О важных изменениях в законодательстве, произошедших на этой неделе, сообщает Zakon.kz в своей новой рубрике.
Ряд изменений в закон о рекламе вступают в силу в апреле
В частности, изменения коснутся внешнего оформления витрин, ставок налогообложения, а также получения некоторых разрешительных документов.
Благодаря новым поправкам меняются ставки налогообложения на изображения и видеоизображения. С 11 апреля, если размещается лед-дисплей, на каждое видеоизображение будет определенная ставка налога.
Изменения также касаются оформления витрин и окон. Теперь разрешается на бесплатной основе только внутреннее оформление витрин образцами товарной продукции.
Если раньше можно было рисунок хлеба, рисунок молока бесплатно разместить на внешней стороне витрины продуктового магазина, теперь за это придется платить.
Тексты также считаются рекламой, если это не вывеска.
Еще одно изменение - получение разрешительных документов переходит в уведомительный порядок. Разрешение нужно получать один раз, а уведомление на рекламную картинку нужно отправлять каждый раз, когда она обновляется.
Если спустя 5 рабочих дней к вам не пришло возражений, значит все в порядке.
Ужесточить наказание за насилие над приемными детьми предложили в Казахстане
Верховный суд выступил инициатором ужесточения уголовного наказания за насилие над несовершеннолетними, совершенное отчимами или мачехами. Такая норма предусмотрена в законопроекте по вопросам деятельности организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка.
По данным ВС, сейчас дети все чаще подвергаются насилию именно со стороны отчимов.
Кроме этого, предлагается систематизировать и точнее определить категории детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Введен медико-социальный учет как новая форма индивидуальной профилактики детской безнадзорности и беспризорности, а также как основание для оказания ребенку социальных специальных услуг. По планам разработчиков, это послужит основой для последующего внедрения медико-социальных паспортов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Также планируется ввести штрафные санкции для педагогов, медицинских и социальных работников, которые не донесли до правоохранительных органов факты насилия над детьми.
Законопроект был рассмотрен и одобрен сенатом.
Проект закона об обязательном социальном страховании рассмотрели депутаты
Законопроект был подготовлен в связи с поручением Нурсултана Назарбаева по усилению взаимосвязи между трудовым стажем и размерами выплат в системе обязательного социального страхования, а также обеспечения с 2020 года роста размеров социальных выплат по утрате трудоспособности, потери кормильца и потери работы в среднем на 30%.
Законопроект также предусматривает поправки редакционного характера в Уголовно-исполнительный Кодекс РК и законы РК "О страховой деятельности", "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и "О занятости населения".
Цель принятия законопроекта - это усиление взаимосвязи между стажем участия в системе обязательного социального страхования и размерами социальных выплат; повышение социальной защищенности работающих граждан; усиление трудовой мотивации и заинтересованности в формальной занятости.
На 1 января 2019 года общая сумма активов Государственного фонда социального страхования составила 1,4 трлн тенге, численность участников системы социального страхования достигла 6 млн 126 тыс человек (или 70,3% от численности занятого населения по республике – 8 718 тыс человек). Общая сумма социальных выплат по 5 видам социальных рисков, выплаченная из ГФСС почти 800 тыс получателям (792,9 тыс человек) в 2018 году, составила 190 млрд тенге (189,6 млрд тенге).
Законопроектом предусматривается пересмотр параметров назначения социальных выплат по трем видам социальных рисков: утрата трудоспособности, потеря кормильца и потеря работы.
Так, для получателей социальных выплат по утрате трудоспособности размер социальной выплаты предлагается определять напрямую в зависимости от степени утраты общей трудоспособности (от 30% до 100%), установленной на основании проведенной медико-социальной экспертизы. Сейчас применяются усредненные коэффициенты утраты общей трудоспособности, при этом максимальное значение при 100% СУОТ составляет – 0,7.
Для участника системы со стажем участия 85 месяцев, при среднемесячном доходе в 100 тыс. тенге и СУОТ на уровне 65%, размер выплаты с учетом новых параметров составит 31 080 тенге, что на 35,2% выше размера выплаты при действующих параметрах (22 988 тенге).
Сколько теперь будут получать семьи, оставшиеся без кормильца
Проект закона "Об обязательном социальном страховании" предусматривает повышение размера социальных выплат для семей, оставшихся без кормильца.
Так, предлагается повысить размеры социальных выплат через изменение коэффициентов количества иждивенцев.
Коэффициент количества иждивенцев в случае потери кормильца - участника системы составит:
- при одном иждивенце предлагается повысить с 40% до 50%;
- при двух с 50% до 65%;
- при трех с 60% до 80%;
- при четырех и более иждивенцах с 80% до 100%.
В целом, рост каждого коэффициента составит порядка 25%.
В случае потери кормильца - участника системы со стажем участия в системе 85 месяцев, при среднемесячном доходе в 100 тыс. тенге, семье из одного иждивенца размер выплаты при новых параметрах составит 23 907 тенге, что на 30% выше размера выплаты при действующих параметрах (18 390 тенге).
С учетом государственного социального пособия по потере кормильца, общая сумма выплаты вырастет с 43 910 тенге до 49 448 тенге.
Насколько будут увеличены размеры выплат в связи с инвалидностью, потерей работы
Министерство труда и социальной защиты населения предлагает
подготовило законопроект, в котором предусматривается:
Повышение коэффициента замещения дохода с 30% на 40% (в целях приведения в соответствие с рекомендациями МОТ);
Увеличение продолжительности социальной выплаты по потере работы с 4 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе (ранее до 6 месяцев социальная выплата осуществлялась только по отдельным причинам потери работы – сокращение штата, ликвидация юридического лица).
При применении новых параметров, социальная выплата по потере работы для участника системы со стажем участия 85 месяцев при среднемесячном доходе в 100 тыс. тенге вырастет с 30 000 тенге до 41 600 тенге (т.е. более чем на 38%). При этом данная выплата будет выплачиваться 6 месяцев вместо 4 месяцев как сейчас.
Кроме того, для обеспечения новорожденных детей и их родителей, вне зависимости от статуса их занятости, равными правами на выплаты до достижения ребенком одного года на минимально гарантированном уровне – на уровне пособий из республиканского бюджета предлагается, в случае возобновления получателем трудовой (предпринимательской) деятельности продолжать социальные выплаты, при этом размеры выплат из ГФСС будут снижаться до уровня государственного пособия.
При этом в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком за нее, как и прежде, государство дополнительно вносит обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ в совокупности с исчисленными из социальных выплат взносами, на уровне ее перечислений до выхода в декрет.
Размер государственного пособия по уходу за ребенком до одного года из республиканского бюджета в 2020 году составит: на 1 ребенка 15 050 тенге; на 2-х детей 17 794 тенге; на 3-х детей 20 512 тенге; на 4-х и более детей 23 255 тенге.
Как ожидается, в случае принятия законопроекта рост размеров социальных выплат по трем видам социальных рисков: утрата трудоспособности, потеря кормильца и потеря работы - для 200 тыс. получателей составит в среднем 30%.
В Казахстане уточнят полномочия госорганов при работе с СЭЗ
На пленарном заседании мажилиса 13 марта депутаты одобрили законопроект "О специальных экономических и индустриальных зонах", а также пакет сопутствующих поправок к нему.
Проект закона направлен на совершенствование порядка определения разрешенных видов деятельности СЭЗ, расширения компетенции уполномоченного органа по формированию и реализации госполитики в области создания и функционирования ИЗ, распределения функций правительства, уполномоченного органа и местных исполнительных органов по вопросам СЭЗ и ИЗ.
Предусматривается закрепление компетенции правительства РК по определению срока функционирования СЭЗ, а также по возможности продления срока при конкретных условиях.
Также "добро" мажилиса получил сопутствующий законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам специальных экономических и индустриальных зон, привлечения инвестиций, развития и продвижения экспорта". Депутатами внесены правки по приведению в соответствие с действующим законодательством РК и требованиям юртехники, а также уточняющие отдельные нормы и улучшающие содержание законопроекта. В целом, документом вносятся изменения и дополнения в 3 кодекса и 7 законов РК.
Изменен порядок конфискации имущества и снятия наложенного на него ареста
Законом по защите права собственности предусматривается защита имущественных прав лиц при конфискации имущества. Для этого в УПК РК уточняется необходимость на каждой стадии уголовного процесса (досудебной и судебной) устанавливать факт преступного происхождения имущества, прежде чем принимать решение о его конфискации.
Также конкретизируется существующая в настоящее время обязанность на досудебной и судебной стадиях процесса устанавливать, добыто ли данное имущество преступным путем.
Помимо этого, в Уголовно-процессуальном кодексе устанавливается компетенция суда по снятию ранее наложенного органом уголовного преследования ареста и иных обременений с конфискованного имущества, связанных с исполнением приговора.
Как доказывает практика, при приобретении покупателем ранее конфискованного судом имущества возникают проблемы со снятием обременения (ареста), наложенного органами уголовного преследования. Что, в свою очередь, препятствует переходу права собственности новому собственнику, поскольку наличие такого обременения исключает государственную регистрацию.
Уточняется, что в этой связи была установлена компетенция суда уголовной юрисдикции по освобождению имущества от ареста, наложенного в рамках расследования уголовного дела.
Кроме того, изменен порядок обращения взыскания на имущество должника. Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и его принудительную реализацию либо передачу в натуре взыскателю по исполнительному документу. А также обращение взыскания на имущество должника, в том числе на долю в общем имуществе, за исключением обращения взыскания на заработную плату должника и иные виды доходов должника, судебным исполнителем осуществляется с санкции прокурора.
