Казахстан сделал невероятный рывок вперед, находясь на 3 месте в мире и переместившись на 71 место. Казахстанское чудо вызывает интерес у многих исследователей, изучающих уроки тюремной реформы в нашей стране, отметила в комментарии Zakon.kz известный эксперт, операционный руководитель проекта Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» Сауле Мектепбаева.
- Тюремное население всегда измеряют через соотношение к общему количеству населения в стране. По-другому этот показатель называется «тюремный индекс». По этому показателю Казахстан находится сейчас на 71 месте вместе с Польшей. Фактически это означает, что в нашей стране - 194 заключенных на 100 тысяч человек, - говорит операционный руководитель проекта Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» Сауле Мектепбаева.
По ее мнению, "Тренд снижения тюремного населения значительно усилился с начала проекта «10 мер по снижению тюремного населения», запущенного Генеральной прокуратурой РК и другими госорганами в 2013 году. За этот период тюремный индекс сократился в два раза. В истории независимого Казахстана такое впервые, когда тюремный индекс опустился ниже 200 заключенных и держится таким уже два года".
И это без амнистий и других искусственных мер по занижению показателей, подчеркнула эксперт. "Напротив, за этот период были усилены меры по регистрации преступлений. При этом важно, что уровень преступности в стране за этот период снизился. Когда снижение тюремного населения не приводит к росту преступности, а, наоборот, жить в стране становится безопаснее, это подтверждает, что подходы, выбранные в уголовном правосудии, спрогнозированы и работают правильно", - считает Сауле Мектепбаева.
Если посмотреть с исследовательской точки зрения, Казахстан сделал значительный невероятный рывок вперед, находясь на 3 месте в мире, переместившись на 71 место. Снижение проходило двумя большими этапами. С 2001 по 2005 год (чуть меньше чем в 2 раза) и с 2010 по сегодняшний день (индекс снизился ровно в 2 раза).
Говоря об этом, Сауле Мектепбаева подметила, что "это произошло без революций, других серьезных политических преобразований. Именно поэтому казахстанское чудо вызывает интерес у многих исследователей, изучающий уроки тюремной реформы в Казахстане".
В декабре 2017-го проект «10 мер» тщательно анализировался группой оценщиков российского конкурса «Проектный олимп» и был выбран в качестве лучшего проекта года.
Что касается политических планов и обязательств, то тут эксперт напомнила, что в начале проекта «10 мер» в 2013 году глава государства поставил цель и индикатор по выходу Казахстана из 50 стран с самым высоким тюремным рейтингом. "В 2015 году, то есть через 2 года, мы из этого списка вышли, заняв 55 место, затем значительно снижаясь в этом списке, в котором быть ниже - престижнее", - заметила она и добавила, что "главное не показатели, а люди. Эксперты в области уголовного правосудия считают, что наиболее приемлемый тюремный индекс – 150 заключенных на 100 тысяч человек. Обычно при таком индексе у государства хватает и ресурсов, и времени для того, чтобы тюремная система функционировала правильно. Впервые, благодаря проекту «10 мер», мы к этому идеальному индексу приблизились".
- Впервые мы видим заключенных как объект работы, а не как многочисленную субкультуру, - говорит эксперт. - Доказательство – закрытие 8 колоний в стране. Когда тюрьмы закрываются за ненадобностью – это повод для гордости. За страну, за людей, которые сделали это возможным.
Сравнивать страны по общему количеству тюремного населения и анализировать по этому критерию место в списке – непоказательно, считает она. "Здесь всегда лидерами будут самые многочисленные страны и наоборот. Например, Великобритания, Италия, Испания, Япония – в этом списке они всегда выше нас просто потому, что численность населения там выше, но не потому, что их уголовная или тюремная политика хуже. Индия занимает 5 место по количеству заключенных, тюремный индекс Индии – 33 заключенных на 100 тысяч человек (и 213 место в списке стран по индексу)."
Цели - выйти из 50 стран с наивысшим тюремным индексом - мы достигли, считает Сауле Мектепбаева.
Торгын Нурсеитова