Судья знает, как покончить с пытками и насилием в казахстанских тюрьмах

В исправительных учреждениях следует установить систему Ситуационного центра с онлайн трансляцией и видеозаписью в Едином республиканском центре при Генпрокуратуре.

Для предотвращения пыток и насилия в отношении заключенных необходима техническая модернизация учреждений уголовно-исполнительной системы всех уровней безопасности, считает судья Павлодарского областного суда Гомар Суханкулов - Zakon.kz.

По ряду объективных и субъективных причин, пытки и насилие, совершаемые в тюрьмах Казахстана, доказать очень сложно. У судьи Гомара Суханкулова свое видение решения этой проблемы, с которым он поделился на прошедшем недавно круглом столе в Павлодаре, где были обсуждены вопросы соблюдения прав осужденных с участием всех заинтересованных сторон.

Чтобы обеспечить эффективную профилактику и предупреждение пыток осужденных, и быстро и справедливо рассматривать их жалобы, нужна техническая модернизация учреждений уголовно-исполнительной системы всех уровней безопасности, считает Гомар Суханкулов. К примеру, сейчас вход-выход сотрудников в тюрьмы регистрируется в журналах. Но бывают случаи, когда в них неправильно пишут время входа-выхода, а то и вовсе не пишут. И когда эти журналы необходимо исследовать в суде, то возникают проблемы с оценкой доказательств, так как показания участников процесса не совпадают с записями в журналах, говорит он.

Как известно, исправительные учреждения являются режимными объектами закрытого типа, поэтому все перемещения лиц на их территории должны быть строго зафиксированы, убежден судья и предлагает установить в них электронную систему фиксации входа и выхода. Это, по его мнению, исключит фальсификацию доказательств.

Поскольку доступ в эти учреждения другим лицам ограничен, то данное обстоятельство мешает достоверно установить подробности пыток, жертвы могут умолчать об этом, опасаясь мести, или могут оговорить невиновного, - подчеркнул судья.

Кроме того, среди заключенных и осужденных царят своя субкультура и правила, которые не позволяют им говорить правду. Учитывая это, судья по примеру Верховного суда предлагает внедрить в тюрьмах Казахстана систему Ситуационного центра, то есть установить видеонаблюдение во всех помещениях и участках на улице с онлайн трансляцией и видеозаписью в едином Республиканском центре при Генпрокуратуре.

Это будет эффективным средством профилактики правонарушений, как со стороны сотрудников учреждений, так и со стороны самих осужденных. А в случае жалоб на пытки и другие нарушения закона видеозапись поможет рассмотреть их достоверно и объективно, отметил Гомар Суханкулов.

Что касается оперативного и справедливого рассмотрения, расследования и судебного разбирательства дел и обращений по пыткам, то эту работу следует начинать со стадии выявления пыток, полагает судья. Ведь осужденные, будучи зависимыми от сотрудников тюрем, не будут сами заявлять об этом, они боятся репрессивной реакции со стороны надзирателей и других осужденных, да и не верят в результативность своих обращений.

Помочь жертвам пыток можно своевременным принятием мер безопасности в отношении тех, кто заявил об этом. В судебной практике были случаи, когда лиц, заявивших о пытках, продолжали содержать в том же учреждении, не изолируя от остальных. Это неправильно, таких лиц нужно в кратчайшие сроки этапировать в другое учреждение, обеспечить их личную безопасность, ограничить доступ к их личным данным и все эти нормы прописать в Уголовно-исполнительном кодексе, говорит судья. А чтобы на свидетелей и очевидцев из числа осужденных не оказывалось давление, он предлагает на время рассмотрения отстранить от должности тех сотрудников тюрем, на которых жалуются заключенные.

Судья предлагает предоставить осужденным возможность передавать свои жалобы напрямую прокурору, минуя спецчасть. И эти жалобы, по его мнению, должны рассматриваться независимым органом (должностным лицом), который не связан с учреждением, сотрудники которого обвиняются в совершении пыток. И здесь он предлагает, чтобы у прокурора было не право, а обязанность проводить досудебное расследование по делам о пытках и эту норму прописать в УПК.

Кроме того, судья предлагает предоставить осужденному право самому выбрать врача для медицинского освидетельствования. А для этого, на его взгляд, нужно предусмотреть в законе, что вызванный осужденным врач обязан явиться в учреждение для производства освидетельствования. Проезд и работу при этом ему нужно оплачивать за счет госбюджета, и в последующем изыскать затраченные суммы с осужденного.

Определенные требования в таких случаях должны предъявляться и к медработникам, убежден судья. Во-первых, они должны быть независимыми и не быть в трудовых отношениях с учреждениями органов внутренних дел. Это нужно для того, чтобы они не умалчивали следы пыток и не искажали факты в медицинских документах и тем самым не укрывали тех, кто совершил пытки и насилие, аргументирует Суханкулов. Более того, без первичных записей в медицинской карте невозможно провести объективную судебно-медицинскую экспертизу, особенно, если телесные повреждения исчезают в течение нескольких дней.

Многие осужденные боятся говорить о пытках и насилии, даже если у них на теле имеются следы побоев, поэтому будет правильным предусмотреть в законе обязанность медработника официально сообщать прокурору о таких вещах для последующей проверки, и предусмотреть ответственность медработника за неисполнение этой обязанности, резюмирует судья.

Торгын Нурсеитова

Следите за новостями zakon.kz в: