Казахстан увеличивает товарооборот с Афганистаном, восстанавливая экономику этой страны

Как вы знаете, в Афганистане большие объемы нефти, меди, бериллия, марганца и олова, в настоящее время компании "КазМунайГаз", "Казгеология" ведут переговоры – МИИР РК.

Восстанавливая экономику Афганистана, Казахстан расширяет зону экономического сотрудничества с этой страной. Если раньше страна экспортировала лишь 4 наименования продукции, то теперь есть предпосылки расширить этот список до 24. Об этом на правительственном часе сообщил вице-министр МИИР Тимур Токтабаев, передает корреспондент Zakon.kz.

Товарооборот Казахстана и Афганистана в 2018 году составил 520 млн долларов. В 2017-2018 годах основной оборот составила поставка 2 млн тонн пшеницы и зерна. Афганистан основной рынок сбыта зерна для Казахстана, сюда отправляется 80% зерна и муки. Однако республику начинают "двигать" более активные соседи.

- В свое время мы поставляли 2 млн тонн пшеницы и муки в Афганистан. Сейчас мы вынуждены констатировать, что мы этот рынок теряем, потому что его занимают представители узбекского бизнеса. Они по дешевке закупают у нас зерно, построили много мельниц, и теперь поставляют муку ее Афганистан. Плюс отдельные страны Центральной Азии имеют заградительные таможенные пошлины для наших товаров, - сказал заместитель председателя мажилиса парламента и поинтересовался, что делает министерство индустрии и инфраструктурного развития, чтобы усилить позиции Казахстана на рынке Афганистана.

При этом Божко отметил наличие прорывных проектов в виде поставки рельс для строительства железной дороги, участие в строительстве ЛЭП. Но депутата интересовали более далеко идущие планы министерства.

Тимур Токтабаев сообщил, что основной экспорт идет по позициям: пшеница, мука, прокат, семена льна и природный газ. Однако в будущем этот список может увеличиться на 24 позиции.

- Соответствующая работа министерством проводится. Сейчас отрабатывается совместно с нашими приграничными государствами: Узбекистаном, Туркменистаном, Афганистаном вопрос загрузки наших терминальных мощностей, чтобы наша экспортная продукция могла там размещаться. И строительство новых грузовых терминалов на территории Афганистана. По железнодорожному и автомобильному транспорту добавлю, что сейчас формируется совместный перечень перспективных проектов, соответствующие бумаги между министерствами отправлены, мы ждем ответа от афганской стороны. По вопросу недропользования большая перспектива имеется. Как вы знаете, в Афганистане большие объемы нефти, меди, бериллия, марганца и олова. В настоящее время компании "КазМунайГаз", "Казгеология" ведут переговоры по отбору потенциальных проектов, - сообщил Токтабаев.

Их других крупных проектов он выделил разработку 3-х нефтегазовых месторождений в Афганистане (доказанные запасы нефти этой страны составляют около 1.6 миллиарда баррелей). Решение о том, будет ли принимать казахстанская сторона участие в разработке в министерстве, ожидают в ближайшее время.

- Заметная динамика, потому что 4 года, когда я возглавлял комиссию по экономическому сотрудничеству между Афганистаном и Казахстаном, кроме зерна, у нас разговаривать было не о чем. Это положительная динамика. Дай бог, довести до логического конца эти 24 позиции, о которых вы сказали, - отметил Божко и поинтересовался, что будет делать ведомство по снижению заградительных пошлин и моментов, которые имеются у Казахстана на отдельных границах по пути следования казахстанских товаров в Афганистан?

Вице-министр ответил, что основной вопрос - это обеспечение хранения и перевалки казахстанской продукции. А потому в этом направлении на первом этапе есть план и программа загрузки существующих терминальных мощностей и отдельная программа по строительству новых мощностей.

- Как мне известно, у нас нет терминалов в Афганистане. Какие терминалы и какие мощности вы загружаете? – уточнил Божко.

- В июле и ноябре 2018 года прошли совместные встречи представителей Казахстана, Узбекистана, Туркменистана. Есть на приграничных терминалах. Поэтому сейчас строительство на первом этапе признано нецелесообразным, на втором этапе - строительство новых. Сейчас существующие терминалы, их планируется загрузить. Эти терминалы находятся в Узбекистане, Туркменистане, - ответил Токтабаев.

Депутат в свою очередь напомнил, что вопрос о развертывании казахстанских складов и элеваторов в Мазари-Шарифе ставился еще 8 лет назад. И что именно из-за их отсутствия Казахстан теряет покупателей в Афганистане.

- Афганцы не хотят заключать с нами договор, поскольку три месяца идет мука, за это время меняется и зерно, и цены меняются. И они перестают заключать договоры с нами и работают с узбекскими компаниями, - сказал Божко, но ответа или предложения по этому вопросу в ответ ему не поступило.

Татьяна Ковалева, Астана

Следите за новостями zakon.kz в: