 года на 2020 год.

Как сообщала министр труда и соцзащиты населения Тамара Дуйсенова, после повышения выплат средняя пенсия в Казахстане составит 66 тысяч 721 тенге.

3. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения».

Согласно поправкам по вопросам здравоохранения пересмотрен размер взносов и отчислений в Фонд социального медицинского страхования, уточнен перечень лиц, за которых взносы в фонд поступают от государства, а также перечень плательщиков взносов в фонд.

Предусмотрена норма по предоставлению иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Казахстана, права на получение медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами страны.

Уточняется норма по праву граждан на медицинскую помощь в системе ОСМС в случае неуплаты отчислений или взносов. Упорядочен механизм оказания медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам правоохранительных и специальных государственных органов и членам их семей.

Согласно закону, с 1 января 2018 года Фонд социального медстрахования определен в качестве единого плательщика услуг как в системе обязательного социального медстрахования, так и в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательной системы социального медстрахования налагается запрет на установление временного ограничения на распоряжение имуществом, ограничение на совершение сделок и иных операций с имуществом, наложение ареста на активы фонда, находящиеся на банковских счетах.

С 1 июля этого года работодатели начали выплачивать взносы в Фонд медстрахования в размере 1% от дохода предприятия за каждого своего работника), а также индивидуальные предприниматели - 5% от двух минимальных заработных плат.

Кроме того, с 1 января к системе медстрахования подключается государство, которое будет платить взносы за некоторые категории населения, в числе которых социально незащищенные слои населения, такие как дети, пенсионеры, инвалиды, матери, находящиеся в отпуске по уходу за детьми до достижения трех лет либо за детьми-инвалидами до 18 лет, студенты средних и высших учебных заведений, правоохранительные органы, военнослужащие и другие категории.

Участие в системе обязательного медстрахования является обязательным. Граждане, которые по какой-то причине не уплачивают взносы в фонд, будут иметь доступ только к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.

4.Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обороны и воинской службы».

Законом вносятся изменения и дополнения в Трудовой кодекс и 19 законов РК. Документ направлен на решение концептуальных задач по унификации подходов при поступлении, прохождении и увольнении с воинской службы и службы специальных государственных органов, в том числе с обучением в организациях образованиях РК и иностранных государств, а также по интеграции территориальной обороны в общую систему обороны страны, с включением формирований территориальной обороны в состав Вооруженных Сил РК.

В частности, законом усовершенствован порядок формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа для Вооруженных Сил, специальных государственных и правоохранительных органов, а также уточнены полномочия правительства, функции министерства обороны и Генерального штаба с учетом современных вызовов и угроз, в области обороны, транспорта, торгового мореплавания, использования воздушного пространства, дорожного движения.

Вместе с тем военнослужащим увеличены сроки ежегодного основного отпуска в зависимости от продолжительности прохождения и условий прохождения воинской службы. Это позитивно отразится на социальном самочувствии не только военнослужащих, но и членов их семей.

Военнослужащим в воинском звании «подполковник» увеличен предельный срок пребывания на воинской службе до 48 лет. Это позволит отдельным военнослужащим дослужить до предельного возраста воинской службы. Принятые в Законе нововведения создадут необходимые условия для комплектования Вооруженных Сил, прохождения воинской службы и придадут новый импульс дальнейшему развитию армии с учетом требований по повышению ее боеготовности и боеспособности.

5. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной образовательной накопительной системы».

Новым законом регламентируется: утверждение государственного образовательного заказа в школах уполномоченным органом в области образования и местными исполнительными органами областей, Астаны и Алматы; расширение банков-участников ГОНС путем отмены требования по наличию филиалов в областных центрах, Астане и Алматы;

запрет на установление временного ограничения на распоряжение имуществом, ограничений на совершение сделок и иных операций с имуществом, наложение ареста или обращение взыскания на деньги, находящиеся на банковских счетах по договору вклада.

Поправки, которые внесены в закон «Об образовании», вводят новые понятия «подушевой норматив финансирования», «инклюзивное образование»; в понятие «государственный образовательный заказ» включен объем услуг по среднему образованию.

Теперь материальная выгода, полученная за счет средств бюджета при предоставлении услуг по среднему образованию, не рассматривается в качестве дохода физического лица. Уточнены понятия «высший колледж», «исследовательский университет» и др.

В закон «О государственной образовательной накопительной системе» также вносятся поправки по вопросу реализации права на получение премии государства по приоритетной категории (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет) путем определения компетенции уполномоченного органа в области защиты прав детей по предоставлению информации по приоритетным категориям вкладчиков.

Как отмечала сенатор Бырганым Айтимова, образовательными накопительными вкладами в Казахстане охвачено лишь 17,5 тыс. из 3 млн обучающихся.

Новый закон даст государству и банкам возможность обеспечить дополнительные гарантии вкладов, которые позволят профинансировать обучение детей и молодежи, в том числе за рубежом.

