Как известно, в большинстве своем террористы и экстремисты – это молодые люди до 30 лет. В какой момент в них закладывается неправильное понимание религии, и они начинают ступать на опасную тропу? Мнение экспертов по этому поводу читайте в материале Zakon.kz.
По данным исследования Представительства Международной тюремной реформы (PenalReformInternational в Центральной Азии, «начало истории детей, вовлеченных в насильственный экстремизм – это раннее лишение родительской заботы и внимания, а также травматичная юность, проведенная в лишениях и сопровождавшаяся многочисленными унижениями и утратами (дома, близких, имущества, социального и материального статуса и т.д.). Отсутствие эмоциональных связей в детстве в последующем обычно компенсируется в их идеологическом или религиозном варианте, в частности, в фанатической преданности тем или иным лидерам или идеям и религиозно-утопическим мечтам о совершенном мире».
Другая крайность в воспитании ребенка, которая может способствовать деструктивному выбору во взрослом возрасте - предупредительный стиль семейного воспитания, который формирует инфантильный тип личности, когда родные из страха за ребенка ставят ему запрет на любые действия, связанные хоть с малейшим риском. По мнению специалистов-исследователей, такие дети никогда не станут самостоятельными в быту. Поэтому им очень близки идеи «быстрого рая», для достижения которого не нужно ничего делать, просто выйти на поле боя с автоматом.
Кроме инфантильного среди рядовых последователей встречаются интровертивный, тревожный и конформный социально-психологические типы личности. Учитывая, что предпосылки радикализации мы можем увидеть еще в раннем детстве, наиболее эффективным средством реагирования будет являться профилактика в раннем возрасте, считают эксперты.
Одной из важной частью такой профилактики является религиозное образование, ведь грамотное использование религии является самым эффективным методом профилактики экстремизма и терроризма. Особенно этот вопрос актуален сегодня, когда на религиозной почве совершаются противозаконные действия, появляются деструктивные радикальные течения, когда радикалы, прикрываясь исламом, организовывают теракты и так далее.
В связи с этим в Казахстане была принята Концепция развития религиозного образования, предусматривающая изучение основ истории и культуры традиционного ислама в нашем поликонфессиональном и многонациональном обществе, а также формирование единого четкого исламского учебного комплекса в нашей стране. То есть молодые люди смогут удовлетворять свои духовные потребности и в то же время у них будет вырабатываться иммунитет против идеологии и действий деструктивных течений. Как сказал Первый Президент – Елбасы, «мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны».
С другой стороны, четко налаженная система религиозного образования позволит казахстанцам получать знания у себя на Родине, а не выезжать для этого за рубеж и попадать под влияние каких-то сомнительных учебных заведений.
В связи с принятием Концепции развития религиозного образования в Казахстане медресе были переименованы в колледжи, при мечетях начали действовать курсы религиозной грамотности, центры подготовки чтецов Корана, где готовят специалистов с начальным теологическим образованием.
Реализация Концепции религиозного образования рассчитана до 2020 года, ее исполнение разделено на два этапа – с 2016 по 2018 и с 2019 по 2020 год. На первом этапе внедрена новая национальная модель религиозного образования, сформирована необходимая законодательная база, созданы бесплатные центры по обучению религиозной грамотности, при мечетях,как мы уже сказали, появились центры религиозного просвещения.
Сейчас уже идет полная реализация Концепции, которая в первую очередь выражается в создании соответствующей материально-технической базы религиозных учебных заведений, где будут готовить качественный состав отечественных религиозных кадров. Если раньше в нашем обществе все чаще задавались вопросом, а смогут ли государство и ДУМК обеспечить всех желающих качественным религиозным образованием, то сегодня в этом нет сомнений.
К слову, ДУМК в свое время инициировало предложение законодательно ограничить выезд казахстанской молодежи для получения зарубежного теологического образования, чтобы оградить молодежь от влияния радикальных течений. Но это не означает, что теперь казахстанцы вообще не могут учиться в зарубежных религиозных вузах. Нет. Они могут учиться, но лишь после того, как получат у себя на Родине базовое высшее духовное образование. Затем они могут продолжить обучение в магистратуре или докторантуре тех зарубежных вузов, с которыми имеются соответствующие договоренности.
По словам доктора теологических наук Алау Адильбаева, ДУМК подписало соглашения с всемирно известным Египетским университетом «Аль-Азхар», Турецким институтом «Хасеки», Ташкентским исламским университетом (Узбекистан), а также с теологическими учебными заведениями России. «При наличии рекомендаций ДУМК казахстанцы могут поступить в любой из этих вузов. Данные соглашения открывают широкие возможности перед нашими преподавателями, которые смогут проходить там стажировки, повышать квалификацию, обмениваться знаниями», говорит Алау Адильбаев.
«Система религиозного и религиоведческого образования в Казахстане стремительно развивается в соответствии с международными стандартами», - считает доктор философских наук Айдар Абуов. Его слова подтверждает тот факт, что на сегодня в нашей стране действует порядка 15 религиозных учебных заведений, несколько сотен начальных курсов при мечетях и воскресных школах, десятки медресе-колледжей, в которых тысячи и тысячи детей получают религиозное образование. Это дает надежду, что все меньше казахстанских детей будут попадать под влияние деструктивной радикальной идеологии и пополнять ряды террористических организаций.