Доклад
министра финансов по проекту закона «О республиканском бюджете на 2019-2021
годы»
(г. Астана, 31 октября 2018 года)
Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!
Уважаемые депутаты!
На ваше рассмотрение представлен проект закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2019 - 2021 годы».
Проект бюджета направлен на решение трех ключевых задач.
Первая задача. Обеспечить выполнение всех принятых социальных обязательств при любой экономической конъюнктуре.
Вторая задача. Обеспечить выполнение семи приоритетных политик и реформ в рамках реализации Стратегии-2025.
Третья задача. Обеспечить реализацию Послания Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».
Финансовое обеспечение мероприятий Послания реализовано через вносимые Мажилисом Парламента поправки в законопроект по предложению Правительства.
Разрешите сразу перейти к основным параметрам проекта республиканского бюджета с привязкой к решению вышеобозначенных задач.
Основа бюджета и его финансовые возможности построены на проведении стимулирующей макроэкономической политики, которая реализуется через постепенное снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов и обеспечение устойчивости налоговых поступлений.
Объем нефтяных поступлений в бюджет в виде гарантированного трансферта из Национального фонда и экспортной таможенной пошлины на нефть (ЭТП) на 2019 год составит 3,5 трлн. Тенге, или 5,4% к ВВП с последующим снижением к 2021 году до 4,1%.
Доля нефтяных поступлений в бюджет снижается с 35,5% в 2019 году до 28,9% в 2021 году.
Ограниченное использование средств Национального фонда, а также рост цен на нефть уже в текущем году приведет к досрочной стабилизации активов фонда.
Объем ненефтяных поступлений на 2019 год запланирован в размере 6,3 трлн. тенге, с ростом к плану текущего года на 973,2 млрд. тенге, или на 18,3%.
Ключевыми факторами изменений стали увеличение темпов развития экономики, улучшение налогового администрирования и повышение эффективности собираемости налогов, прогнозируемое как результат работы проектного офиса.
В целом, доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) в трехлетнем периоде составят:
в 2019 году - 6,8 трлн. тенге, или 10,6% к ВВП;
в 2020 году - 7,4 трлн. тенге, или 10,7% к ВВП;
в 2021 году - 8 трлн. тенге, или 10,8% к ВВП.
Проект республиканского бюджета обеспечивает реализацию задачи по удержанию долга на безопасном уровне за счет снижения дефицита бюджета с 1,5% к ВВП в 2019 году до 1,3% к 2021 году.
Расходы республиканского бюджета в 2019 году составят 10,7 трлн. тенге с ростом на 11 % к плану текущего года (2020 г. - 11,1 трлн. тенге, 2021 г. - 11,4 трлн. тенге).
Расходы социального блока в полной мере увязаны с системной реформой построения нового человеческого капитала Стратегии-2025 и в трехлетнем периоде составят 15,7 трлн. тенге, из них на 2019 год - 4,8 трлн. тенге, или 45% от общего объема расходов, и уже в 2021 году этот показатель составит 49,1%.
В реализацию Послания Президента расходы социального блока увеличены на 107,0 млрд. тенге в связи с повышением размера минимальной заработной платы с 1 января 2019 года до 42 500 тенге, увеличением объемов по строительству школ на 50 млрд. тенге за три года, а также в связи с необходимостью усиления работы школьных психологов.
Расходы на поддержку и развитие реального сектора экономики связаны с реализацией политики обеспечения конкурентоспособности отраслей экономики, технологическим обновлением, цифровизацией, и в среднесрочном периоде составят 4,6 трлн. тенге, из них на 2019 год - 1,8 трлн. тенге.
В реализацию поручений Главы государства расходы по данному направлению увеличены на более 600 млрд. тенге за три года, в том числе в 2019 году на 215 млрд. тенге.
На развитие обрабатывающей промышленности и экспорта дополнительно предложено направить 190,4 млрд. тенге за три года, в том числе на 2019 год - 62,7 млрд. тенге, на 2020 год - 87,7 млрд. тенге и на 2021 год - 40 млрд. тенге на следующие инструменты поддержки:
- льготное кредитование и предэкспортное финансирование;
- докапитализация АО «KazakhExport»;
- возмещение транспортных расходов экспортеров при экспорте готовых товаров с наибольшей долей добавленной стоимостью;
- строительство объектов производственной инфраструктуры СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»;
- нефинансовая поддержка в виде маркетингового продвижения продукции, комплексного анализа рынков сбыта и возмещения части затрат на сертификацию продукции экспортеров.
На развитие малого и среднего бизнеса в рамках программы ДКБ-2020 дополнительно будет направлено
90 млрд. тенге за три года, или по 30 млрд. тенге ежегодно.
Данные средства предлагается направить на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам предпринимателей.
На развитие агропромышленного комплекса предлагается дополнительно направить 300 млрд. тенге за три
Года, или по 100 млрд. тенге ежегодно.
Дополнительные средства, в основном, будут направлены:
- на увеличение объемов субсидирования субъектов АПК;
- на финансирование проектов по развитию мясного животноводства, молочной отрасли, растениеводства через увеличение уставного капитала АО «КазАгро».
Увеличение расходов на строительство арендного жилья в трехлетнем периоде предлагается в объеме 30 млрд. тенге, или по 10 млрд. тенге ежегодно.
На обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охрану правопорядка и поддержание внутренней стабильности, обеспечение защиты населения и устойчивости управления в кризисных ситуациях в трехлетнем периоде предусмотрено 3,9 трлн. тенге, из них на 2019 год - 1,3 трлн. тенге.
Субвенции и изъятия на 2019 определены согласно закону на 2017 - 2019 годы, а на 2020-2021 годы согласно расчетным данным в соответствии с Методикой расчетов трансфертов общего характера.
Так, для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и обеспечения равных фискальных возможностей на 2019-2021 годы предусмотрены средства в сумме 4,8 трлн. тенге, из них на 2019 год - 1,6 трлн. тенге.
Внутри данных средств осуществлено распределение объема субвенций Южно-Казахстанской области на Туркестанскую область и город Шымкент.
Общий объем выравнивающих трансфертов г. Шымкенту в 2019 году составит 32,6 млрд. тенге.
Бюджетные изъятия составят в 2019 году
286 млрд. тенге. Регионами-донорами являются Атырауская и Мангистауская области и города Астана и Алматы. В 2020 году изъятия составят 302,7 млрд. тенге, в 2021 году -
315,1 млрд. тенге.
Расходы в виде целевых текущих трансфертов и трансфертов на развитие в трехлетнем периоде составят 3,0 трлн. тенге, из них 1,1 трлн. тенге в 2019 году со снижением до 900 млрд. тенге к 2021 году.
В целом, в 2019 году регионам за счет средств республиканского бюджета будет выделено 2,7 трлн. тенге, это порядка 25% от общих расходов бюджета.
В целом, на реализацию посланий Главы государства и 5 социальных инициатив на трехлетний период проектом республиканского бюджета предусмотрено 2,4 трлн. тенге, из них на 2019 год - 817 млрд. тенге.
Также в реализацию поручений Главы государства по повышению эффективности управления в вопросах формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа предлагается передать соответствующие расходы от Министерства обороны Министерству оборонной и аэрокосмической промышленности в сумме 976,2 млрд. тенге на трехлетний период, в том числе на 2019 год - 255,7 млрд. тенге, на 2020 год - 346,7 млрд. тенге, на 2021 год - 373,8 млрд. тенге.
Таковы основные параметры проекта республиканского бюджета, который сформирован с учетом задач, поставленных Главой государства, и документов Системы государственного планирования.
Благодарю за внимание!