Как "рождается" новая услуга на eGov

Без участия государственных органов не протекает ни один процесс.

Оказание услуг в электронном виде становится все более популярным: простота процедуры, экономия времени и получение необходимой услуги, возможно не выходя из дома через Интернет в любое время. Все это направлено на экономию времени услугополучателей, также удобство, исключение необходимости ожидания в очереди и сокращение времени на сбор документов. О том, как происходит процесс создания новой услуги на портале eGov, журналисту Zakon.kz рассказали в пресс-службе АО "Национальные информационные технологии".

Как перевести услугу в электронный вариант?

- Автоматизация услуги проходит два предварительных этапа.

Первым этапом является согласование и разработка технических документов, второй этап – техническая реализация. Между этапами, обязательным является тест и проверка.

Кто способен перевести услугу в электронный формат?

- Автоматизация услуги очень серьезный и долгий процесс. При запуске государственной услуги в электронном варианте основным инициатором выступает НАО ГК "Правительство для граждан" или сам государственный орган – владелец услуги. Инициатор принимает решение об автоматизации услуги на основе обращений и заявок, поступающих от непосредственных пользователей – граждан страны.

Расскажите подробнее. Какой порядок необходимо соблюдать?

- Поступившая для автоматизации заявка вносится на рассмотрение на МВК (межведомственная комиссия) по результатам которой, разрабатывается Дорожная карта, в которой полностью описываются процессы утверждения НПА, техническая реализация, проведение интеграции с информационной системой государственных органов, организационные мероприятия. МВК проводит согласование с задействованными госорганами по результатам которого утверждает автоматизацию услуги или направляет процессы на доработку.

Куда направляется утвержденная услуга, которые "прошли огонь"?

- Все утвержденные дорожные карты услуг госорганами поступают на реализацию в МЦРОАП РК, как владельцу порталов "электронного правительства" (egov.kz, elisence.kz). В свою очередь МЦРОАП РК инициирует поручение нам, АО "Национальные информационные технологии".

На наш взгляд второй этап гораздо интереснее, так как начинается сам процесс разработки и запуска услуги.

Стоит полагать , здесь начинается "вода"?

Без участия государственных органов не протекает ни один процесс, поэтому госорганы совместно с МЦРОАП РК направляют в АО "НИТ" так называемый СТПО (спецификация требований к программному обеспечению) вместе с бизнес процессом услуги.

Методами разработки новой услуги выступают форматы XSD и WSDL, которые также определяются и прописываются самими владельцами услуги.

Что придаст официальный ворот идее автоматизации услуги?

- Особенность СТПО в том, что она обязательна должна иметь лист согласования задействованных госорганов и всех заинтересованных сторон, что придает ему официальной значимости.

Этап реализации Demo системы протекает через тернистый пусть бесконечных тестов и пробных версий, по результатам которого составляется Протокол Demo который содержит в себе все замечания и преимущества данной версии.

Аналитики АО "НИТ" в рабочем порядке отрабатывают требования внося свои изменения и дополнения, после получают согласование услугодателя спецификации разрабатываемой услуги. После согласования разработчики реализуют услугу в тестовой среде, в процессе которой специалистами составляется протокол пройденного теста.

Этап "медных труб"?

- Далее аналитиками АО НИТ проводится тестирование. В случае если тестирование прошло неуспешно, результаты передаются разработчикам, которые устраняют возникшие ошибки. После того, как все шаги успешно пройдены и проведена демонстрация услуги государственному органу, услуга запускается в "боевой режим" на портале "электронного правительства" вместе с паспортом услуги.

Согласно утвержденному СТПО, разработчики реализовывают услугу и утверждают Акт ввода в эксплуатацию.

А стандарт. Кто создает стандарт данной услуги?

При отсутствии стандарта услуги, госорган – владелец услуги, разрабатывает и утверждает стандарт, правила оказания услуги, спецификация требований к программному обеспечению. АО "НИТ" принимая все документы, разработанные государственным органом размещает ссылку на электронный стандарт в паспорте автоматизированной услуги. Услуга запущена!

Следите за новостями zakon.kz в: