О важных изменениях в законодательстве и жизни казахстанцев, произошедших на этой неделе, рассказывает Zakon.kz.
Внеочередные выборы Президента РК
9 апреля 2019 Президент Казахстана подписал указ о назначении внеочередных выборов Президента РК.
Выборы назначены на 9 июня 2019 года. Предвыборная кампания началась 10 апреля и продлится до 7 июня. 8 июня будет объявлен днем тишины. Список кандидатов в президенты должен быть сформирован до 28 апреля.
19 марта 2019 года во время обращения к народу Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о решении покинуть пост Президента Казахстана. На оставшийся срок полномочия Президента РК согласно нормам Конституции перешли к председателю Сената Парламента РК Касым-Жомарту Токаеву. 20 марта после принесения присяги он приступил к руководству страной.
Согласно статье 51-1 Конституционного закона РК от 28 сентября 1995 года "О выборах в Республике Казахстан", внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения.
Последние внеочередные выборы Президента прошли в Казахстане 26 апреля 2015 года. Согласно Конституции Президент РК избирается на пять лет.
Поправки в бюджет 2019 года
На пленарном заседании мажилиса парламента депутаты согласились с правками, внесенными Сенатом в законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон РК "О республиканском бюджете на 2019-2021 г.г.".
В законопроект внесены поправки, направленные на исполнение поручений главы государства по переносу сроков повышения зарплаты отельным категориям гражданских и госслужащих с 1 июля на 1 июня текущего года.
Депутаты Сената внесли правки в связи с данными на проведенном 20 марта совместном заседании палат парламента поручениями президента, требующих внесения изменений и дополнений в законопроект в части переименования столицы в город Нур-Султан; создания нового госоргана - Канцелярии Первого Президента РК - Елбасы; переноса срока повышения заработной платы низкооплачиваемых работников бюджетной сферы и низовых категорий госслужащих исполнительных органов с 1 июля на 1 июня текущего года. Для реализации указанных поручений требуется 38 млрд тенге, которые предлагается предусмотреть за счет дефицита республиканского бюджета с увеличением его номинального значения и сохранения размера относительно ВВП на уровне 2,1%.
Ежемесячные взносы на капремонт домов
Размер ежемесячной оплаты за квадратный метр на капитальный ремонт общедомового имущества снизят с 51 до 12 тенге. Об этом зашла речь на пленарном заседании мажилиса при обсуждении законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунального хозяйства".
Как пояснил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр, сумма в 51 тенге за кв. м. оказалась неподъемной для многих граждан.
- Сумма для многих граждан была неподъемной, эта норма не была обязательной, поэтому накопления, как правило, не производились. Лишь в 12% кондоминиумах накапливали достаточную сумму денег на капитальный ремонт. Учитывая опыт, мы предусмотрели 0,05 от МРП - снизили ее и теперь эта сумма не 51 тенге, а 12 тенге. Это минимальный сбор. Выше не возбраняется, - уточнил он.
Заем у Китая 113 млрд тенге на развитие таможенного пункта на границе
Депутаты Сената на пленарном заседании палаты приняли закон "О ратификации Рамочного соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Китайской Народной Республики о предоставлении Китайской Народной Республикой льготного кредита".
Сумма займа у КНР составляет 2 млрд китайских юаней (порядка 113 млрд тенге) с процентной ставкой 2% сроком на 20 лет.
Планируется обустроить казахстанские пункты пропуска обязательным физическим разделением потоков движения.
Это необходимо в рамках развития таможенной инфраструктуры пунктов пропуска на казахстанском участке внешней границы ЕАЭС. Имеющаяся инфраструктура не позволяет осуществлять равномерный и ускоренный пропуск возрастающего потока. Примером является сложившаяся ситуация на казахстанско-узбекской границе. Перед пунктом пропуска со стороны Казахстана наблюдается ежедневное скопление от 100 до 300 транспортных средств в сутки, перевозчики простаивают в очередях до 3-х суток.
