В Шымкенте завершено досудебное расследование уголовного дела в отношении Дильмурата Махаматова, который считается одним из самых ярых радикальных проповедников, сообщает Zakon.kz со ссылкой на Контртеррористический комитет.
На просторах интернета Дильмурат Махаматов известен как Дильмурат Абу Мухаммад. Он является гражданином Казахстана, родился в городе Сарыагаше Туркестанской области. Долгое время лидер казахстанских салафитов находился в Саудовской Аравии, где осенью 2018 года был задержан правоохранительными органами КСА в связи с тем, что занимался незаконными проповедями, вещал на казахстанскую аудиторию посредством интернета.
По запросу Казахстана Махаматов был экстрадирован на Родину. Расследование проводилось органами национальной безопасности. Весь период следствия Махаматов находился под стражей. Он обвиняется в разжигании религиозной розни. По версии следствия, свои проповеди он основывал на утверждениях псевдосалафистского толка экстремистской направленности. Материалы дела переданы в суд.
Также в октябре прошлого года правоохранительными органами Королевства Саудовской Аравии был задержан другой казахстанский радикальный проповедник Назратулла Абдукадыров, известный как Назратулла абу-Марьям. И Дильмурат абу-Мухаммад, и Назратулла абу-Марьям были студентами Мединского исламского университета, следовали предписаниям ученых псевдосалафитского толка, пропагандировали и трактовали ислам на основе книги саудовского проповедника Мухаммеда ибн Абд аль Ваххаба «Три основы и их доказательства»*, которая в 2011 году признана судом экстремистской и запрещена на территории Казахстана.
Также читайте – Кто вносит раскол и смуту в Казахстане. Или нужны ли нам новые дильмураты
Ранее, в 2017 году, в Алматы прошел еще один громкий судебный процесс по делу салафитского проповедника Дениса Коржавина, известного как Абдулла. Он также обвинялся в разжигании религиозной розни и был приговорен к пяти годам ограничения свободы.
Уроженец Алматы он самостоятельно выехал в Саудовскую Аравию для поступления в Мединский исламский университет, но не поступил и религиозные знания получал в подпольных религиозных «кружках» - худжиратах от саудовских «шейхов». По возвращению в Казахстан, Коржавин начал вести самостоятельную проповедническую деятельность через интернет, готовил аудио-лекции и размещал их в социальных сетях.
Он полностью признал свою вину и записал видеообращение к гражданам Казахстана, в котором говорил: «… в последние годы я занимался подготовкой и распространением религиозных материалов, лекций и аудиоматериалов в сети, которые основываются на книге «Три основы и их доказательства» . …Я отказываюсь от дальнейшего распространения и признаю неправильность своих религиозных взглядов, и полностью признаю традиционный ислам, а также выступаю против различных нетрадиционных и радикальных течений. …В моих аудиолекциях содержатся признаки разжигания религиозной розни и вражды. …И подготовленные мной материалы признаны экстремистскими и противоречат законодательству РК».
По словам директора Центра прикладных исследований религии «Мысль» г. Алматы Аскара Сабдина, многие интернет-проповедники радикального ислама дистанционно пытаются навязать какие-то фетвы своим землякам и эти фетвы могут стать причиной проблем, разногласий и смуты среди верующих общин, поскольку они не адаптированы к нашему обществу, не учитывают наш менталитет, а порой даже служат радикальным призывом к экстремизму и терроризму.
*Данная книга признана судом экстремистской и запрещена на территории Казахстана.