Доклад Министра финансов Б.Т. Султанова на отчетной встрече с населением (г. Астана, 20 июня 2018 года)

Фото: zakon.kz

Доклад Министра финансов Б.Т. Султанова на отчетной встрече с населением
(г. Астана, 20 июня 2018 года)

 

 

Құрметті кездесуге қатысушылар!!!

Қадірменді қауым!

 

Бүгін мен Сіздердің алдарыңызда Қаржы министрлігі жүргізген жұмыстар туралы есеп беруге әзірмін.

Біз азаматтардың әл-ауқатын арттыруға бағыттап жүргізіліп жатқан реформалар саласында қоғам үшін барынша ашықпыз.

Өз баяндамамда мен Қаржы министрлігінің қызметі туралы, оның ағымдағы міндеттері мен болашақ бағыттары туралы айтып кеткім келеді.

Қаржы жүйесінің еліміздің әлеуметтік-экономикалық даму процестеріндегі рөлі маңызды екені баршаңызға мәлім. Салық жинаудан бастап шығыстарды қаржыландыруға дейін оның атқаратын міндеттері өте кең.

Жұмыстардың аясына қазынашылық, банкроттық, кедендік және салықтық әкімшілендіру, қаржы мониторингі, бухгалтерлік есеп пен аудит, мемлекеттік сатып алу мен мүлікті басқару мәселелері және тағы басқалар кіреді.

  

Уважаемые друзья!

 

Наша встреча проходит в преддверии празднования 20-летия нашей столицы.

Сегодня Астана - состоявшийся административный, социально-экономический и политический центр Казахстана, олицетворяющий успехи нашего государства за годы Независимости.

Достижения Астаны - это успехи всего Казахстана.

Сегодня каждый гражданин может принять участие в решениях, принимаемых государством, и внести свои рекомендации по улучшению финансово-экономического климата в стране.

Ежегодно мы с вами проводим встречи в формате открытого диалога, где обсуждаем широкий круг вопросов, волнующих население.

По результатам прошлой встречи на мое имя, помимо прямых озвученных вопросов, поступило почти сотня обращений, на которые даны необходимые разъяснения и приняты соответствующие меры.

Эти вопросы касались, как текущей деятельности Министерства, так и вопросов реформирования и развития государственной политики в сферах, курируемых Министерством.

30 марта и 15 мая текущего года Министерство финансов доложилось о своей деятельности перед Общественным советом, осуществляющим народный контроль над нашим ведомством.

Сегодня, я отчитаюсь перед Вами о работе Министерства за 2017 год.

Приоритеты деятельности Министерства исходили из реализации Посланий Президента, Плана Нации «100 конкретных шагов» и стратегических планов развития страны.

В целом, их выполнение направлено на решение широкого спектра задач.

Работу Министерства можно сгруппировать по 5 ключевым блокам:

Первый - сбалансированный бюджет, направленный на развитие;

Второй - обеспечение полноценного налогового и таможенного администрирования;

Третий - повышение эффективности управления государственными активами;

Четвертый - государственные услуги;

Пятый - развитие финансового сектора.

В целом, за прошлый год мы улучшили сбалансированность государственных финансов. Если мы планировали дефицит бюджета на уровне 3,1% к ВВП, то фактически он составил 2,6% (1,4 трлн. тенге) к ВВП.

В уточненном республиканском бюджете на 2018 год размер дефицита составил 883 млрд. тенге или 1,5% к ВВП.

В перспективе планируется снижение дефицита бюджета до 1% к ВВП. Это создаст основу для удержания комфортного уровня долга и возможности в будущем гибко реагировать в случае возникновения потребностей экономики в государственных заимствованиях для финансирования ваших проектов и программ.

По доходам мы перевыполнили установленные показатели по всем уровням бюджета.

За отчетный финансовый год доходы в государственный бюджет (без трансфертов) составили более 7 трлн. тенге. План исполнен на 102,2%. Прирост к предыдущему году составил 700 млрд. тенге или 11%.

Перевыполнение плана обеспечено в основном за счет роста налоговых поступлений.

Доходы республиканского бюджета составили 5 трлн. тенге, что больше на 430 млрд. тенге в сравнении с 2016 годом.

Собственные доходы местных бюджетов составили в сумме 2,1 трлн. тенге, что больше на 270,6 млрд. тенге в сравнении с предыдущему годом.

