К сносу домов, расположенных на пути БАКАД уже приступили. Правда, с двумя собственниками продолжаются судебные тяжбы. По предварительным оценкам, строительство дороги обойдется в 187 миллиардов тенге, передает Zakon.kz со ссылкой на телеканал "Алматы".
Первыми под снос пошли около ста домов в Карасайском, Илийском и Талгарском районах, то есть это те участки, где проложат БАКАД. Все земли и имущество государством выкуплены. На это ушло около 8 миллиардов тенге и 12 лет.
Далее тяжелая техника доберется и до зеленого фонда. Из-за строительства БАКАД вырубят 20 тысяч деревьев. Правда, будет и соответствующая компенсация: вдоль кольцевой дороги высадят 60 тысяч зеленых насаждений. После сноса и спила деревьев мусор вывезут на специальный полигон.
Параллельно со строителями эту территорию осваивают археологи. На месте будущей кольцевой дороги располагаются около трехсот курганов. До начала строительства необходимо провести раскопки и изучить исторические объекты.
- Многие курганы, к сожалению, разграбили. Но если повезет, и мы найдем что-нибудь ценное, то непременно отвезем в институт - там за дело возьмутся ученые-антропологи. Если же нам так и не удастся найти исторические ценности, то курганы засыплем, и уступим место строителям. Здесь все согласно закону, - сказал главный научный сотрудник ТОО "Казархеология" Аскар Абильдин.
Масштабный проект - БАКАД - объединил четыре компании. Они выступают консорциумом. И строят дорогу в рамках ГЧП. Все расходы оплатят инвесторы, а это 187 миллиардов тенге. Вернуть эти деньги планируется за счет управления дорогой.
- У нас там две части получается. Это стройка, а потом управление дорогой. У нас по контракту 50 месяцев стройка, а после этого 15 лет 10 месяцев мы будем управлять этой дорогой. Это платная дорога, получается. Если кто-то хочет использовать у нас есть другие примеры в Казахстане, - говорит руководитель проекта БАКАД Гюнай Гокалп.
Определены уже и примерные тарифы - 200 тенге для легковых авто, и 290 - для грузовых. На въезде и выезде установят шлагбаумы и терминалы. Протяженность дороги - 66 километров, а пропускная способность около 38 тысяч машин в сутки.
- В основном, это шестиполосные дороги, за исключением до 10 километров в начале трассы – там четырехполосное движение. Покрытие основное - это цементно-бетонное покрытие. На мостах, конечно, будет асфальтобетонное покрытие. Будет строится более 20 мостов, транспортных развязок, эстакад. Будет строится около 300 искусственных сооружений, водопропускные трубы. Такой вот очень капиталоемкий проект, - отметил заместитель председателя комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Сатжан Аблалиев.
Капиталоемкий, но архиважный. Ведь дорога призвана поддержать окружающую среду.
- Вместе с тем, и местный транспорт, который в пределах районов Алматинской области, например, с Карасайского района, чтобы попасть в Талгарский район или Илийский район, они все проезжают через город Алматы. Строительство БАКАД на максимум решит многие эти проблемы. Мы ожидаем что от 70-ти до 80-ти процентов транзитного транспорта будет объезжать город через БАКАД, - добавил Сатжан Аблалиев.
Строительство БАКАД завершится в конце 2021 года, а в 2022-м по этой дороге проедут первые автомобили.