Место его пребывания сродни семейному клубу. Вечером все роятся именно вокруг голубого экрана, который подчас заменяет собой прежний голубой огонек — телевизор. Чтобы не было вреда для здоровья, установим некоторые правила общения с "железом".
Начнем с детей. Психологи советуют, во-первых, сразу установить лимит занятий за компьютером. И стараться его придерживаться. Во-вторых, не предлагайте ребенку "поиграть" на компьютере- лучше ориентируйте его на получение новых знаний, навыков ("давай учиться считать"). Делайте акцент на том, что не компьютер, а мама и папа с помощью компьютера обучают сына или дочь. И тогда у вашего чада будет формироваться отношение к компьютеру как к инструменту по достижению определенных знаний. В-третьих, никогда не используйте компьютер как способ поощрения или наказания.
Какие игры выбрать?
Выбирайте логические игры. Они прекрасно развивают навыки логического мышления и представляют собой несколько головоломок (перестановка фигур, составление рисунка). Эти игры ставят перед собой задачу обучения дошкольников в игровой форме чтению, счету, письму. Составлены они (если, конечно, это качественный лицензионный продукт- а другой вас не должен интересовать!) так, что все эпизоды заведомо разбиты на временные отрезки. Это позволяет малышу успеть выполнить задание, но не злоупотребить временем пребывания у монитора.
Для детей среднего школьного возраста
Прекрасно подойдут приключения. На обложке иногда пишут "адвентурные". Это, по сути, мультик, которым можно управлять. Здесь нужно обладать сообразительностью, логикой, быстротой реакции. Такие игры обычно имеют несколько уровней сложности. Проследите за тем, чтобы игра была достаточно (но не слишком!) сложной для вашего школьника, иначе он зря потратит свое время.
Для детей старшего школьного возраста
Стратегии— это управление войсками, энергией, ресурсами, необходимо осуществлять планирование, разрабатывать стратегию. Такие игры хорошо развивают усидчивость, способности к обобщению, стратегическому мышлению.
Ролевые игры— поиски клада, артефакта, заклинания. В распоряжении игрока персонажи, наделенные определенными функциями и задачами. Все они хитростью или силой должны преодолеть множество препятствий. Если игрок сумеет использовать персонажи в нужном месте и в нужное время- победа! Однако будьте бдительны: именно такие игры чаще других могут вызывать психологическую зависимость.
Исключаем из детского "рациона"
Симуляторы. Игра имитирует работу разнообразных технических средств (самолеты, танки, вертолеты, поезда, подводные лодки, что угодно). Симуляторы успешно используются в процессе обучения космонавтов, подводников, пожарников и даже хирургов. Но неврологи советуют вообще исключить их из "детского рациона".
3D-Action— трехмерная графика, множество спецэффектов. Конечно, такой продукт не может не нравиться детям! Но… да простят нас создатели этих развлечений, все специалисты единогласны в категоричном "нет!".
Займемся безопасностью Еще одно важное условие безопасности детских занятий с компьютером — это рациональная организация рабочего места. Компьютер необходимо разместить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к светопроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, лучше, его места, когда у ребенка есть возможность перевести взгляд на дальнее расстояние. Это — один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы.Избегайте расположения рабочего места в углах комнаты или лицом близко к стене. Расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м. Если компьютер все же размещен в углу комнаты, или помещение тесное, американские специалисты советуют установить на столе… большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, расположенные за спиной.Однако компьютер не должен стоять и у самого окна. Сильный солнечный свет из него является нежелательной нагрузкой на глаза во время занятий на компьютере.Оконные проемы в помещениях, где используются компьютеры, должны быть оборудованы жалюзи или занавесями. Последние лучше сделать из плотной однотонной ткани, гармонирующей с окраской стен. Их ширина должна быть в 2 раза больше ширины окна.
Свет — только отраженный
В качестве источников искусственного освещения следует использовать светильники, создающие равномерную освещенность путем рассеянного или отраженного света и исключающие блики на экране монитора и клавиатуре.Для освещения комнат, где дети занимаются с компьютерами, следует применять преимущественно люминесцентные лампы. Не следует применять светильники без рассеивателей и экранирующих решеток. Существуют специальные люминесцентные лампы, которые излучают свет различного качества, имитируя, таким образом, полный спектр естественного солнечного света. Эти лампы раздражают меньше, чем другие лампы искусственного света. Их и стоит использовать прежде всего.Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги, спина и предплечья имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр экрана или немного выше. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног
Поза — только правильная!
Теперь о том, какова должна быть правильная поза работающего за компьютером. Корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперед. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90 градусов. Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела. При наличии высокого стола и стула, а в условиях школы, когда кабинет информатики, как правило, один на всех учащихся от мала до велика, необходима регулируемая по высоте подставка для ног.
Искусственное затмение
После работы за дисплеем нередко возникает утомление глаз, крайне неприятное для детей и взрослых. Интересные данные по этому поводу приводит английская исследовательница Маргарет Корбетт: "Цивилизация лишила наши глаза даже того минимума внимания, которое мы еще оказываем своим ногам. Чувствуя физическую усталость, мы норовим присесть или прилечь. Ощущая же зрительное утомление, мы продолжаем напрягать глаза чтением, кинофильмами телевизором или компьютером. Но наши ладони представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз".Действительно, если пальцы рук, сложенные вместе, перекрестить в центре лба, то ладони как раз накроют глазные впадины, полностью исключая доступ света и при этом не будут сжимать глазные яблоки, оставляя возможность свободно двигать веками. Во время такого отдыха органов зрения, то есть в период прекращения к ним доступа света, происходит химическое восстановление рецепторов глаза и расслабление мышечных волокон, перенесших напряжение после интенсивных потоков образов.
Подобное искусственное затмение, "пальминг" - одно из лучших упражнений для глаз, ускоряет процесс расслабления глазных мышц и улучшает кровообращение. Двухминутный "пальминг" восстанавливает функциональные свойства сетчатки глаза. Родители и педагоги советуют — совершайте такие движения сами и научите им ребенка!
Приходите на диагностику по адресу: Алматы, улица Толе би, 95а (угол улицы Байтурсынова).
Телефон: +7 (775) 007 01 00; +7 (727) 279 54 36