Но, важнее то, что поступления от малого и среднего бизнеса выросли на 8% или на 216 млрд. тенге (факт за 2016 год - 2,5 трлн. тенге, факт за 2017 год - 2,7 трлн. тенге). А, их численность увеличилась на 6,4% или 12,1 тыс. юридических лиц (в 2016 году - 188 377, в 2017 году - 200 494). Это говорит об улучшении условий для деятельности предпринимателей.

По расходной части мы добились рекордного освоения.

Расходы республиканского и местных бюджетов исполнены на 99,8% и 99,6%, соответственно, что выше уровня предыдущему года (в 2016 году по РБ - 98,3%, по МБ - 99,2%).

Это достигнуто за счет эффективного бюджетного планирования и его исполнения.

По-прежнему приоритетом бюджета остается социальная сфера. Доля социальных расходов в структуре бюджета увеличилась с 49,8% в 2016 году до 51,5% в 2017 году, т.е. более половины бюджетных ресурсов государством направляется на социальную сферу.

На реализацию Госпрограммы «Нұрлы жол» в 2017 году было выделено 700,2 млрд.тенге, из которых 166,1 млрд.тенге было перечисленоместным исполнительным органам.

Освоено 696,2 млрд.тенге или 99,4 %.

На реализацию правительственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер» было предусмотрено 171,7 млрд.тенге, из которых 107,4 млрд. тенге для перечисления МИО.

Освоено 170,7 млрд.тенге.

В 2017 году на строительство 19 объектов здравоохранения и 178 объектов образования выделено 111,2 млрд. тенге.

Освоено 110,3 млрд. тенге.

Целевой трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет на 2017 год предусматривался в сумме 1,5 трлн. тенге на оздоровление банковского сектора; строительство и реконструкцию дорог республиканского значения; развитие индустриальной̆ инфраструктуры; обустройство инженерно-коммуникационной̆ инфраструктуры; для строительства арендного жилья без права выкупа; на строительство и реконструкцию объектов образования.

В целях укрепления сберегательной функции, а также приумножения нефтяных накоплений для будущих поколений, с текущего года мы отказались от привлечения целевого трансферта из Национального фонда.

 

По государственному долгу

 

За 2017 год Министерство финансов разместило государственные среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги (поступления в бюджет) на общую сумму 1,6 трлн. тенге.

Поступления внешних займов составили 72 млрд. тенге.

За 2017 год государственный долг вырос на 2 трлн. тенге и на 1 января 2018 года составил 13,5 трлн. тенге (40,6 млрд. долларов США).

При этом, государственный долг находится на безопасном уровне и его состояние не вызывает опасений.

К примеру, расходы на долг по отношению к доходам составили 8,8% при лимите 15%.

Госдолг к ВВП на начало 2018 года составил 26%, при лимите 50% ВВП, установленный для стран-членов ЕАЭС.

Кроме того, по уровню госдолга Казахстан улучшил свой позиции по рейтингу глобального индекса конкурентоспособности ВЭФ за последний год на 6 пунктов, поднявшись с 17-го места на 11 место среди 137 стран мира.

 

По привлеченным в 2017 году займам

 

В 2017 году Правительство привлекло займы на реализацию различных инвестиционных проектов на сумму 387 млн. долл. США, направленные на строительство дорог, медицину и образование.

Кроме того выдано 7 государственных гарантий на сумму порядка 2 200 млн. долл. США.

В рамках реализации данных проектов будут:

- построены и реконструированы 1,8 тыс. км автодорог;

- доступны обновленные стандарты обучения для 2,7 млн. детей;

- профинансированы малый и средний бизнес на сумму 72 млрд. тенге (215 млн. долл. США);

- повышена производительность и производство сельхозпродукции в ЮКО, Жамбылской, Актюбинской, Алматинской областей за счет улучшения водопользования и подачи воды, поддержания уровня грунтовых вод.

 

О государственных закупках, госаудите и финансовом контроле

 

В госзакупках мы полностью перешли на электронный формат. Целиком их централизовали.

Это позволило повысить прозрачность госзакупок и качество госаудита.

Было предотвращено более 31 тыс. нарушений в сфере госзакупок, что позволило не применять меры ответственности к должностным лицам объектов госаудита.

Удаленный камеральный контроль, позволивший охватить в 2 раза больше объектов, сократил в 3 раза количество процедурных нарушений, что говорит о повышении бюджетной дисциплины.

По актам реагирования устранено нарушений на сумму 257 млрд. тенге или 95%.

