Выступление
Министра финансов РК Султанова Б.Т. на совместном заседании Палат Парламента РК
(г. Астана, 15 июня 2018 года)
Уважаемые председатели Палат Парламента!
Уважаемые депутаты!
Основные цели исполнения республиканского бюджета за 2017 год - сохранение положительной динамики роста экономики и социального благосостояния, создание условий для посткризисного развития.
В результате, рост экономики составил 4%. Устойчивому росту ВВП, за исключением внешних факторов, способствовал рост промышленности на 7,1% и сектора услуг на 2,7%.
Поступления бюджета достигли 9,7 трлн.тенге. Из них, 48% приходятся на трансферты.
Ваши замечания о зависимости доходной части бюджета по-прежнему от сырьевого сектора и трансфертов, привлекаемых из Национального фонда, а также о некоторых недостатках налогового администрирования уместны.
Новый Налоговый кодекс, принятый в прошлом году, направлен на устойчивое развитие бизнеса, стимулирование инвестиций и повышение конкурентоспособности страны путем совершенствования налогового администрирования.
В текущем году путем внедрения этих изменений планируется увеличить сбор налогов за счет невмешательства в предпринимательскую деятельность и цифровизации бизнес-процессов. Их объем в этом году достигнет 17% к Валовому внутреннему продукту. В последующем, до 2025 года будут приняты меры по повышению этого показателя до 25%.
В результате, с одной стороны в налогах увеличится объем поступлений доходов от малого и среднего бизнеса, с другой стороны снизится зависимость бюджета от нефтяного и других сырьевых секторов.
Благоприятные условия для ведения бизнеса в 2017 году привели к увеличению числа малых и средних предприятий в отчетном году на 6,4%, т.е. на 12 117 юридических лиц (в 2016г. - 188 377, в 2017г. - 200 494).
В этом году был запущен ряд важных информационных систем, некоторые из которых были запущены в пилотном режиме.
К примеру, для совершенствования процесса администрирования налога на добавленную стоимость были запущены «Электронные счета-фактуры» и системы отслеживания импортируемых товаров. Эти системы будут способствовать прозрачности операций и устранению различных схем.
Если налогоплательщик при реализации товаров будет выписывать 100% электронные счета-фактуры, то с 1 января этого года им сокращены сроки возврата НДС до 30 рабочих дней.
Со второй половины прошлого года для объективного рассмотрения жалоб налогоплательщиков и обеспечения их защиты при Министерстве финансов начала работу Апелляционная комиссия.
Хочу Вас заверить, что вышеупомянутые меры по цифровизации налогово-таможенных бизнес-процессов улучшат эффективность администрирования в этой области.
***
Теперь по вопросам, касающихся расходов.
Они исполнены на 99,8% и освоены на 11 трлн. 156 млрд.тенге.
Все социальные обязательства выполнены.
В отчетном году 5 млн. 86 тысяч человек получили пенсии и пособия из бюджета. На это потрачено 1,9 трлн.тенге.
Поддержка материнства и детства является одной из ключевых направлений социальной политики.
Средств на пособие по рождению ребенка было выделено 35,2 млрд.тенге, которые выплачены 392,7 тыс. человекам. Обеспечены пособиями 539,6 тыс. детей из малообеспеченных семей в возрасте до 18 лет.
При проведении анализа отчета было сказано о повторяющихся из года в год недостатках, допущенных при освоении средств бюджета.
Предстоящая перед нами главная задача - это совместная работа с государственными органами по минимизации этих недостатков.
В отчетном году мы уже приняли ряд мер по совершенствованию бюджетных процедур.
К примеру, государственные закупки и камеральный контроль процедур полностью автоматизированы.
Однако, в этой области все еще существуют актуальные проблемы. Для их решения был подготовлен и представлен на рассмотрение Парламента соответствующий законопроект. Цель документа - облегчение процедур закупок, повышение качества и усиление ответственности.
С целью повышения эффективности реализации инвестиционных проектов в области строительства с прошлого года был введен пилотный проект по казначейскому сопровождению государственных закупок.
Со стороны государства особое внимание уделяется на недопущение чрезмерного роста принимаемых долгосрочных обязательств. С прошлого года казначейством ведется регистрация обязательств по проектам государственно-частного партнерства.
В целях сокращения дебиторской задолженности при реализации инвестиционных проектов было ограничено авансирование при строительстве новых объектов, а также реконструкции объектов.
Рабочей группой, созданной в Министерстве национальной экономики, будут рассмотрены вопросы устранения несогласованности между собой документов системы государственного планирования, повышение качества их индикаторов и нормы возврата средств, образовавшихся на счетах квазигосударственных субъектов в доход бюджета.
***
Следующий вопрос - это государственный и квазигосударственный долг. В рабочих группах и на заседаниях Комитетов Вы обратили на эти вопросы особое внимание.
Государственный долг по отношению к ВВП составил 26%.
Согласно последнему отчету Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 11-е место из 137 стран по показателю «Государственный долг». По сравнению с предыдущим годом, улучшив свой рейтинг на 6 позиций.
В дальнейшем, политика финансирования дефицита бюджета будет нацелена на национальную валюту и внутренние ресурсы, чтобы избежать зависимости от колебаний обменных курсов валют.
На контроль взят внешний долг квазигосударственного сектора. Начиная с текущего года мониторинг их долга будет проводить Министерство финансов.
Уважаемые депутаты!
Затронутые в работе рабочих группах обеих Палат такие системные вопросы, как обеспечение пополнения доходов бюджета, эффективное использование расходов, контроль внешнего долга будут для нас направлением и окажет помощь для дальнейшего совершенствования своей работы.
Выражаем огромную благодарность за проявленную активность при рассмотрении результатов исполнения бюджета за 2017 год.
Прошу поддержать Отчет Правительства.
Спасибо за внимание!