Куаныш Базаргалиев: Нас ещё ждут сюрпризы на пути технологического прогресса

Базаргалиев известен как нестандартный и во многом не «мейнстримный» мастер, умеющий через неожиданные, часто даже парадоксальные образы передать ощущение казахского национального стиля, характера, мировосприятия.

В галерее современного искусства ArtMeken проходит выставка казахстанского художника Куаныша Базаргалиева «Единство и борьба противоположностей». Базаргалиев известен как нестандартный и во многом не «мейнстримный» мастер, умеющий через неожиданные, часто даже парадоксальные образы передать ощущение казахского национального стиля, характера, мировосприятия. В своей новой экспозиции Базаргалиев продолжил тему так называемого «кошкармюйизма», о чём и рассказал нам в интервью. И не только об этом: о положении современного искусства в Казахстане, о своих непростых отношениях с гаджетами…

– Куаныш, расскажите подробнее о выставке, как продолжает она тему национального орнамента – стилизованных рогов барана кошкар муйиз – которую вы активно продвигаете?

– Выставка проходит в новой художественной галерее ArtMeken. И это на самом деле событие, потому что в последние годы, годы кризиса, у нас в стране наметилась печальная тенденция закрытия художественных галерей. Пространство, где ты можешь выставляться, катастрофически сужается. Поэтому нам, художникам, особенно радостно, когда появляются новые площадки, где люди искусства могут выставлять свои работы. Моя выставка состоит из тринадцати работ, посвящённых теме, которую я развиваю уже два года – да, это «кошкармюйизм».

Кошкармюйиз – древний орнамент, вычерченный в урочище Тамгалы Тас три тысячи лет назад. Он обладает яркой символикой и своей энергетикой, причём это – как ни парадоксально прозвучит – именно наша, казахская энергетика. Вы это чувствуете подсознательно, вы это ощущаете сразу, как только увидите его. C точки зрения нашей идентичности, нашего мироощущения, кошкармюйиз абсолютно актуален сейчас. Мне он очень близок – это простой, лаконичный, очень яркий образ-символ, представляющий собой некую выверку, аналогично «инь и янь». И немного обидно, что он в должной мере не применяется в государственной символике, в современном казахском искусстве. А если и применяется, то – как-то очень поверхностно, «декоративно».

Я же полагаю, что этот орнамент должен развиваться, меняться, искать и находить для себя новые направления. Я, собственно, и ищу для него новые выходы, новые решения, занимаясь, по сути, формотворчеством (то есть созданием новых форм в искусстве). Зачем мне это? Просто мне кажется, что у этого орнамента есть огромные перспективы именно в контексте нашего национального «я», нашего казахстанского самосознания, нашей самоидентификации, если хотите.

– А почему выставка называется «Единство и борьба противоположностей»?

– Название философское, и оно говорит само за себя. В своих работах и цветом, и тоном, и композицией я стремлюсь показывать единство и вечную борьбу между собой вещей, стихий, эпох. В одной композиции противопоставляю друг другу разные цвета и разные мировоззрения. Например, накладываю на американский абстракционизм наш казахский орнамент. Получается такая эклектика, но очень органичная.

– Насколько сложно сейчас продвигать своё творчество в Казахстане?

– Здесь дела обстоят довольно грустно. Мне недавно звонила одна молодая художница, просила дать совет, где ей можно организовать выставку. И мне даже посоветовать ей было нечего… Молодым художникам у нас очень непросто. Раньше действовал Центр современного искусства фонда Сороса, который помогал им, но, к сожалению, он уже много лет не работает. Да, наверное, кто-то скажет, что ожидать помощи от зарубежных меценатов – не очень патриотично. Но кто тебя поддержит ещё, если ты молод, ярок, талантлив, но пока не очень известен? Большой вопрос... Некоторые мероприятия берет на себя институт Гёте – проводит встречи, лекции, приглашает и зарубежных художников, и наших молодых. В Алматы открылась довольно продвинутая галерея Aspan Gallery, но они в основном выставляют работы уже известных художников. Например, скоро у них ожидается открытие экспозиции звезды современного казахстанского искусства Ербосына Мендебекова…