Благодаря высокой конкуренции в госзакупках в сфере строительства, и это в среднем 7-8 компаний на один конкурс, в 2 раза увеличилась экономия.

Так, за 2017 года экономия по итогам госзакупок составила 250 млрд. тенге. Эта тенденция продолжается, и уже за 5 месяцев 2018 года экономия составила 190 млрд. тенге.

С 1 января текущего года на веб-портале госзакупок внедрен функционал «Электронное обжалование».

Ашық бюджеттер бойынша.

Бюджеттік ақпараттың көпшілікке қол жетімділігін бағалау Бюджеттің ашықтығы индексімен өлшенеді.

Бюджеттің ашықтығын зерттеуге Қазақстан оң серпін көрсете отырып, 2008 жылдан бастап қатысады.

Мәселен, 2016 жылы Қазақстан орташа әлемдік көрсеткішті 42 балға көтере отырып, өз Бюджеттің ашықтығы индексін 53 балға дейін көтерді.

Азаматтарды бюджет процесіне тарту үшін Министрлік бюджеттік құжаттардың азаматтық нұсқасын да жариялайды.

Бюджеттік деректерді жариялау - бұл тек бірінші қадам екенін атап өту керек. Екінші, анағұрлым күрделі қадам азаматтарды бюджеттік мәселелерді талқылау процесіне тартуды білдіреді.

Қоғаммен байланыс орнату үшін Министрліктің сайтында бюджет шығыстардың басым бағыттарын қоса алғанда, бюджетті жоспарлау және атқару мәселелері талқыланатын форумдар өткізу мүмкіндігі көзделген.

2018 жылдан бастап жергілікті өзін-өзі басқару бюджетінің 4 деңгейі енгізілгенін сіздер білесіздер..

Біздің қазынашылық ақпараттық жүйелерінде функционалын кеңейту бойынша пысықтау жүргізілді.

Бірінші кезеңде 1062 жергілікті өзін-өзі басқару үшін өңірлердің жаңа алты мәнді коды берілді, сондай-ақ жергілікті өзін-өзі басқару бюджеттерінің қаражаттарын ақшаны бақылау шоттары ашылды.

Бұл үшін 2017 жылы өзара іс-қимыл жасасатын ведомстволармен бірлесіп өңірлерде топтық форумдар өткізілді, аудандық маңызы бар қалалардың, ауылдардың, кенттердің, ауылдық округтердің әкім аппараттарының 5075 маманы оқытылды.

Өздеріңіз білетіндей, Мемлекет басшысының тапсырмасы бойынша Үкімет мемлекеттік-жекешелік әріптестікті дамыту бойынша үлкен жұмыс жүргізіп келеді.

 

2018 жылғы 15 маусымдағы жағдай бойынша мемлекеттік-жекешелік әріптестіктің (МЖӘ) 212 шарты тіркелді, оның ішінде:

610,7 млрд. теңге сомаға республикалық жобалар бойынша 4 шарт, 161,1 млрд.теңге сомаға жергілікті жобалар бойынша 208 шарт жасалды.

Одним из важных достижений отчетного года стало преодоление негативной тенденции уменьшения доли налоговых поступлений в ВВП.

Впервые с 2011 года удалось остановить ежегодно снижающуюся долю налоговых поступлений в общем объеме ВВП. Достигнут уровень 16,8%или на 1,6 процентных пункта больше к предыдущему году.

До 2025 года планируется повысить собираемость налогов до 25% к ВВП, сохранив комфортные условия для бизнеса.

В этой связи, Министерством финансов реализуются инициативы, направленные на повышение собираемости налогов за счет оцифровки налоговой базы и администрирования.

Важным элементом этих планов является параллельное снижение административной нагрузки на бизнес, сокращение временных и финансовых издержек бизнеса, сокращение проверок, увеличение количества добросовестных субъектов бизнеса.