Для увеличения пропускной способности ведомством разработана концепция "Эталонного пункта пропуска".
Согласно данной концепции планируется обустроить казахстанские пункты пропуска обязательным физическим разделением потоков движения. Будут установлены единые сквозные автоматизированные коридоры техконтроля для безостановочного движения транспортных средств.
Рамочное соглашение подписано в июне 2018 года в рамках визита главы государства в Пекин.
В рамках займа КНР планируется провести модернизацию и техническое дооснащение 9 автомобильных и одного железнодорожного пунктов пропуска. Реализацию проекта планируется начать в конце этого года и завершить в 2022 году.
Функции ряда госорганов в Байконуре
На пленарном заседании Сената депутаты приняли закон "О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о статусе города Байконыр, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года".
Протокол подписан в конце декабря 2016 года в Санкт-Петербурге.
Документ предусматривает включение в перечень госорганов Республики Казахстан, функционирующих в городе Байконыр, дополнительно подразделения 10 госорганов.
Это подразделения комитета казначейства, отдел занятости и соцпрограмм, подразделения пограничной службы и другие.
Протоколом внесены изменения в перечень госорганов, функционирующих на территории города Байконыр на период аренды комплекса "Байконур". Так, из перечня исключен Государственный следственный комитет.
При этом перечень дополнен такими органами, как подразделение уполномоченного органа РК в области охраны окружающей среды, подразделение Министерства юстиции РК, представитель уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель местного исполнительного органа Кызылординской области, подразделение КНБ РК, подразделение Пограничной службы РК, Администратора судов по Кызылординской области Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК, подразделение казначейства Минфина РК, Комитета по статистике МНЭ РК, Байконырский филиал Кармакшинского районного отдела занятости и социальных программ.
Изменения в сфере транспорта
Депутаты Сената Парламента одобрили проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта".
Законопроект направлен на автоматизацию транспортного контроля на дорогах, повышение качества перевозок пассажиров и багажа, совершенствование порядка проведения расследований на железнодорожном и морском транспорте, повышение эксплуатационной безопасности транспортных средств, улучшение эффективности государственного регулирования гражданской авиации, создание бюджетной авиакомпании и национального грузового авиаперевозчика, а также развитие приоритетных международных авиамаршрутов.
В сфере автомобильного транспорта предлагается изменить порядок контроля на дорогах путем определения конкретного перечня оснований проверок транспортных средств. Это позволит без остановки транспортного средства проверить наличие разрешительных документов, отказаться от практики повсеместной остановки транспортных средств органами транспортного контроля.
Также предлагается урегулировать деятельность онлайн-сервисов, обрабатывающие заказы клиентов на перевозку пассажиров такси.Что позволит вывести из тени нелегальных извозчиков, постоянно пользующихся мобильными приложениями.
Для исключения фактов выдачи фиктивных диагностических карт о прохождении техосмотра предлагается ввести компетенцию уполномоченного органа в области транспорта по утверждению требований к специализированным программам технического осмотра.
Для обеспечения сохранности автомобильных дорог предлагается ввести запрет на проезд крупногабаритных и тяжеловесных автотранспортных средств с грузом, имеющих превышение по габаритным и осевым нагрузкам, за исключением случаев перевозки неделимых и жидких грузов.
Законопроект также предусматривает поправки, направленные на создание возможности для запуска бюджетной авиакомпании (лоукостера) путем наделения перевозчиков возможностью самостоятельно определять вес и габариты ручной клади и багажа.
Сокращение численности полицейских
МВД РК разработало проект постановления правительства по сокращению штата сотрудников ведомства.
Предлагается сократить штат МВД на 10 592 человек. Из них сотрудники полиции - на 8 983 человек, уголовно-исполнительной системы - на 1 609 человек (сокращение органов гражданской защиты и Национальной гвардии не предполагается). В общей сложности предполагается сокращение на 10,1% от общего штата.
В сравнительной таблице, прилагаемой к проекту, указано, что сейчас лимит штатной численности министерства внутренних дел, с учетом его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений, составляет 159 371 сотрудников. После принятия и реализации проекта он будет урезан до 148 779.
Лимит штатной численности Департамента полиции Нур-Султана составляет 2 914 сотрудников, после нововведения он сократится до 2 693. Лимит ДП Алматы - 4 560 человек, в случае принятия проекта он составит 4 136.
Высвободившиеся финансовые средства будут направлены на повышение с 1 июля 2019 года должностных окладов аттестованным сотрудникам полиции и УИС.
Публичное обсуждение проекта продлится до 24 апреля 2019 года.
Адресная соцпомощь
Приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 5 апреля 2019 года внесены изменения в Правила назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи.
Так, государственная адресная социальная помощь предоставляется лицу или семье со среднедушевым доходом, не превышающим черту бедности, установленную в областях, городах республиканского значения, столице в виде безусловной или обусловленной денежной помощи.
Лицо или семья, претендующие на получение адресной социальной помощи, для получения информации о порядке назначения адресной социальной помощи обращается в Центр по месту жительства, а в случае отсутствия Центра по месту жительства - к акиму поселка, села, сельского округа.
В случае отсутствия у заявителя постоянной либо временной регистрации, Центр либо аким в целях назначения адресной социальной помощи содействует временной регистрации заявителя в Центре социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства.
В процессе обращения лица или семьи с ним проводится консультирование, в ходе которого ему предоставляется информация:
- об условиях получения безусловной и обусловленной денежной помощи;
- об условиях участия в активных мерах содействия занятости и (или) в программах социальной адаптации;
- о необходимости заключения социального контракта, обязательствах сторон, участвующих в социальном контракте, и условиях расторжения социального контракта;
- об условиях уменьшения размеров и (или) приостановления адресной социальной помощи;
- о перечне сведений, запрашиваемых из соответствующих информационных систем государственных органов и организаций;
- о праве представления документов, подтверждающих сведения, указанных в пункте 7 настоящих Правил, по собственной инициативе;
Также производится предварительный расчет среднедушевого дохода лица или семьи и размера адресной социальной помощи.
Консультирование в Центрах проводится консультантами, в случае обращения лица к акиму - ассистентами.
По результатам консультирования лицо или семья от себя лично или от имени семьи обращается с заявлением на назначение адресной социальной помощи.
При этом заявителю необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности (паспорт) гражданина РК, вид на жительство иностранца, постоянно проживающего в Казахстане, удостоверение лица без гражданства, удостоверение беженца), а для оралманов - удостоверение оралмана - для идентификации.
Дополнительно к заявлению от трудоспособных членов семьи, вовлекаемых в активные меры содействия занятости, прилагается заявление на регистрацию в качестве лица, ищущего работу.
От имени лица недостигшего 16-летнего возраста также предоставляется письменное заявление в произвольной форме одного из родителей или его законных представителей о согласии на осуществление трудовой деятельности.
Подача заявления и необходимых документов третьими лицами для назначения адресной социальной помощи осуществляется по нотариально удостоверенной доверенности лица, имеющего право на получение адресной социальной помощи.
При приеме заявления в присутствии заявителя Центр или аким самостоятельно формирует запросы в соответствующие информационные системы государственных органов и организаций через шлюз "электронного правительства" для получения следующих сведений:
- удостоверяющие личность заявителя;
- о статусе оралмана;
- о регистрации по постоянному или временному месту жительства на каждого члена семьи;
- о банковских реквизитах в уполномоченной организации по выдаче пособий;
- об установлении инвалидности;
- о регистрации рождения (смерти) ребенка (на всех детей) - по регистрациям, произведенным на территории республики после 13 августа 2007 года;
- об установлении опеки (попечительства);
- об усыновлении (удочерении);
- о регистрации заключении (расторжении) брака, по регистрациям, произведенным на территории Республики Казахстан после 1 июня 2008 года;
- о факте обучения в учебном заведении - если иждивенцы в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет являются обучающимися очной формы обучения;
- о доходах (заработная плата, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности);
- о статусе индивидуального предпринимателя;
- о наличии у заявителя и членов его семьи факта назначения, выплаты или подачи заявления на назначение адресной социальной помощи;
- о наличии личного подсобного хозяйства;
- о трудовой деятельности (при наличии), для трудоспособных членов семьи, вовлекаемых в активные меры содействия занятости;
- об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки (при наличии), для трудоспособных членов семьи, вовлекаемых в активные меры содействия занятости;
- об алиментах либо о наличии задолженности;
- о нахождении в местах лишения свободы или принудительного лечения членов семьи заявителя.
Приказ вводится в действие с 1 апреля 2019 года.
Семейные суды
Пилотный проект в крупных городах и нескольких регионах страны запустил Верховный суд.
Проект призван примирять конфликтующие стороны. Как показала практика, чаще всего люди приходят, чтобы развестись и взыскать алименты. И если раньше иски принимали без разбору, то теперь судьи могут потребовать объяснений у заявителей.
С прошлого года только в один столичный суд поступило свыше тысячи семейных дел. Более пятисот заявлений поданы на расторжение брака. Из них почти в 150 случаях судьи, психологи и медиаторы сумели помирить супругов. Выяснилось, что заявители пошли в суд, сами того не желая.
В будущем планируется внедрить такие проекты и в РАГСах. Чтобы при заключении брака с молодыми беседовали психологи и медиаторы. Технология примирения начнет применяться уже в этом году.
Новое имя у столичного ж/д вокзала
У железнодорожного вокзала столицы теперь новое название - "Nur-Sultan".
Соответствующее постановление Правительства РК было опубликовано на сайте МИИР РК 2 апреля.
- Переименовать железнодорожный вокзал "Астана" в "Железнодорожный вокзал Нур-Султан". Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования, - говорится в документе.
Парфюмерно-косметическая продукция
Приказом министра здравоохранения РК от 18 марта 2019 года утверждены Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к производству, реализации и хранению парфюмерно-косметической продукци".
Продукция, сырье, материалы, реактивы должны храниться в специальных помещениях, изолированных от основного производства, с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность в течение регламентированных сроков хранения и предотвращающих смешивание и загрязнение.
Забракованные партии сырья, материалов и реактивов маркируются и хранятся отдельно для предотвращения их случайного попадания в производственный процесс.
Складские помещения должны иметь мощности, соответствующие номенклатуре выпускаемой продукции, вспомогательных материалов и сырья. Размеры, конструкции и расположение предусматривают рациональное размещение продукции, проведение уборки и других необходимых технических операций.
Готовая продукция хранится на стеллажах или поддонах.
На складе предусматривается отдельное помещение (зоны) для хранения токсичных и легковоспламеняющихся веществ.
Реализация данной продукции осуществляется при наличии условий, заявленных производителем и документов оценки соответствия реализуемой продукции (декларация о соответствии или свидетельство о государственной регистрации).
При хранении и транспортировке парфюмерно-косметической продукци в складах и точках реализации соблюдаются условия, обеспечивающие качество и безопасность.
При этом хранение и реализация осуществляется отдельно от пищевых продуктов, строительных и отделочных материалов, автозапчастей, горюче-смазочных материалов.
Парфюмерно-косметическая продукция реализуется при наличии потребительской тары, обеспечивающей сохранность свойств готовой продукции в течение установленных сроков годности.
Не допускается к реализации продукция с просроченными сроками годности, с дефектами потребительской тары и нарушениями условий хранения.
Подготовила Лариса Черненко