За оскорбление и агрессию можно схлопотать уголовную статью

Оскорбительные слова и выражения мы слышим и видим в соцсетях, в подъездах домов, на улице, в автотранспорте.

Мы все чаще мы сталкиваемся с людьми, произносящими в адрес друг друга оскорбительные слова: "Ты свинья", "А ты дура, вообще молчи", "Ты просто мразь, тупой идиот" и др. Оскорбительные слова и выражения мы слышим и видим в соцсетях, в подъездах домов, на улице, в автотранспорте. Откуда берется желание унизить, выплеснуть свою агрессию, злость на другого, и насколько безобидны такие высказывания? Культуру общения и ее последствия проанализировала директор Центра экспертных исследований, судебный эксперт Назым Муканова, передает Zakon.kz.

"Культура общения является частью культуры поведения, которая выражается в речи, в обмене репликами и беседе, она (культура общения), прежде всего, является показателем воспитанности человека в самом широком смысле слова. При этом не все любители бранной, нецензурной речи, слов в неприличной форме из-за правовой безграмотности понимают, что оскорбление другого лица по казахстанскому законодательству является уголовно наказуемым проступком. Поэтому такие действия довольно часто становятся предметом судебных разбирательств и филологических (лингвистических) экспертиз", - рассказала она.

Между тем, в «Центре экспертных исследований» также, как и в Центре судебных экспертиз МЮ РК проводят судебные психолого-филологические экспертизы, связанные с исследованием текстов, по уголовным делам частного обвинения по оскорблению другого лица.

Экспертизы, как правило, назначают правоохранительные органы, суды, адвокаты.

Кроме того, в Центр экспертных исследований дабы защитить свои права и интересы обращаются казахстанцы с заявлениями о проведении специализированного филологического (лингвистического) исследования на спорные тексты.

Как пояснила эксперт, правовое определение оскорбления содержится в статье 131 Уголовного кодекса РК. В части первой данной нормы говорится, что оскорбление, это есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Часть вторая этой статьи устанавливает квалифицирующие признаки оскорбления, то есть, совершенное публично или с использованием средств массовой информации или информационно-коммуникационных сетей.

Для юридической квалификации уголовного правонарушения, связанного с оскорблением личности необходимо установить наличие либо отсутствие в действиях подозреваемого оскорбления, т.е. унижения чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме.

При этом общим (процессуальным) основанием назначения судебной психолого-филологической экспертизы по данной категории дел является потребность в установлении обстоятельств, влияющих на квалификацию содеянного, мотивов преступления и др. Эти обстоятельства устанавливаются органами уголовного преследования, оцениваются судом с опорой на всю совокупность доказательств, одним из которых является заключение эксперта.

В каждом конкретном случае, основанием назначения судебной психолого-филологической экспертизы будет предположение о наличии в действиях подозреваемого унижения чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме.

Заключение эксперта будет являться прямым доказательством, так как наличие унижения и его неприличной формы входит в предмет доказывания.

Как рассказала Н. Муканова, с лингвистической точки зрения неприличная форма – это наличие высказываний в адрес человека, содержащих оскорбительную, непристойную лексику и фразеологию, которая оскорбляет общественную мораль, нарушает нормы общественных приличий.

В ходе филологической (лингвистической) экспертизы подтверждается или опровергается оскорбительный характер исследуемых выражений, т.е. подтверждается или опровергается наличие неприличной языковой формы выражения негативной информации.

"В своем труде «Риторика» (IV век до н.э.) Аристотель отмечает, что обрушивая на других свой гнев, мы испытываем чувство превосходства: "Чувство удовольствия у людей, наносящих оскорбление, является потому, что они, оскорбляя других, в своем представлении от этого еще более возвышаются над ними…". При этом Аристотель обращает внимание на то, что к такому способу самоутвердиться прибегают люди неуверенные, внутренне сомневающиеся в своем положении. Возникает закономерный вопрос: чтобы самоутвердиться, обязательно ли нарушать закон?" – заключила эксперт.

Следите за новостями zakon.kz в: