В Алматы разработан и утвержден План действий до 2021 года, направленный на повышение безопасности на дорогах и снижение случаев смертности при дорожно-транспортных происшествиях, передает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу акимата города.
С 2016 года в городе проводится комплексная реформа общественного транспорта, увеличивается количество пешеходных зон, расширяется сеть велосипедных дорожек и снижается скоростной режим на магистральных дорогах. Все это позволило снизить количество ДТП с летальным исходом, однако статистика смертности на дорогах остается высокой. Так, за 2018 год на дорогах города погибло 133 человека, а 5200 человек получили травмы. В связи с этим аким Алматы Бауыржан Байбек поручил Управлению городской мобильности разработать программу по снижению смертности и травматизма на дорогах с учетом лучших международных практик.
Проведенный анализ показал, что основное количество ДТП совершается на магистральных дорогах с четырьмя и более полосами движения, в жилых кварталах с малым количеством вариантов маневрирования для участников дорожного движения. При этом ДТП наибольшее количество ДТП с участием пешеходов происходит в пятницу, в период с 10.00 до 20.00.
Согласно глобальной концепции Vision Zero, пешеход является приоритетным участником дорожного движения. Город должен развиваться так, чтобы минимизировать передвижение людей на индивидуальном авто и увеличить мобильность посредством развития различных видов общественного транспорта, которому должен быть предоставлен четкий приоритет. Согласно исследованиям, у людей из районов с развитым общественным транспортом шанс попасть в ДТП в пять раз меньше, чем у тех, кто живет в автомобилизированной среде. Расширение линий BRT, LRT, и метро является одним основных инструментов в сокращении ДТП.
План действий "Vision Zero Almaty" подразумевает изменение и адаптацию дорог, улиц, знаков к особенностям поведения горожан и состоит из таких шагов, как "Безопасный город", "Безопасные улицы", "Безопасная скорость", "Безопасный общественный транспорт", "Интеллектуальная система контроля дорожного движения", "Координация всех служб" и др.
Данные шаги подразумевают проведение обследования участков с наибольшим количеством ДТП и реорганизация дорожного движения на проблемных перекрестках. Изменение текущей планировки дорог за счет внедрения горловин, шлюзов, остановочных выступов, выступов тротуаров, искусственных неровностей, боллардов и др. Сокращение количества ослепляющих визуальных элементов.
В рамках принятого плана действий будет повышена безопасность пешеходов за счет внедрения новых подходов при организации наземных пешеходных переходов, оснащения пешеходных переходов светодиодным освещением, установки кнопочных светофорных переходов в местах массового скопления горожан, перенастройки светофоров с добавлением фазы раннего зеленого для пешеходов и др.
Кроме того, предполагается увеличение количества пользователей общественного транспорта за счет снижение времени пути подвижного состава и увеличение протяженности выделенных полос общественного транспорта. Планируется продолжить развитие сети велосипедных дорожек с установкой физического барьера для разделения автомобильного и велосипедного движения.
Особое внимание будет уделено созданию доступной сети пешеходных маршрутов, связанной с общественным транспортом и комфортной среды для передвижения людей с ограниченными возможностями.