Евразийский экономический союз — проект продуманный и необходимый не только Беларуси, а всем странам-членам. Однако первые пять лет его работы нельзя назвать победоносными. Об этом рассказал в интервью газете "Звязда" заместитель премьер-министра Республики Беларусь Игорь Пертишенко.
— Игорь Викторович, в этом году исполняется пять лет с момента подписания Договора о ЕАЭС. Это повод не только подвести первые итоги, но и сверить маршрут: в том ли направлении мы движемся?
— Решение Республики Беларусь участвовать в формировании Таможенного союза, Единого экономического пространства, Евразийского экономического союза являлось экономически обоснованным. Напомню, что мы единственное государство — член ЕАЭС, у которого во внешней торговле доля товарооборота со странами союза выше, чем с третьими странами (50,8 процента по итогам 2018 года). У Казахстана, например, этот показатель 22,4 процента, у России — 8,9 процента. Как страна с экспортоориентированной открытой экономикой мы крайне заинтересованы в свободе движения товаров и услуг в рамках союза и в развитии его внешнеторговой активности.
Сегодня мы можем констатировать разную степень достижения поставленных целей. Что-то выполнено в высокой степени, что-то наполовину, а что-то полностью оказалось замороженным.
Выигрывают пока третьи страны
— Какие вызовы последнего времени невозможно было предусмотреть в 2014 году?
— Называть экономическим союзом наше интеграционное объединение сегодня можно только авансом. Пока мы де-факто находимся только на уровне зоны свободной торговли.
Невозможно строить общий рынок и одновременно сохранять на нем привилегированное положение национальных субъектов. Иначе это уже не тянет на общий рынок. Это просто торговля между странами. Начиная интеграцию, мы исходили из того, что готовы рассматривать товары и предприятия друг друга как свои собственные в каждой из стран. Пока такого нет. Выигрывают от этого, как ни парадоксально, третьи страны, и мы все больше торгуем друг с другом в союзе не товарами собственного производства, а товарами третьих стран. Если в 2011 году их доля во взаимной торговле государств-членов составляла всего 3,4 процента, то в 2016 году — уже 8,4 процента, в 2,5 раза больше.
— Можем ли мы уже говорить о неких ощутимых для страны приобретениях от этой интеграции или все наши выигрыши по-прежнему в режиме ожидания?
— Основные выводы можно будет сделать после 2025 года, когда будут сформированы общие рынки нефти, нефтепродуктов, газа и электроэнергии. На сегодняшний день основным достижением в ЕАЭС считаю Единый таможенный тариф и передачу функций по его ведению на наднациональный уровень (Евразийской экономической комиссии). При этом необходимо отметить, что даже единое таможенное пространство функционирует с многочисленными тарифными изъятиями. К тому же де-факто ограничена свобода таможенного транзита по территории союза.
— Почему Беларусь не устраивает существующая схема распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран — членов ЕАЭС?
— Нас устраивает существующая схема распределения сумм ввозных пошлин между бюджетами государств — членов союза. Государства-члены взимают ввозные таможенные пошлины при ввозе товаров на свою территорию, а затем распределяют их по установленным нормативам между бюджетами. Нас не устраивает сумма зачисляемых в наш бюджет (поступающих от других государств-членов) ввозных таможенных пошлин, которая, в свою очередь, зависит от размера норматива распределения, установленного для Беларуси.
С начала функционирования Евразийского экономического союза (2015 год) сальдо расчетов для Республики Беларусь стало отрицательным, что неоднократно доводилось до Евразийской экономической комиссии с предложением произвести пересчет действующих нормативов распределения.
Для России также складывается отрицательное сальдо расчетов, а Армения, Казахстан и Кыргызстан имеют положительное сальдо расчетов и фактически получают дополнительные доходы за счет ввозных таможенных пошлин, часть которых должна зачисляться в бюджет Беларуси.
По всем вариантам предварительных расчетов нормативы распределения для Беларуси повышаются на 0,65—1,36 процентного пункта и снижаются для Армении, Кыргызстана, а по отдельным вариантам снижаются и для Казахстана и России, в связи с чем наши партнеры настаивают на закреплении действующих нормативов на постоянной основе, но такое предложение, естественно, не поддерживается Беларусью.
Для тарифов — единые подходы
— Как показал последний премьерский саммит в Алматы, достичь компромисса между сторонами по вопросу установления цены на транзит газа, оказалось делом непростым. Расскажите о белорусской позиции по этому вопросу.
— Да, действительно, вопросы, касающиеся принципов и порядка тарифообразования на услуги по транспортировке газа, остаются весьма чувствительными для всех государств — членов союза. Выработка взаимоприемлемых договоренностей в данном вопросе — один из ключевых факторов успешности процесса евразийской интеграции в газовом секторе.
Таким образом, работа по достижению компромисса будет продолжена сторонами в процессе подготовки проектов документов при реализации мероприятий Программы формирования общего рынка газа союза. Работа должна быть закончена к 2025 году.
Мы готовы
— На этот год планировалось создание общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Каким образом соответствующий договор учтет введение Белорусской атомной электростанции?
— Действительно, договором о союзе определено в 2019 году вступление в силу международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, вместе с тем предстоит еще подготовить детальные правила функционирования рынка и необходимую технологическую инфраструктуру. Сейчас стороны обсуждают сроки, в которые эти задачи могут быть выполнены. Эта тема тесно связана с вопросами общих рынков газа, а также нефти и нефтепродуктов.
Белорусская АЭС будет введена в эксплуатацию совсем скоро, и, конечно, ее работа и работа других электростанций страны позволит Беларуси не только удовлетворять собственные потребности в электрической энергии, но и формировать экспортные предложения, как для рынка ЕАЭС, так и для других рынков.