В Казахстане внедряется институт примирительных процедур и на сегодня уже есть определенные результаты, сообщает Zakon.kz.
Так, за последние полгода судье-примирителю Специализированного межрайонного экономического суда Астаны Айгуль Жамансариевой поступили 780 исковых заявлений. Из них по 430 искам стороны явились на примирение, то есть подавляющее большинство, а соглашение состоялось по 317 делам (209 медиативных и 108 мировых), что охватывает почти 74% явившихся участников. Другими словами, 634 организации изъявили желание не принимать участие в судебных тяжбах.
Как показал анализ, примирение сторон состоялось в основном по спорам, связанным с договорными обязательствами, возмещением материального ущерба, убытков, денежной компенсации за нарушение авторских и смежных прав, страховой выплаты, упущенной выгоды и так далее.
Как видим, проект набирает обороты. В чем причины его успешности – этот вопрос мы попросили прокомментировать судью Верховного суда Улбосын Сулейменову.
- Мы видим ряд причин успеха, - говорит судья. – В первую очередь это, конечно, неравнодушие судьи-примирителя к своему делу. Во-вторых, для реализации данного проекта предусмотрено все необходимое, начиная от создания комфортной атмосферы и интерьера для ведения переговоров и кончая активным использованием современных информационных технологий. В суде есть кабинет примирительных процедур с удобной мебелью, оргтехникой, видеоконференцсвязью, есть отдельный зал для ведения конфиденциальных переговоров и ожидания. В-третьих, стороны приглашаются в удобное для них время. При этом судья сразу предупреждает, что если их не устроит качество примирительных процедур, то дело будет рассматривать другой судья. Встречи могут проводиться как со всеми сторонами одновременно, так и с каждой из сторон в отдельности. В-четвертых, при примирительных процедурах наряду с медиацией широко применяется мировое соглашение. Это связано с тем, что в СМЭС между сторонами спора, как правило, договорные отношения, что заметно облегчает условия соглашения по сравнению со спорами между родственниками, соседями, друзьями, бывшими супругами и так далее, где больше наблюдается эмоциональный окрас.
Бывает и так, что явившиеся стороны, ссылаясь на руководство, не хотят принимать участие в примирительных процедурах. В таком случае судья, включив в телефоне громкоговоритель, обращается к начальству, и просит их дистанционно принять участие в обсуждении условий соглашений. Такой подход хорош тем, что сводит до минимума основания отказа от заключения соглашения.
Собственно, примирительные процедуры можно провести и без явки в суд, для этого судьей широко используются такие современные информационные технологии, как WhatsApp, FaseTime, факс, электронная почта и т.д. Например, если одна из сторон по каким-то причинам не смогла явиться на информационную встречу, то судья обсуждает возможные условия для соглашения с явившейся стороной и затем по телефону - с другой стороной. Соглашение подписывает явившийся в суд истец, а ответчик может подписать в другое удобное для него время в течение пяти дней.
Но не все представители сторон участвуют в примирительных процедурах. В основном это касается ответчиков. Что же их останавливает?
По словам Улбосын Сулейменовой, тут тоже несколько причин. Первое - отсутствие или отключение мобильных телефонов представителей организаций и индивидуальных предпринимателей, что мешает оперативно их известить. Второе – некоторые организации вообще бездействуют, что является поводом для обращения в суд для списания дебиторской задолженности. Об этом указывают сами истцы. Третье - нахождение иностранных юридических лиц за пределами Республики Казахстан (Турция, Корея, Германия, Россия, Китай и др.) и отсутствие в филиалах уполномоченных лиц для ведения дел в суде или заключения мирового (медиативного) соглашения. Четвертое – нахождение руководителей организаций в закрытых учреждениях, которые или срок отбывают, или находятся под следствием.
В целом, как показали результаты анкетирования, участники пилотного проекта высоко оценивают процедуры примирения, полностью их одобряют и предлагают внедрить его всем судьям.
Торгын Нурсеитова