Однако наметились позитивные изменения. С запуском программы «Рухани Жангыру» активизировалась работа государства с современными художниками. Нас приглашали в Астану, где мы провели встречу в Государственном национальном музее. В этом году государство хочет продвигать наше современное казахстанское искусство за рубежом. Планируется провести выставку в Нью-Йорке, в Берлине, в одном из городов Южной Кореи. И главное, что здесь обнадёживает: новые инициативы ориентированы на молодёжь. Например, на мероприятии в Берлине, которое состоится совсем скоро, соберется только молодёжь. Это для наших казахстанских художников прекрасная возможность и отличный опыт, ведь сегодня Берлин – это центр мирового современного искусства.

– Куаныш, вы со своей супругой Сауле Сулейменовой проводите выставки не только в галереях, но и в достаточно необычных местах. Например, не так давно у вас прошла выставка в магазине IQOS. Расскажите подробнее об этом проекте. Что вас сподвигло организовать выставку именно там?

– Выбор такого места для нашего мини-вернисажа был осознанным. Собралось много людей, и одной из главных тем общения было здоровье. Да, да, именно – как сохранить здоровье в наш стремительный век, когда человек живёт в условиях постоянного стресса и часто, увы, не может отказать себе в каких-то вредных привычках. Конечно, на этом вернисаже мы хотели продвинуть свои произведения, сделать их более известными. И это удалось. Да, мы с супругой не только выставили свои работы, мы много общались и в том числе делились личным опытом использования IQOS (устройств бездымного нагревания табака-ред.) – как, не отказываясь от своей привычки в принципе, можно минимизировать вред от неё.

– Уточните, Куаныш, этот гаджет привлёк вас своей современностью или же той пользой, которую он может принести человеку, решившему отказаться от традиционного курения?

– Что касается параллели между современностью IQOS и современным искусством, то, наверное, что-то в этом есть. Это действительно открытие каких-то новых граней в привычном всем нам порядке вещей. Сто лет назад человечество не могло даже представить себе привычных сегодня всем нам благ цивилизации! В глубине души я человек консервативный, но новым временам был безмерно благодарен за появление стиральной машины-автомат и смартфона.

IQOS для меня, можно сказать, любовь с первого взгляда, точнее с первой затяжки. Я бывший заядлый курильщик со стажем более 30 лет. Более того, я очень люблю курить и это, конечно, очень вредило моему здоровью. Я пробовал как-то изменить процесс, отойдя от традиционного курения – покупал различные мундштуки, пытался заменить сигареты альтернативными устройствами типа электронных сигарет, но всё это было не то. И только случайно попробовав, я понял, что нашёл абсолютно приемлемую для себя альтернативу и поспешил купить два электронных девайса – для себя и для Сауле.

Главный плюс этого гаджета в том, что здесь нет дыма и, соответственно, практически нет неприятного запаха. Вы не засоряете свои лёгкие табачным дымом, который, собственно, и является первопричиной всего страшного, что связывают с курением. Благодаря инновационным разработкам, появилась более здоровая альтернатива курению, грех ею не воспользоваться. Например, я себя уже не отношу к курильщикам. И это ведь ещё не всё. Уверен, нас ждут новые сюрпризы на пути технологического прогресса.

– Возвращаясь к теме искусства, Куаныш, насколько известно, сейчас параллельно идёт выставка нескольких алматинских художников в Новосибирском художественном музее?

– Да, это так, она переехала в Новосибирск из Санкт-Петербурга. Мы ещё в октябре прошлого года открыли выставку в Санкт-Петербурге в музее современного искусства Эрарта. Это один из лучших частных российских музеев, который также входит в пятёрку лучших современных музеев России. Основу выставки «Где-то в Великой степи» составили мои работы и работы моей супруги Сауле Сулейменовой, также участие в экспозиции приняли Суинбике Сулейменова, Арман Саин и Анвар Мусрепов. В Питере выставка пользовалась большим успехом – надеюсь, что и в Новосибирске все пройдёт хорошо.

Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Новосибирск Нур-Султан Нью-Йорк Санкт-Петербург Семей Южная Корея
Следите за новостями zakon.kz в: