Позволить всем юристам поступать в Академию правосудия предлагают в проектном офисе программы "Мінсіз судья" Верховного суда. Это, по мнению руководителя проекта Лауры Курмантаевой, позволит получить судейский корпус с более широким кругозором, передает корреспондент Zakon.kz.
По правилам, для того, чтобы стать судьей районного звена, необходим 5-летний стаж участия в судопроизводстве (для секретарей судебного заседания, помощников адвокатов и прокуроров), а для других юристов - 10 лет.
В итоге резерв кандидатов в судьи на 80% состоит из работников судебной системы. Для молодых сотрудников судебной системы, зарплата которых варьируется в пределах 60-70 тысяч тенге, должность судьи – это не только профессиональный рост, но и сравнительно хорошая зарплата. Поэтому многие из них стремятся стать судьей. А вот для юристов частых компаний, следователей и адвокатов статус и зарплата судей районного звена вряд ли можно назвать привлекательной.
"Другой момент. По закону никто не может стать судьей апелляционной либо кассационной инстанций без стажа работы судьей районного звена. Согласитесь, состоявшиеся юристы, адвокаты и прокуроры, подчас много лет участвующие в судах всех инстанций, ученые-правоведы – в свои 45-50 лет вряд ли захотят начать карьеру с районного суда. Их разносторонний опыт и знания скорее могут быть полезны уже в вышестоящих судах. Получается, что суду не нужны опытные практикующие юристы извне, а "нужны" специалисты, воспитанные из "своего цеха". Так система замыкается в себе. Поэтому предлагается исключить действующий порядок отбора, предъявив всем претендентам равные требования – наличие 5-летнего стажа юридической работы", - рассказала Курмантаева.
Помимо этого, проектный офис предлагает установить 15-летний юридический стаж для желающих занять пост судьи облсуда без обязательного стажа работы в райсуде. А судьям райсуда, кто намерен перейти в облсуд, оставить 5-летний судейский стаж (эти предложения соответствуют практике стран ОЭСР).
"Но хорошие юристы идут туда, где хорошо платят - в частные компании, корпорации так далее. Они приходят к нам для участия в заседаниях в Верховном суде, они очень грамотные юристы. Но у нас наболевший вопрос – зарплата судьи. За существующие ставки высококвалифицированный юрист не пойдет работать в суд и не откажется от частной практики", - продолжила она.
Судьи районных судов "на руки" в среднем получают 250-260 тысяч тенге в месяц, чуть больше - судьи областных судов.
"По этому поводу вспоминаю мнение известного адвоката, с которым в начале года мы обсуждали проектные документы. На вопрос - не хочет ли он статья судьей, он признался: "На такую зарплату? Нет, конечно", - сказала она.
С 2016 года по достижении пенсионного возраста и выходу в почетную отставку судья может претендовать на ежемесячное пожизненное содержание в размере половины оклада по последней занимаемой должности (до 2016 года судьи получали обычную пенсию). Но для получения такого пожизненного содержания необходимы два обязательных условия: пенсионный возраст и 20 лет безупречной работы.
"Но не все судьи выдерживают нынешний темп работы и нагрузку (на одного судью приходится в среднем 159 дел в месяц). К тому же, Судебное жюри очень тщательно подходит к вопросу подтверждения права на отставку. За прошедшие три года почетную отставку и пожизненное содержание получили только 125 судей, или 5% от общего их числа. А как же те, кто достиг пенсионного возраста, но поздно стал судьей и не наработал к этому времени 20 лет стажа, либо Судебное жюри признало их работу небезупречной. Им "грозит" пенсия лишь на общих основаниях. А таких за этот же период около 30", - добавила она.
Если после выхода в отставку судья захочет занять должность, оплачиваемую из бюджета, кроме преподавательской и научной, то выплата пожизненного содержания прекращается. Для сравнения, многие прокуроры, полицейские в 45-50 лет после оформления пенсии идут работать судьями, в аппараты судов, в другие госорганы. И с зарплатой по месту новой работы, продолжают получать и "свою" пенсию.
"Судьи районных и областных судов не прикреплены к специализированным медучреждениям, как военные, прокуроры и полицейские, имеющие "свои" госпитали и поликлиники. Установленный законом принцип обеспечения жильем в течение 6 месяцев после назначения, также не всегда выполняется: около 300 судей все еще не имеют жилья и вынуждены арендовать квартиру".
При всем этом недавно была ужесточена система отбора судей. Было пересмотрено содержание тестовых вопросов на знание законодательства. Само тестирование проводится не в Высшем судебном совете, а в Агентстве по делам государственной службы. Психотест кандидат проходит по месту жительства в областном суде с участием психолога. Квалификационный экзамен пополнился написанием эссе для определения логического мышления и письменных навыков кандидата.
Первые результаты этой работы недавно озвучены ВСС: по итогам двух экзаменов из 100 кандидатов только семеро смогли его сдать.