Низкий уровень образования в вузах, маленькие зарплаты профессоров и докторов PhD, отсутствие подготовки абитуриентов – сенатор Мурат Бактиярулы обратил внимание нового министра образования и науки на проблемы высшего образования Казахстана в ходе заседания верхней палаты парламента, передает корреспондент Zakon.kz.
Свою речь он начал с приведения статистических данных. По его словам, в 1991 году в Казахстане на 17 млн населения было 55 вузов. Сейчас в стране функционирует 128 вузов, из них 72 - частные. Тогда как в странах Европы и Юго-Восточной Азии на 320 тыс. человек приходится один вуз, в Казахстане один вуз приходится на 141 тыс. человек.
- Однако, даже если мы по количеству вышли на первое место, то качество знаний оставляет желать лучшего. Что является причиной? Первое. Не секрет, что большинство частных вузов не могут дать качественного образования и являются средством для сбора денег, лица с низким уровнем знаний без подготовки платят за свое обучение в любом понравившемся вузе. С прошлого года 1000 абитуриентов, набравших на ЕНТ менее 50 баллов, в течение года по три раза сдают тест и продолжают обучение. Они 11 лет плохо учились в школе, какой из них получится инженер, учитель или врач? Многие вузы сейчас ориентированы не на качественное образование, а на выдачу дипломов, - сказал Бактиярулы.
Помимо этого, он отметил, что в высших учебных заведениях готовят кадры без учета спроса регионов, не учитывая результаты исследований центра развития трудовых ресурсов.
По его словам, сейчас на рынке требуется всего 30% специалистов с высшим образованием. А 70% специалистов - выпускники колледжей.
- Согласно данным миграционного комитета, за последние семь лет в страну из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана прибыли 6 млн трудовых мигрантов и заполнили вакансии в сфере строительства, сельского хозяйства, бытового обслуживания. 1 млн выпускников отечественных вузов не работают по получаемой специальности. Мы ежегодно за счет средств государства и родителей готовим десятки тысяч ненужных для рынка специалистов, чем пополняем ряды безработных, - добавил сенатор.
По проекту "Серпын" 40% выпускников вузов не смогли трудоустроиться. В 2018 году на вузы в Казахстане выделено 0,35% от ВВП, а в странах ОЭСР этот показатель составляет 1,6%.
Он также сообщил, что в национальных вузах республики на одного студента, который обучается за счет грантов, в год выделяется 636 800 тенге, а в других вузах - 443 тыс. тенге, а для студентов филиала МГУ выделяется 1 690 тыс. тенге.
- Зарплата преподавателей: доктор наук, профессор получает 130-150 тыс. тг., кандидат наук, доктор PhD получают 80-100 тыс. тенге. Разве мы можем требовать качественное образование от преподавателей с таким доходом? В наших вузах по сравнению с развитыми странами количество ученных в три раза меньше, материально-техническая база не соответствует требованиям, образовательные программы предполагают максимальное зазубривание, связь с работодателями отсутствует, либо она очень слабая, преемственность школа-колледж-вуз – вообще отсутствует. Поэтому выпускники школ уезжают в зарубежные вузы за качественным образованием, - сказал Бактиярулы.
Он предложил, соблюдая принцип доступности высшего образования, по стране усилить требования к вузам, оптимизировать учебные заведения путем подготовки кадров, исходя из потребности регионов.
По его словам, в настоящее время 82 вуза имеют статус университета. Он предлагает все вузы, кроме университетов, которые занимаются фундаментальными научными изысканиями, нужно спустить до статуса института или академии профильного назначения.
- Вместе с тем в КазГУ им. аль-Фараби или университете им. Гумилева порядка 40 тыс. бакалавров получают образование, а эти два учебных учреждения по подготовке магистров и подготовке докторов PhD, занимающиеся фундаментальными научно-исследовательскими работами, а бакалавров должны готовить в основном региональные вузы. В докторантуре на платной основе по стране обучаются порядка 1000 наших граждан, большинство из них чиновники и представители бизнеса. За деньги мы не можем взрастить настоящих ученных, если это будет продолжаться, мы все завтра останемся ни с чем, - заключил он.
Татьяна Ковалева, Нур-Султан