Сегодня многие верующие задаются вопросом, не мешает ли светскость государства духовному развитию человека? Zakon.kz попросил прокомментировать данную тему доктора исторических наук, известного религиоведа-эксперта Асылбека Избаирова.
Думаю, верующим людям так же, как и всем гражданам нашего общества следует знать приоритеты и преимущества светской модели государственности, чтобы развеять всякого рода сомнения, которые мешают как самому человеку, так и в укреплении его веры.
По ряду причин светская модель государственности как таковая безальтернативна для Казахстана, поскольку является единственной моделью управления в многоконфессиональном и полиэтничном государстве, коим сегодня является наша республика. Поэтому сохранение мира между конфессиями является одной из важных задач государства как основы независимости. Например, существует хадис: «Кто убьет человека, с которым мы заключили договор, тот даже не почувствует запаха Рая, хотя аромат его ощутим за сорок лет пути» (Сахих Аль-Бухари);
Во-вторых, при всем многообразии моделей светскости в современном мире, все они условно расположены на «шкале» между двумя основными типами.
Первая - сепарационная модель, которая ставит целью максимально возможное вытеснение религии не только из госсектора, но и из публичной сферы в целом. В Европе это Франция до Э. Макрона, в мусульманском мире – Турция в период раннего кемализма, крайняя форма проявления – СССР, КНР, КНДР.
Вторая - кооперационная модель, четко разграничивающая функции государственных органов и религиозных объединений, но при этом не отделяющая религию от общества и оставляющая возможность для конструктивного сотрудничества государства с религией, в том числе в противостоянии псевдорелигиозному экстремизму к таковым относится большинство стран Европы и Америки, в мусульманском мире яркий пример – Малайзия.
Казахстан по опыту ряда успешных европейских стран следует именно кооперационной модели светскости. Так, наше государство по отношению к религиям и их представителям берет на себя ряд ограничений. В частности, не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, если в этой деятельности не усматривается нарушение законодательства. Особенно это касается вопросов догматики - веками сформированные религиозные доктрины не могут быть предметом регулирования госорганов.
Государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии. Никто не может подвергаться дискриминации по религиозному признаку. Каждый вправе определять для себя ту веру, которую считает приемлемой или необходимой. Ни под каким предлогом и ни в какой форме не допускается принуждение к исповедованию той или иной религии.
В-третьих, при приоритетности кооперационной модели светскости ислам четко показывает ее непротиворечивость и допустимость. Ярким свидетельством этого является Худайбийский договор, содержавший значительные уступки со стороны мусульман. Он не настаивал на том, чтобы мекканцы признали его Пророком, признал их право удерживать мусульман, желающих присоединиться к общине, согласился отложить хадж на следующий год, чтобы избежать кровопролития. Но в договоре были предусмотрены гарантии свободы вероисповедания и доведения религии до остальных.
Этот пример является исчерпывающим доказательством того, что кооперационная модель светскости в условиях Казахстана отвечает интересам ислама, а значит и самих мусульман.
В-четвертых, светскость не имеет идеологического содержания, светскость – это мировоззренческий нейтралитет. Роль религии в обществе является абстракцией, на практике неотделимой от реальных, живых верующих.
В-пятых, ислам требует от мусульман быть социально ответственными членами общества, поддерживать общественный порядок, обеспечивать безопасность, неприкосновенность человеческой жизни, чести и имущества.
Это касается не только в отношениях мусульман между собой, но и предписывается, как правило, для верующих по отношению к немусульманам, которые не разделяют веры в столпы имана и ислама, но не покушаются на жизнь, честь, имущество мусульман, не препятствуют соблюдать обряды поклонения.
Образ светского верующего гражданина – это, прежде всего, законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.
Как видим, в исламе нет ничего, что препятствовало бы мусульманину жить в обществе, соблюдая общественный договор. Таким же образом, Конституция гарантирует право на свободу совести вероисповедания.
Кроме того, ислам в понимании ханафитского мазхаба признается в качестве традиционной религии в Казахстане согласно Закону «О религиозных объединениях и религиозной деятельности».
Поэтому светскость является залогом духовного развития Казахстана, поэтому светскость и духовность не противоречит друг другу, ведь светскость – это форма управления государством, а духовность - составляющее религии.