Работа направленная на совершенствование идеологических мер по противодействию насильственному экстремизму будет эффективной если мы сможем разъяснить и довести до населения преимущества светской модели государственности. Поскольку вся идеологическая «матрица» профилактической деятельности государства зиждется на этом фундаменте.
Для успешного доведения основ светскости необходимо выработать основные ключевые тезисы которых мы могли бы приводить в качестве бесспорных доводов в профилактической деятельности. Можно привести следующие тезисы:
1. По целому ряду причин светская модель государственности как таковая – безальтернативна для Казахстана поскольку является единственной моделью управления в многоконфессиональном и полиэтничном государстве, коим сегодня является Казахстан. Поэтому сохранение мира между конфессиями является одной из важных задач государства как основы независимости. Например, существует хадис: «Кто убьет человека, с которым мы заключили договор, тот даже не почувствует запаха Рая, хотя аромат его ощутим за сорок лет пути» (Сахих Аль-Бухари);
2. При всем многообразии моделей светскости в современном мире, все они условно расположены на «шкале» между двумя основными типами:
• сепарационная модель – ставящая целью максимально возможное вытеснение религии не только из госсектора, но и из публичной сферы в целом (в Европе это Франция до Э. Макрона, в мусульманском мире – Турция в период раннего кемализма, крайняя форма проявления – СССР, КНР, КНДР);
• кооперационная модель – четко разграничивающая функции государственных органов и религиозных объединений, но при этом не отделяющая религию от общества и оставляющая возможность для конструктивного сотрудничества государства с религией, в том числе в противостоянии псевдорелигиозному экстремизму (большинство стран Европы и Америки, в мусульманском мире яркий пример – Малайзия).
Нужно понять, что Казахстан по опыту ряда успешных европейских стран следует именно кооперационной модели светскости.
Так, наша государство по отношению к религиям и их представителям берет на себя ряд ограничений. В частности, не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, если в этой деятельности не усматривается нарушение законодательства. Особенно это касается вопросов догматики – веками сформированные религиозные доктрины не могут быть предметом регулирования госорганов. Государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии. Никто не может подвергаться дискриминации по религиозному признаку. Каждый вправе определять для себя ту веру, которую считает приемлемой или необходимой. Ни под каким предлогом и ни в какой форме не допускается принуждение к исповедованию той или иной религии;
3. В приоритетности кооперационной модели светскости ислам четко показывает непротиворечивость и допустимость этой модели. Ярким свидетельством этого является Худайбийский договор, содержавшие значительные уступки со стороны мусульман. Он не настаивал на том, чтобы мекканцы признали его Пророком, признал их право удерживать мусульман, желающих присоединиться к общине, согласился отложить хадж на следующий год – чтобы избежать кровопролития. Но в договоре были предусмотрены гарантии свободы вероисповедания и доведения религии до остальных.
Этот пример является исчерпывающим доказательством того, что кооперационная модель светскости в условиях Казахстана отвечает интересам ислама, а значит и самих мусульман;
4. Светскость не имеет идеологического содержания, светскость – это мировоззренческий нейтралитет. Роль религии в обществе является абстракцией, на практике неотделимой от реальных, живых верующих;
5. Ислам требует от мусульман быть социально ответственными членами общества, поддерживать общественный порядок, обеспечивать безопасность, неприкосновенность человеческой жизни, чести и имущества. Это касается не только в отношениях мусульман между собой, но и предписывается, как правило, для верующих по отношению к немусульманам, которые не разделяют веры в столпы имана и ислама, но не покушаются на жизнь, честь, имущество мусульман, не препятствуют соблюдать обряды поклонения.
Образ светского верующего гражданина – это, прежде всего законопослушный гражданин; чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.
Одним словом, в исламе нет ничего, что препятствовало бы мусульманину жить в обществе, соблюдая общественный договор (как основы кооперационной модели светскости). Таким же образом, Конституция гарантирует право на свободу совести вероисповедания. Кроме того, ислам в понимании ханафитского мазхаба признается в качестве традиционной религии в Казахстане, согласно Закона «О религиозных объединениях и религиозной деятельности» от 2011 г.
Поэтому сегодня светскость является залогом духовного развития Казахстана. Поэтому светскость и духовность не противоречит друг другу, т.к. понятие светскость – это форма управления государством, а духовность это составляющее религии.