29-30 ноября в Алматы прошел «Форум больших сделок» – Exim big deals. Это главная площадка, на которой крупнейшие игроки розничной торговли обсуждают общие вопросы. В форуме участвуют не только казахстанские компании, но и российские, белорусские и узбекистанские – все, чьи интересы широко представлены на нашем рынке.
В первый день разговор шел о судьбе розничного бизнеса в условиях посткризисной экономики и волатильного валютного курса.
Модератор первой сессии форума, коммерческий директор крупнейшей торгово-розничной сети «Magnum» Яков Фишман отметил, что практически все игроки рынка столкнулись со снижением маржинальности их бизнеса в связи с резким изменением курса тенге. Выжили те, кто подобно «Magnum» сделал ставку на интересы покупателя. Они не стремились во что бы то ни стало сохранить уровень своих доходов, а повышали цены лишь в безвыходной ситуации и незначительно, фактически сокращая инфляцию за счёт собственных издержек.
«После первого резкого падения курса тенге рынок пребывал в шоке – покупатели стремились сделать запасы впрок, а поставщики продукции пытались забрать уже поставленный товар обратно. Но сейчас мы все уже приобрели некоторый иммунитет к волатильности курса», – говорит Яков Фишман, – «С введением свободно плавающего курса тенге больше не происходит резких скачков, хотя инфляционные ожидания всё же сильны. К новой парадигме привыкли уже и товаропроизводители, и дистрибьюторы и ретейлеры – мы находим компромисс. Наша сеть даже значительно выросла за это время. Мы нашли ключ к решению проблемы: сократили расходы за счет внутренней оптимизации процессов, инвестировали в инновационные решения, улучшили качество сервиса и наладили взаимовыгодные отношения с дистрибьюторами и производителями».
Участники форума с мнением Фишмана согласились - маржинальность бизнеса, действительно, значительно снизилась. Но физические объемы продаж постоянно растут, до 8% в год.
Это данные подтвердил и Асланбек Джакупов, директор Департамента развития предпринимательства миннацэкономики. Он заметил, что государство также предлагает бизнесу выгодные условия кредитования через фонд «ДАМУ». За счёт тенговых займов на покупку оборудования предприниматели значительно снижают свои валютные риски. Они делают среднесрочные и долгосрочные инвестиции в развитие. Благодаря этому стоимость конечной продукции меньше зависит от курса валют.
Советник Председателя Нацбанка страны Айдархан Кусаинов был приятно удивлён общей позицией участников форума, считающих политику инфляционного таргетирования благом для бизнеса в противовес многочисленным экспертам, заявлявшим о ее неэффективности.
«Это голос реального бизнеса, подтверждающий, что мы в свое время все сделали правильно», – сказал Кусаинов, – «Понятно, что есть некие неудобства от волатильности, но с ним можно справляться через хеджирование, планирование и прогнозирование. Самым главным для бизнеса является то, что неожиданные шоки и резкие девальвации теперь невозможны. Так что плавающий курс гораздо комфортнее для бизнеса (в том числе для импортеров), чем фиксированный. Кроме того, в результате плавания курсов потребители и рынок дедолларизировались - все планируют и мыслят в тенге. Это тоже сильно помогает бизнесу. Курсовое влияние на цены сильно снизилось и растянулось и их рост меньше курсовых движений».
В качестве «лекарства» от волатильности курсов валют ретейлеры, дистрибьюторы и производители вывели для себя на форуме три основных стратегических шага:
1) использование государственных кредитов в нацвалюте для инвестиций в оборудование и развитие бизнеса;
2) увеличение тенговой составляющей в себестоимости продукции за счет более активной работы с местными поставщиками;
3) при наличии значительных денежных остатков использование инструментов хэджирования валютных рисков через биржевых брокеров.
Как заключил коммерческий директор сети «Magnum» Яков Фишман, «Мы видим, что кризис позади, и мы входим в новую парадигму роста. Преимущества здесь получает тот, кто нашёл возможность поддержать покупателя».