В прошлом году мы сократили проверки почти в двое (на 45%)

Озвучу основные инициативы:

1) ИС «Астана-1», позволившая перевозчикам с 1 октября 2017 года самостоятельно передавать предварительную информацию о грузе в электронном виде в таможенные органы (таможенный транзит). За 3 месяца функционирования оцифрованной услуги было обработано 112,8 тыс. транзитных деклараций, при этом среднее время таможенного оформления сократилось в 4 раза (с 63 до 16,5 минут);

2) ИС «Электронные счета-фактуры», количество пользователей которой за 2017 год выросло до 170 тысяч. Соответственно, увеличилось количество выписанных счетов с 19 млн. до 53 млн., что обеспечило дополнительный прирост поступлений в бюджет на 31 млрд. тенге (эффект к 2025 году - 347,5 млрд. тенге);

3) Модуль «Виртуальный склад», направленный на автоматический подсчет остатков товаров, фактически имеющихся на складах, что позволит исключить совершение бестоварных сделок и контролировать перемещение товара с момента производства или импорта до реализации конечному потребителю (эффект к 2025 году - 460,0 млрд. тенге);

4) ИС «Маркировка товаров» (эффект к 2025 году 285,0 млрд. тенге);

5) «Администрирование НДС с применением технологии блокчейн» (эффект к 2025 году 1 462,3 млрд. тенге);

6) «Создание Базы данных третьих лиц для целей налогового администрирования» (эффект к 2025 году - 1 739,9 млрд. тенге).

Мемлекеттік қызмет көрсету мен әкімшілендіру цыфрлық форматқа ауыстырылады.

Бизнес-процестерді жеңілдету және жылдамдату үшін, біз жыл сайын автоматтандырылған рәсімдер үлесін ұлғайтып келеміз.

Біз барлық уақытта фискалдық әкімшілендіруді оңтайландыруды жүргіземіз, қашықтықтан бақылауға калибрлеуді және баптауды өткіземіз. Тәуекелдерді басқарудың жаңартылған жүйесі тексерулер санын қысқартып қана қоймайды, сонымен қатар камералдық бақылау бойынша хабарламаның дұрыстығын арттырады.

2016 жылы 77,9 мың тексеру жүргізілсе, ал 2017 жылы 42,9 мың ғана тексеру жүргізілді. Бұл 45%-ке аз.

Биылғы жылы біз сондай-ақ тексерулер санын қысқартамыз. Сонымен қатар тексерулер сапасы мен тиімділігі жақсарды.

Өткен жылдардың актілері бойынша өндіріп алуды ескере отырып, салықтық және кедендік тексерулер бойынша өндіріп алу 2016 жылы 64,7 млрд. теңгені,, 2017 жылы - 99,7 млрд.теңгені құрады.

2017 жылы камералдық бақылау бойынша хабарламалар саны 72 мыңға немесе үш есеге қысқарды, бұл ретте 30%-ке немесе 31 млрд.теңгегеолар бойынша өндіріп алу өсті (жалпы өндіріп алу 123 млрд. теңгені құрады).

2017 жылы тауарлардың кедендік құнына бақылау нәтижелері бойынша 63 мың кедендік құнның түзетулері жүргізілді, бұл ретте қосымша кедендік төлемдер мен салықтар 35 млрд.теңгеге өндіріп алынған.

Сондай-ақ электрондық форматқа көшу және алдын ала верификация рәсімін болдырмау салдарынан қосылған құн салығын төлеушілер саны 11 мыңнан астамға өсті.

 

Жанама, бірақ осы фактор қосылған құн салығы бойынша түсімдердің он бір проценттік ұлғаюына әкеп соқты. Экспорттаушыларға 612 млрд.теңгені қайтаруға қарамастан қосылған құн салығы бойынша жалпы түсімдер 1 665 млрд. теңгені құрады.

Мы законодательно запретили начинать уголовное расследование, если нет акта налоговой проверки или ревизии, либо нет судебного решения о признании сделки не действительной.

Упрощения в уголовной сфере позволили на 71% сократить содержание под стражей.

В полтора раза с 9,4 тыс. до 6 тыс. дел сокращено производство по уголовным делам, при этом их качество, т.е. доля оконченных уголовных дел, повышено на 22,5%.

За 2017 год сумма установленного ущерба по оконченным уголовным делам составила 106,4 млрд. тенге, в бюджет государства возвращено 50,5 млрд. тенге, арестовано имущество на сумму 27,7 млрд. тенге.

Но, прошу отметить, что снижение уголовных производств не является свидетельством сокращения мониторинга общественно опасных процессов.

Так, за 2017 год пресечены 157 фактов по функционированию псевдолотерейных терминалов, 234 - электронного казино, 8 - казино «покер», 30 - игровых автоматов.

Из денежного оборота изъято 2 511 поддельных купюр, в том числе 41 000 долларов США. Изъято 24,8 кг наркотиков. Выявлено 28 уголовных правонарушений, совершенных сторонниками деструктивных религиозных течений.

