Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения изложены в новой редакции |
Основными задачами организации учебного процесса по КТО являются: 1) унификация объема знаний; 2) создание условий для максимальной индивидуализации обучения; 3) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся; 4) выявление учебных достижений обучающихся на основе эффективной и прозрачной процедуры их контроля. КТО включает: 1) введение системы академических кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине и другим видам учебной работы; 2) свободу выбора обучающимися дисциплин и (или) модулей, включенных в КЭД, обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП, за исключением ВСУЗов; 3) свободу выбора обучающимися преподавателя при регистрации на дисциплины для ВУЗов, за исключением ВСУЗов; 4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории; 5) использование интерактивных методов обучения; 6) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы; 7) академическую свободу факультета (института) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ для ВУЗов; 8) академическую свободу преподавателя в организации учебного процесса; 9) обеспечение учебного процесса необходимыми учебными и методическими материалами; 10) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся; 11) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине и другим видам учебной работы. КТО осуществляется на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся индивидуальной образовательной траектории обучения, направленной на достижение результатов обучения. Учебные планы разрабатываются в двух формах: 1) индивидуальные учебные планы (далее - ИУП); 2) рабочие учебные планы (далее - РУП). В ВСУЗах учебные планы подразделяются на типовые учебные планы (ТУПл) и рабочие учебные планы (РУП). ТУПл утверждаются руководителем соответствующего государственного органа по согласованию с уполномоченным органом в области образования. В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, государственных экзаменов, написания и защиты дипломной работы) в кредитах, а вузовский компонент по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов. По каждой ОП организацией образования разрабатывается каталог элективных дисциплин (далее - КЭД), за исключением ВСУЗов. КЭД обеспечивает обучающимся возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин для формирования индивидуальной образовательной траектории. На основании образовательной программы и КЭД обучающимися с помощью эдвайзеров разрабатываются ИУПы, за исключением ВСУЗов. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно. В ИУП включаются дисциплины и виды учебной деятельности (практики, научно-исследовательская / экспериментально-исследовательская работа, формы итоговой аттестации) обязательного компонента (ОК), вузовского компонента (ВК) и компонента по выбору (КВ). Обучающийся образовательных программ с сокращенным сроком обучения на базе технического и профессионального, или послесреднего, или высшего образования: 1) формирует свой индивидуальный учебный план в зависимости от достигнутых результатов обучения, освоенных пререквизитов на предыдущем уровне образования, которые обязательно перезасчитываются ВУЗом и включаются в его транскрипт; 2) имеет индивидуальные сроки обучения и объем образовательной программы, которые определяются ВУЗом самостоятельно на основе действующей образовательной программы. Форма, порядок формирования и утверждения КЭД, ИУП, РУП определяются ВУЗом самостоятельно. В ВСУЗах РУП разрабатывается на весь период обучения на основе ТУПл и утверждается руководителем ВСУЗа. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины составляет целое число академических кредитов. При этом дисциплина, оценивается объемом не менее 5 академических кредитов. Допускается, оценивание дисциплины в 3-4 академических кредита. В ВСУЗах объем каждой дисциплины составляет целое число кредитов и оценивается дисциплины в 1-2 кредита. Каждая учебная дисциплина носить одно неповторяющееся название, за исключением физической культуры, языков. В ВСУЗах допускается освоение дисциплины в течение нескольких академических периодов. Содержание учебных дисциплин определяется типовыми учебными программами и (или) рабочими учебными программами (силлабусами). Типовые учебные программы (далее - ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента цикла ООД в бакалавриате в соответствии с подпунктом 5-2) статьи 5 Закона. В ВСУЗах ТУПр по дисциплинам цикла ООД утверждаются государственным органом, в ведении которого находится ВСУЗ, по согласованию с уполномоченным органом в области образования. Рабочие учебные программы (силлабусы) разрабатываются по всем дисциплинам образовательной программы организацией образования самостоятельно. Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ (силлабусов) определяются ВУЗом самостоятельно. Объем одного модуля определяется организацией образования самостоятельно и включает две и более учебные дисциплины или в сочетании одной и более дисциплин с другими видами учебной работы. Профессиональные практики, дипломные работы (проекты), магистерские/докторские диссертации (проекты) включаются в соответствующие модули образовательной программы. При этом каждый вид профессиональной практики относиться к разным модулям. Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |