Сегодня идет систематичный процесс противопоставления ислама и национального начала, что ведет к постепенному разрушению идентичности государствообразующего казахского этноса, его духовной эрозии. Об этом и другом читайте в материале, предоставленным Центром исследования проблем религий акимата города Нур-Султана, сообщает Zakon.kz.
Представление о том, что радикальные исламистские группы своими антиконституционными призывами несут угрозу в основном государственным институтам, сегодня не совсем верно. Анализ особенностей идеологии этих нетрадиционных и радикальных организаций показывает, что они, прежде всего, представляют угрозу коренному этносу, и тем самым общественному строю.
Не зря Елбасы Нурсултан Назарбаев в одном из своих выступлений отметил: "Исламская религия – это одна из духовных опор нашего народа". Также Первый Президент в определении для мусульман религиозных установок подчеркнул, что мы являемся "суннитами ханафитского мазхаба". Видимо, поэтому радикалы в первую очередь систематично атакуют национальные традиции казахов.
К примеру, у такфиритов главным и направляющим тезисом является то, что "казах, не читающий намаз – кафир". Радикалы утверждают, что "почти все традиции и обычаи казахов являются джахилийскими", признавая их как проявление бидата (новведение) в исламе.
Сегодня идет систематичный процесс противопоставления ислама и национального начала, что ведет к постепенному разрушению идентичности государствообразующего казахского этноса, его духовной эрозии.
Иначе говоря, есть прямая попытка выбить у коренного этноса исламскую основу идентичности. Основная угроза, исходящая от деятельности нетрадиционных и радикальных религиозных групп - идеологическая атака против этноса и его духовной культуры как геополитического и геокультурного субъекта.
В результате такфириты отказываются от "немусульманских" традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях (дескать, все это от шайтана). Так они все больше и больше изолируются, развивая на свой радикальный лад концепцию "аль-уаля аль-бара" - в буквальном переводе "дружба и непричастность". Имеется в виду дружба с верующими (при этом верующими они признают только самих себя) и непричастность к "кафирскому" образу жизни (это понятие у них весьма расширено).
Деятельность радикалов может стать причиной надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура, история. Утрата одной из опор неизбежно приведет к неминуемому упадку.
Сегодня мы являемся свидетелями того, что результатом дискредитации и подрыва авторитета традиционной религиозности казахского народа стало то, что в обществе появилась категория людей, посягающих на государственность Казахстана, а также на его самобытность и ментальность. В подтверждение тезиса, что традиции казахов тесно были сплетены с исламом, можно привести следующие факты.
Первое. В примерах сподвижников Пророка мы находим сходство и подтверждение казахских обрядов. Издревле казахи мазали на лоб младенцев сажу и одевали их в небогатую одежду, ушитую всевозможными пуговицами и монетами, чтобы уберечь от сглаза. Халиф Усман ибн Аффан как-то увидел красивого ребенка и сказал: "Поставьте ему черное пятно на ямочку подбородка, чтобы его не сглазили". Конечно же, казахи не могли не учитывать, что эти слова сподвижника Усмана были сказаны, чтобы тем самым отвлечь внимание тех, кто обладал сглазом. Но среди некоторых мусульман с подачи радикалов бытует ошибочное мнение, что это признак многобожия и ереси.
Второе. Шелпек тарату, құран оқыту, өсиет ету, шілдехана тойы: все это берет свою основу из постановлений ислама. Казахские народные высказывания "Таспен атканды аспен ат", "Алланың көзі түзу болсын", "Періштенің құлағына шалынсын" и другие являются исчерпывающим доказательством мусульманства казахов. При тщательном анализе и изучении культуры казахского народа можно обнаружить бесчисленное количество слов, обычаев, ритаулов, связанных с исламом и сунной Пророка. Первые исследования в сопоставлении постулатов ислама и преданий казахского наследия показывают сотни и тысячи соответствий и сплетений традиций казахов и сунны Пророка Мухаммада.
Третье. Когда у казахской семьи рождается ребенок, близкие и родные поздравляют родителей словами "бауы берік болсын", что означает "пусть крепка будет его вервь". Это связано с тем, что когда младенец появляется на свет, то ему перерезают пуповину, связывавшую ребенка с его матерью. Поэтому казахи желали маленькому человечку укрепления связи с его Господом. Это соответствует словам Корана "Нет принуждения в вере. Уже явно отличился прямой путь от заблуждения. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, ухватился за прочную вервь, которая не рвется. Аллах — слышащий и знающий".
Четвертое. Саван покойного на казахском языке звучит как "ахырет", что в переводе означает "загробный мир" или "последний путь". Другими словами, одежда в последний путь в загробный мир. Коран гласит: "Они веруют в Аллаха и в Последний день (иум ахир), велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников".
Пятое. Перед празднованием Курбан айта казахи резали барана, называя это "щек". На арабском языке слово "щак" означает "сомнение". То есть казахи, не имея часов и календарей, сомневались в точной дате появления месяца, символизирующего начало праздника, поэтому они, проявляя скрупулезность к этой дате, резали одно животное за день до настоящего заклания, то есть делали "щек", хотя многими сторонниками нетрадиционных течений это считается "бидъа" (грех, ересь).
Все эти факты являются реальным свидетельством важности национальных традиций в религии.