За отчетный период в доход бюджета от управления госимуществом и приватизации поступило 46 млрд. тенге, что составило 127,8% от запланированной суммы.

Продолжается реализация объектов «второй волны» приватизации.

На сегодняшний день из запланированных на реализацию 1 199 объектов выставлен на продажу 741 объект, в том числе продано 645 на сумму 273 млрд. тенге. При этом, цена продажи реализованных объектов превышает их оценочную стоимость на 3,9%.

Из полученных средств от реализации объектов 24,5 млрд. тенге направлены в республиканский бюджет и Национальный фонд, 51,2 млрд. тенге- в бюджеты местных исполнительных органов, 197,3 млрд. тенге поступили на счета нацхолдингов и нацкомпаний.

До конца текущего года будет реализовано еще более 200 объектов приватизации.

Отмечу, что интерес со стороны частного бизнеса и населения к процессу приватизации постоянно растет. Так, количество продаж в 2017 году (199) возросло на 39% по сравнению с 2016 годом (143) и на 60% по сравнению с 2015 годом (124).

 

Напомню, что каждый желающий может посмотреть, что за объекты продаются, их цены на портале «Госреестр», действующего по принципу «единого окна».

База данных объектов продавцами регулярно актуализируется. Там же проходят все торги.

Для обеспечения мониторинга реализации объектов на каждом этапе в режиме on-line внедрена электронная система мониторинга.

По итогам 2017 года Министерством оказывалось 54 вида госуслуг, при этом 38 услуг или 70% оказываются в электронной форме.

В 2017 году Министерством оказано 17,8 млн. услуг из них 15,7 млн. в электронном формате.

Для сравнения отмечу, что за 2017 год через портал EGOV оказано более 34 млн. государственных услуг всеми государственными органами, из которых 50%, то есть почти каждая вторая услуга оказана Министерством финансов.

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность гос. учреждений:

Все необходимые нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности государственных учреждений разработаны в соответствии с методом начисления.

Заключен договор между Министерством финансов и Советом по международным стандартам учета в общественном секторе Международной федерации бухгалтеров (IFAC) на перевод МСФООС последней версии с английского языка на государственный язык.

С 1 января 2019 года внедряется сертификация главных бухгалтеров центральных и местных исполнительных органов.

Бухгалтерский учет и аудит реального сектора:

В 2017 году Казахстан избран Председателем Координационного совета.

Ежегодно проводится работа по организации перевода Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), аудита (МСА) и финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС) с английского языка на государственный язык.

В рамках интеграции в ЕАЭС единый рынок услуг в области бухгалтерского учета начнет функционировать в 2021 году.

Казахстан, являясь официальным членом Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН (ISAR), ежегодно активно принимает на заседаниях участие в обсуждении проблем по применению МСФО.

 

***

 

Хотел бы отдельно остановиться на вопросе противодействия коррупции.

Системная работа по снижению коррупции в финансовой системе основывается на последовательной и планомерной Антикоррупционной стратегии, снятия административных барьеров для физических и юридических лиц, сокращения количества разрешительных документов и сроков их выдачи.

В этих целях мы ведём работу по автоматизации всех процессов и государственных услуг, что способствует сокращению прямых контактов чиновников с гражданами.

Уважаемые участники встречи!

В настоящий момент Казахстан уверенно входит в эпоху цифровых технологий.

Мы также продолжим работу по оптимизации и цифровизации бизнес-процессов Министерства, которые позволят создать благоприятные условия для бизнеса и населения при получение государственных услуг, сократить бумажный документооборот, повысить открытость Министерства как государственного органа, а также расширить аналитическую составную государственных финансов.

 

Құрметті қауым!

 

Ағымдағы жылы Министрлік Мемлекет басшысының және Үкіметтің мемлекеттік қаржыны тиімді пайдалану және оны нығайту бағытында айқындаған барлық міндеттерін орындауды жалғастыратын болады.

Бюджеттік көрсеткіштердің тұрақты қалыптасқан жағдайын алдағы кезеңде де сақтауға барлық күш жігерімізді жұмсайтын боламыз.

 

Назарларыңызға рахмет!

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Пособие по 70 тыс. тенге за каждого ребенка: какое решение приняли в Минтруда

Петросян раскрыл смысл брака с Брухуновой

"Уят": подписчики пристыдили родителей Кайрата Нуртаса за видео

Важное заявление сделал Нацбанк Казахстана

Опасная погода: в Астане и 13 областях объявили штормовое предупреждение