Напомним, государственная образовательная накопительная система — это возможность для любого гражданина РК открыть на свое имя, либо на имя ребенка образовательный накопительный вклад, который в будущем можно использовать на оплату профессионально-технического и высшего образования в Казахстане и за рубежом. На данный образовательный депозит начисляются проценты банка в размере 14% плюс ежегодное начисление Государственной премии 5% или 7%.

6. Новый Уголовно-процессуальный кодекс республики.

Документ направлен на модернизацию системы уголовного судопроизводства и приведение ее в соответствие с международными стандартами.

В целом новым УПК предусматривает: упрощение процедуры начала уголовного преследования, сужение полномочий органов следствия и дознания по самостоятельному принятию процессуальных действий, затрагивающих конституционные права граждан, расширение участия в деле адвоката с начала досудебного производства.

В уголовный процесс вводится институт «сделки о признании вины», основной задачей которого является достижение соглашения о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования.

Нормами кодекса также упрощается и ускоряется судебное производство, поскольку отпадает необходимость в проведении большого объема следственных и судебных действий.

Для расширения судебного контроля за досудебным производством в уголовный процесс вводится институт следственного судьи, в полномочия которого, помимо санкционирования отдельных следственных действий, также включено рассмотрение жалоб и ходатайств сторон на этапе досудебного производства.

Предусматриваются также инструменты, позволяющие на основании судебного решения изымать в пользу государства преступно нажитые доходы, в том числе и у лиц, скрывающихся от правосудия.

Вводимая форма сделки «о признании вины» будет применяться по всем категориям преступлений, за исключением особо тяжких и призвана ускорить восстановление ущерба потерпевшему.

Новый УПК также предусматривает процедуру дистанционного допроса с использованием средств видеосвязи. Предполагается ряд других новых процессуальных действий, вводимых для повышения эффективности уголовного процесса.

Также содержится возможность депонирования показаний (механизм, позволяющий допросить следственным судьей лица, являющегося потерпевшим, свидетелем, если имеются основания полагать, что более поздний их допрос может оказаться невозможным в силу объективных причин).

Кроме того, предполагается создание специального Фонда помощи потерпевшим, который будет формироваться за счет обязательного платежа, взысканного с виновных лиц. Согласно мировой практике, операторами таких фондов, как правило, выступает министерство финансов.

7. Закон «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы».

Документ был принят с поправками сената. «Всего поддержано предложений на сумму 85,6 млрд тенге, в том числе в 2018 году на 22 млрд тенге. Финансирование данных предложений в 2018 году будет осуществляться за счет уменьшения первоначально запланированной суммы резерва правительства на 4,8 млрд тенге, уменьшения расходов в сумме 16,9 млрд тенге, предусмотренных на строительство в порту «Курык», перераспределения средств МВД Казахстана», — говорилось в заключении комитета по финансам и бюджету сената.

Так, в 2019-2020 годах будут уменьшены расходы на новые инициативы.

Ранее в заключении комитета по финансам и бюджету мажилиса указывалось, что дефицит бюджета в 2018 году заложен на уровне 639,6 млрд тенге (1,1% к ВВП), в 2019 году — 608 млрд тенге (1% к ВВП), в 2020 году — 653,5 млрд тенге (1% к ВВП).

Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,1% в 2018 году с последующим ростом до 4,2% в 2022 году. Среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий пятилетний период составит 3,7%.

Целевой коридор инфляции сохранен в пределах 5−7% в 2018 году, 4−6% в 2019 году с последующим снижением до 3−4% в 2020—2022 годах.

Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) прогнозируются в 2018 году в сумме 5,528 трлн тенге, в 2019 году — 6,404 трлн тенге, в 2020 году — 7,176 трлн тенге.

С учетом прогнозируемых поступлений и планируемого дефицита прогноз расходов республиканского бюджета определен в 2018 году в объеме 9,218 трлн тенге, в 2019 году — 9,798 трлн тенге, в 2020 году — 10,220 трлн тенге.

8. Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2018-2020 годы».

Гарантированный трансферт в республиканский бюджет зафиксирован в абсолютном значении в тенге и установлен в размере 2 трлн тенге. При этом в целях плавного перехода на новое правило размер гарантированного трансферта из Нацфонда в республиканский бюджет будет снижен поэтапно в 2018 году - 2,6 трлн тенге, в 2019 году - 2,3 трлн тенге, в 2020 году и последующие годы - 2 трлн тенге.

Как ожидается, размеры гарантированного трансферта из Нацфонда, определенные на 2018-2020 годы, обеспечат выполнение условия по неснижаемому остатку средств в Нацфонде в размере 30% от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего финансового года.

Закон позволит обеспечить сбалансированность бюджета и в полном объеме профинансировать расходы республиканского бюджета, в том числе направленные на повышение экономической активности и занятости в экономике.

9. Поправки в ПДД.

Первые поправки подписаны в июле - закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения», направленный на дальнейшее совершенствование законодательства в сфере дорожного движения».