Ранее согласно закону "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" санкцию на вышеуказанные действия выдавал суд.
Должники по ипотеке смогут сами продавать залоговую недвижимость
Теперь несправившийся с выплатами казахстанец для исполнения обязательств по договору ипотечного займа вправе самостоятельно продать заложенное имущество в соответствии с нормами закона "Об ипотеке недвижимого имущества".
Срок самостоятельной реализации недвижимости - три месяца. При этом более длительный срок может быть установлен соглашением сторон.
Если же владелец недвижимости не смог сам продать, на выгодных ему условиях, в установленные сроки продать квартиру, то предмет ипотеки будет реализовываться через торги.
Если заложенное имущество не было реализовано на торгах, залогодержатель вправе принять имущество на баланс.
За покупку квартиры теперь можно рассчитываться через депозит нотариуса
Часть гражданских дел, ранее рассматриваемых судами, передана нотариусам.
Так, законом по защите права собственности предусматривается, что некоторые виды гражданско-правовых споров теперь будут решаться нотариусами.
Например, требования о взыскании заработных плат, о взыскании задолженностей по коммунальным услугам и о взыскании задолженностей по обязательствам, основанных на нотариально удостоверенной сделке и другие.
Данная мера позволит избежать судебной волокиты, поскольку не имеет спорных оснований для разрешения их судом.
Кроме того, 10 категорий гражданских дел, вытекающих из бесспорных документов, таких как о взыскании алиментов на содержание детей, об исполнении медиативных соглашений и другие будут рассматриваться в суде в упрощенной процессуальной форме, где срок рассмотрения и вынесения решений ограничивается тремя днями.
Соответствующие поправки были внесены в Гражданский процессуальный кодекс и закон "О нотариате" в рамках закона "по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства".
Отныне появилась возможность безналичного расчета через депозит нотариуса. В рамках вышеуказанного закона, расширяется возможность применения безналичной формы расчета по сделкам через депозит нотариуса. К примеру, при заключении договора купли-продажи недвижимости и обусловленности о безналичном расчет, нотариус при зачислении на его депозит денег со стороны покупателя не будет передавать их продавцу, пока права на недвижимое имущество не будут зарегистрированы на приобретателе.
В настоящее время у нотариуса есть возможность для прослеживания такой регистрации через систему ЕНИС (единая нотариальная информационная система). По мнению разработчиков, это позволит избежать рисков неисполнения сторонами своих обязательств по договору.
Земельные участки для госнужд будут изымать по рыночной цене
Это предусматривает закон "По вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства", создающий условия для обеспечения равноценного возмещения при изъятии земельных участков для государственных нужд.
Согласно закону теперь земельные участки для государственных нужд будут изыматься по рыночной стоимости, независимо от оснований возникновения прав на земельный участок.
В настоящее время стоимость изымаемого участка определяется по кадастровой цене либо стоимости, предусмотренной в гражданско-правовом договоре или решении суда. Как правило, эти цены не соответствуют уровню рыночных цен на земельные участки. Рыночная стоимость изымаемого земельного участка для государственных нужд будет определяться независимым оценщиком на дату проведения оценки имущества.
Согласно закону у собственника есть возможность провести альтернативную независимую оценку и предоставить итоги оценки местному исполнительному органу в рамках согласительных процедур.
Кроме того, законодательно закрепляется, что расходы, связанные с предоставлением равноценного земельного участка собственнику взамен изъятого у него в пользу государства участка, несут акиматы.
Таким образом, поправки нацелены на то, чтобы граждане получали справедливое возмещение за изымаемые земельные участки. В этих целях внесены соответствующие поправки в Земельный кодекс и закон "О государственном имуществе".
Иностранных туристов освободят от уплаты НДС при покупках
Иностранные граждане, делающие покупки в Казахстане, будут освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) через несколько лет. Ввести такую норму в действие намерено Министерство культуры и спорта с 2022 года, дабы привлечь больше туристов в страну.
Это предусматривает Десятая мера в рамках национальной программы развития туризма на 2019–2025 годы, с использованием опыта стран Европейского союза, Австралии, Таиланда, Сингапура и некоторых стран СНГ - Россия, Беларусь и Грузия.
Благодаря этой мере многие развитые страны увеличили не только торговый оборот, но и количество туристов, совершающих покупки во время посещения.
Возмещение при возможном участии таких операторов, как GlobalBlue, InnovaTaxfree и PremierTaxFree, будет завершено за счет финансирования из государственного бюджета в основных аэропортах страны в столице, Алматы и Шымкенте.
Либерализация визового режима будет продолжена путем использования мер по оптимизации механизма электронных виз и расширению 72-часового безвизового транзита. Последний действует уже два года, и было зарегистрировано всего несколько нарушений.
Подготовила Лариса Черненко