В Алматы 49 мечетей и в каждой из них ежедневно будет проводиться ауызашар, начиная с завтрашнего дня и до окончания Рамазана, сообщает Zakon.kz.
Завтра начинается благословенный месяц Рамазан. Многие алматинцы в этом году хотят держать оразу, даже если и не читают намаз. Как сообщил на пресс-конференции полномочный представитель ДУМК, главный имам города Алматы Еркинбек Шокаев, в Алматы – 8 районов, в них 49 мечетей и во время Рамазана в каждой из них каждый день будет проводиться ауызашар (разговение). В Центральной мечети будет накрываться дастархан на 500 человек, а в других мечетях от 50 и выше, при необходимости и до 200-300 ежедневно.
Ауызашар в этом году начнется после восьми вечера, как раз в это время многие будут возвращаться с работы и не окажется ли так, что на ауызашар в мечети будут приходить люди, которые к Рамазану никакого отношения не имеют, то есть ни намаз не читают, ни оразу не держат, им лишь бы покушать. Как служители мечети определят, постится человек или нет и вообще, будут ли они как-то контролировать тех, кто придет на ауызашар, убеждаться, что они действительно пришли на разговение и нужно ли это делать? С этими вопросами я обратилась непосредственно к главному имаму Алматы и вот что он ответил:
- Никто никого не будет проверять, контролировать. Если человек не держит оразу, но пришел в мечеть к моменту разговения, чтобы просто покушать, то это его дело, он сам будет держать ответ перед Аллахом за свои поступки и действия. Никто в мечетях не будет спрашивать, читает человек намаз или не читает, держит оразу или не держит. Приходи и садись за дастархан. Наше дело – накормить постящихся и заслужить довольство Всевышнего.
Рядом с нашим офисом есть продуктовый магазин, где продавец Махмуд О. оборудовал у входа небольшой уголок и продает здесь овощи и фрукты. Он верующий, читает намаз и, конечно же, будет держать оразу. Работает допоздна. Я ему рассказала, что во время Рамазана он может ходить в мечеть и там делать ауызашар.
- Нет, вы что, не пойду я туда! - заявил он категорично.
- Почему?
- Потому что туда должны ходить те, кто действительно в этом нуждается. Например, человек приехал из другого города, или он живет один, или бедный, больной. Вот пусть они и ходят. А я человек женатый, у меня дома жена, она приготовит, тем более, я живу рядом с Центральной мечетью. Поэтому будет неправильно, если я буду туда ходить, занимать место того, кто в этом действительно нуждается. Я не понимаю тех, у кого есть возможность сделать ауызашар дома, а он идет в мечеть. И не понимаю тех, у кого полный карман денег, а он идет в мечеть.
- А что, такие тоже есть?
- Есть, я сам видел. Поэтому призываю алматинцев уступать место в мечетях тем, кто больше всех в этом нуждается. Не надо думать только о себе, надо думать и о других. Вы знаете, я как-то в прошлом году зашел в Центральную мечеть на ауызашар и там такой стол был! Всё было - и горячее, и фрукты, овощи, и чай, очень хорошо там кормят. Для интереса в этом году сами сходите, посмотрите и убедитесь.
Мне стало интересно, что думают по этому поводу другие алматинцы и я опросила знакомых мусульман.
Артем Еркинов, 25 лет: Я могу зайти в мечеть на ауызашар только в том случае, если мне больше негде покушать, если я в тот момент оказался в мечети. А так стараюсь попасть домой, к апашке, она очень вкусно готовит.
Рус К., врач, 56 лет: Молодцы, муфтият, что во всех мечетях делают ауызашар. Я бы с удовольствием там бы делал ауызашар, а заодно пообщался бы с братьями, намаз бы там почитал, но, к сожалению, работа, не успеваю.
Николай Ни, 32 года: У меня друзья казахи и турки, они часто ходят в мечеть на намаз, но именно на ауызашар не ходят, во всяком случае, я ни разу не видел, это они делают у себя дома, я тоже часто хожу с ними в мечеть за компанию и знаю. Думаю, это правильно, в мечети же кормят малоимущих, зачем у них отбирать кусок хлеба, если ты и так не голоден, если у тебя всё есть. Лучше бедным отдай.
В мечетях для разговения накрывают стол не только для мужчин, но и для женщин. Я позвонила одной знакомой мусульманке (она пожелала остаться инкогнито) и спрашиваю:
- Знаешь ли ты о том, что в мечетях можно делать ауызашар, в том числе женщинам?
- Конечно, знаю.
- Вы будете ходить туда на ауызашар?
- Мы водим туда во время оразы женщин с детьми, это малоимущие семьи, как бы помогаем благотворительной организации. А так лично сами не ходим, мы приглашаем друг друга – родственники, партнеры, коллеги, сваты, соседи – на ауызашар в кафе. Уже на месяц вперед расписано, кто когда приглашает, так что в мечеть на ауызашар мы не ходим. Зато ходят малоимущие, вы знаете, сколько их там? И это здорово, что для них в мечетях устраивают ауызашар, для них это большая подмога, большая радость.
Торгын Нурсеитова