Пассажирам разрешили покидать транспортное средство в случае остановки сотрудником органов внутренних дел. Теперь полицейский после остановки транспортного средства должен подойти, представиться, предъявить удостоверение, разъяснить причину остановки и предъявить данные используемых технических средств.

Ранее эти обязанности содержались только в приказе министра внутренних дел и не всегда выполнялись. Кроме того, законодательно закреплено право водителя на фото-, и видеосъемку действий полиции при остановке транспортного средства.

Отменяется требование об обязательной переэкзаменовке при замене просроченного водительского удостоверения.

Для устранения условий, способствующих коррупции, расширен перечень так называемых «престижных» номеров, за выдачу которых будет взиматься повышенная госпошлина.

Отменен запрет на аэрографические рисунки на транспортных средствах. Снижен штраф за нарушение стоп-линии перед светофором с пяти до трех МРП.

Для профилактики пьянства за рулем установлен единый срок лишения права управления транспортным средством (три года) как за вождение в состоянии опьянения, так и за отказ от прохождения от освидетельствования на состояние опьянения.

В законе также предусмотрено лишение водительских прав и инвалидов за употребление спиртного за рулем.

Кроме того, разрешено движение авто задним ходом при условии, что маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками или разметкой.

10. Указ Президента РК о переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику.

Правительству поручено образовать Национальную комиссию по переводу алфавита казахского языка на латинскую графику и обеспечить поэтапный перевод на латинскую графику до 2025 года.

По мнению Президента РК, что реформа государственного языка является одним из важных вопросов программы модернизации общественного сознания. При этом он особо подчеркнул, что реформа не должна наносить вред развитию других языков и нарушать права граждан.

Как отмечал Н. Назарбаев, переход на латиницу является весьма сложным процессом, цель которого заключается в создании условий для дальнейшего развития казахского языка и включения его в мировое информационное пространство.

Кроме этого, глава государства указал на необходимость подготовки учителей и методической базы для внедрения нового алфавита в систему образования.

Бонус: Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»

Кодекс предусматривает изменение идеологии, внедрение стимулирования и упрощение администрирования. Идеология теперь будет направлена на защиту интересов добросовестного налогоплательщика. Стимулы получат различные сектора экономики. Администрирование упростится, и будет мотивировать самостоятельную уплату налогов», - сказал глава ведомства, представляя документ депутатам.

Как ранее сообщал министр национальной экономики Тимур Сулейменов, в первую очередь Кодекс направлен на развитие малого и среднего бизнеса. В частности, предлагается новый альтернативный режим.

В то же время предусмотрены налоговые изменения в аграрном секторе, в геологоразведке и недропользовании, промышленности и инвестициях, СЭЗ, предполагается оздоровление финансового сектора, снижение нагрузки на фонд оплаты труда.

В целях решения данной проблемы, для сохранения текущей нагрузки, предлагается снижение ставки социального налога с 11% до 9,5 % за счет снижения ставки взносов в государственный фонд социального страхования.

Наряду с этим планируется отменить неэффективные льготы и платежи. По словам главы ведомства, отменяются сбор с аукционов и плата за пользование судоходными водными путями, поскольку государство не предоставляет услуги и разрешения в данных случаях.

Отменяются льготы по освобождение оборотов по услугам игровых автоматов, реализация лотерейных билетов, государственных знаков почтовой оплаты, импорту почтовых марок. Также отменяются льготы. противоречащие требованиям ВТО, так как согласно требованиям ВТО для товаров внутреннего производства и импорта должны быть применены равные условия налогообложения.

В сфере налогового администрирования с целью установления ясных правил взаимодействия между органами госдоходов и налогоплательщиком введены принципы налогового администрирования - принцип законности; эффективности взаимодействия; принцип риск ориентированного администрирования. Уточнены права и обязанности при проведении налоговых проверок. Кардинально пересмотрена система управления рисками (СУР). Налоговое администрирование, в том числе стимулирующие и контрольные меры, будут выстроены на основании дифференцированного подхода налогоплательщиков.

При низкой степени риска - отсутствие налоговых проверок, возможные послабления в виде изменения сроков представления отчетности, уплаты задолженности, возможность участия в горизонтальном мониторинге и т.д.

Для стимулирования налогоплательщиков предусмотрено увеличение количества раскрытых критериев СУР. На основании лучшего мирового опыта введены новые процедуры - «Горизонтальный мониторинг» и предварительное разъяснение в отношении планируемых сделок (операций) с гарантией неприменения штрафных санкций при изменении позиции уполномоченного органа смогут применять налогоплательщики, состоящие на горизонтальном мониторинге и организации, реализующие инвестиционный приоритетный проект.

Глава государства также подписал законы «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), определяющий сроки введения в действие положений нового Налогового кодекса, и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», направленный на приведение законодательства в соответствии с новым Налоговым кодексом.

Фото с сайта total.kz

Нацфонд Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: