Выступление
Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК на отчетной
встрече с населением
(г. Нур-Султан, 26 июня 2019 года)
Бүгін Қаржы министрлігінің 2018 жылы жүргізген жұмыстарының нәтижелері мен жоспарлары туралы халық алдында есеп береміз.
Бұл кездесуге видеоконференция байланысы арқылы Қазақстанның барлық аумақтары қосылды.
Теледидарда тікелей эфир ұйымдастырылып отыр.
Жалпы біздің мақсатымыз - еліміздің тұрақты дамуын және азаматтардың әл-ауқатын арттыру.
Министрлік жұмысының негізгі бағыттары айқындалған.
Олар - бюджетке түсімдерді толығымен жинақтау, қаражаттың тиімді игеріліуін бақылау, барлық әлеуметтік міндеттерді орындау және экономиканың өсуіне үлес қосу.
*****
Ежегодно проходят подобные встречи в формате открытого диалога, где обсуждается большой круг вопросов, волнующих население.
Каждый гражданин может внести свои предложения по улучшению экономического развития страны.
На данном этапе взаимодействие государства с гражданским обществом дает свои положительные результаты.
13 мая текущего года Министерство финансов доложилось о своей деятельности перед Общественным советом.
Сегодня мы представляем отчет Министерства за 2018 год и 5 месяцев текущего года.
Деятельность Министерства полностью соответствует приоритетам, обозначенным в Посланиях Президента, Плане Нации «100 конкретных шагов» и стратегических документах страны.
Их выполнение направлено на решение широкого спектра социально-экономических задач.
Основными стратегическими направлениями работы Министерства являются:
1) содействие устойчивости финансовой системы;
2) совершенствование налогового и таможенного администрирования;
3) совершенствование процессов планирования и исполнения бюджета;
4) эффективная реализация процесса приватизации.
Исполнение доходов бюджета за 2018 год
По итогам 2018 года рост экономики страны составил 4,1%, уровень инфляции - 5,3%.
За истекший год по всем уровням бюджета планы по доходам перевыполнены.
Государственный бюджет - на 102,5%, республиканский бюджет - 102,3% и местные бюджеты - на 103%.
Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов) составили 8,2 трлн. тенге, что на 194 млрд. тенге больше плана.
При этом в республиканский бюджет поступило 5,8 трлн. тенге, что на 130,3 млрд. тенге больше плана и на 836 млрд. тенге больше, чем в 2017 году.
Исполнение доходов бюджета за 5 месяцев 2019 года
За 5 месяцев рост доходов в государственный бюджет составил 105,4%, в республиканский бюджет - 102,7% и в местные бюджеты - 113,4%.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, доходы государственного бюджета выросли на 510 млрд. тенге, республиканского бюджета - на 450 млрд. тенге и местного бюджета - на 60 млрд. тенге.
Национальный фонд
На конец 2018 года объем средств Национального фонда РК достиг 26,1 трлн. тенге, или 61,6 млрд. долл. США.
За прошедший год в Нацфонд поступило 5,8 трлн. тенге, из которых 3,2 трлн. тенге за счет поступлений прямых налогов от организаций нефтяного сектора, 2,5 трлн. тенге за счет инвестиционного дохода, 21,6 млрд. тенге за счет других поступлений.
Расходы бюджета
За 2018 год расходы республиканского и местного бюджетов исполнены на 99,8% и 99,7% соответственно.
Это достигнуто за счет эффективного бюджетного планирования и его исполнения. При этом порядка 50% бюджета было направлено на социальную сферу.
Поступления от МСБ и несырьевого сектора
Благоприятные условия для ведения бизнеса повлияли на увеличение в 2018 году количества действующих налогоплательщиков: юридических лиц на 42 тысячи (с 367,2 тыс. в 2017 году до 409,1 тыс. в 2018 году), индивидуальных предпринимателей - на 43 тысячи (с 1140,4 тыс. до 1183,4 тыс.).
При этом налоговые поступления от субъектов малого и среднего бизнеса составили 3 трлн. 384 млрд. тенге с ростом по сравнению с 2017 годом на 25%.
На 16% выросли налоговые поступления и от несырьевого сектора, достигнув 5 трлн. 820 млрд. тенге.
Особо хотелось бы отметить, что наблюдается рост почти на 12 тысяч количества налоговых агентов (все юр. лица и ИП), выплачивающих зарплату своим работникам и перечисляющих индивидуальный подоходный налог.
Бюджет кірістерінің өсуі
Салық түсімдерінің Жалпы ішкі өнімдегі үлесі 18,6% болды. Бұл алдыңғы жылмен (16,8%) салыстырғанда 1,8 пайыздық пунктке артық.
2025 жылға дейінгі мақсатымыз - салықтың Жалпы ішкі өнімге үлесін 25 пайызға дейін жеткізу.
Біз бұл көрсеткішке көлеңкелі экономиканы қысқарту арқылы қол жеткіземіз.
Налоговое администрирование
Одной из основных задач в данном направлении является создание национальной системы прослеживаемости товаров.
Цель - защита от контрафактной продукции и сокращение объема теневого оборота.
Основой документальной прослеживаемости является ИС «Электронные счета-фактуры» (ИС ЭСФ).
На сегодняшний день в ИС ЭСФ зарегистрировано более 330 тыс. пользователей (ЮЛ - 206,7 тыс., ИП - 137,5 тыс.), в том числе все плательщики НДС, которыми уже выписано свыше 238 млн. ЭСФ.
С 1 апреля 2018 года в эксплуатацию внедрен модуль ЭСФ «Виртуальный склад», который позволяет в автоматическом режиме отслеживать процесс движения товара.
В части физической прослеживаемости ведутся работы по маркировке товаров. Пилотный проект по меховым изделиям привел к росту налогов в 1,4 раза. Сейчас проводится пилот по табачным изделиям.
Сегодня мы уже видим положительный эффект от цифровизации в виде сокращения налоговых проверок на 9% и увеличения поступлений в доходную часть бюджета почти на 20%.
Кроме того, с 1 января текущего года начата работа по налоговой амнистии для МСБ.
Порядка 90 тысяч налогоплательщиков подлежат амнистии. Из них амнистией уже воспользовались 42%.
В случае уплаты основного долга в размере 210 млрд. тенге, у вышеуказанных налогоплательщиков будут списаны пени на сумму 123 млрд. тенге и штрафы на сумму 7,3 млрд. тенге.
Системы управления рисками
В рамках совершенствования Системы управления рисками внедрено категорирование налогоплательщиков по уровням риска: высокая, средняя и низкая.
Для налогоплательщиков с низкой степенью риска (порядка 520 тыс.) будет предоставлена возможность продления сроков предоставления отчетности и освобождения от принудительных мер взыскания.
К налогоплательщикам со средней степенью риска (более 1 млн.) применяются стандартные меры администрирования.
Налогоплательщики с высокой степенью риска (140 тыс.) не вправе пользоваться возможностями по продлению сроков или приостановлению предоставление отчетности, электронной постановки на учет по НДС, а также не смогут прекратить деятельность в упрощенном порядке.
Негізгі заңнамалық мәселелердің бірі реабилитация және банкроттық туралы заңдарға өзгерістер енгізу.
Осыған қатысты тиісті заң жобасы әзірленіп, Парламент Мәжілісіне енгізілді.
Сондай-ақ, жеке тұлғаларға салық амнистиясын жүргізуге қатысты заң жобасы Парламент Сенатында қаралуда.
*****
В рамках повышения прозрачности администрирования НДС проработан новый метод с использованием Контрольного счета НДС посредством технологии блокчейн.
Внедрение системы осуществляется на добровольной основе с 1 января 2019 года и уже открыто 43 контрольных счета НДС.
По 3 пилотным налогоплательщикам проведен возврат НДС из бюджета в общей сумме 48 млн. тенге в течение 15 дней вместо 55.
Целью проекта является сокращение времени возврата НДС до 1-го дня.
Одной из ключевых мер по борьбе с теневой экономикой является применение контрольно-кассовых машин (ККМ) с передачей данных в онлайн режиме.
С 2020 года все предприниматели должны пользоваться онлайн-ККМ (на сегодняшний день подключено более 300 тыс. онлайн-ККМ).
Министерство планирует внести изменения в законодательство в части усиления общественного контроля по налоговым правонарушениям, наделения нотариусов функцией по контролю уплаты налогов при оформлении сделок с недвижимостью, а также ужесточения ответственности за правонарушения налогового законодательства.
Будет завершен пилот по маркировке табачной продукции и расширена маркировка на алкогольную продукцию, обувь и лекарственные средства.
Маркировке будут подлежать только те товары, у которых вероятнее всего риски теневого оборота и причинения вреда здоровью населения.
Также важной задачей является внедрение электронного кошелька налогоплательщика для упрощения механизма оплаты налогов.
Кедендік әкімшілендіру
2018 жылы кедендік баждар мен салықтардың түсімі 2017 жылмен салыстырғанда 17%-ға өсіп, 2 трлн. теңгеден асты.
Ал ағымдағы жылдың 5 айында ол өткен жылдың осы кезеңімен салыстырғанда 21%-ға артқан.
Высокий рост таможенных пошлин и налогов (ТПиН) обусловлен упрощением таможенного администрирования и максимальной оптимизации таможенных процедур с внедрением ИС «АСТАНА-1».
На сегодняшний день декларации на товары по всем процедурам оформляются в электронном виде, при этом более 70% выпущено автоматически по зеленому коридору.
На сегодняшний день имеющаяся инфраструктура на казахстанском участке внешней границы ЕАЭС не позволяет осуществлять равномерный и ускоренный пропуск возрастающего потока.
Планируется провести работу по реконструкции и техническому дооснащению 10-ти пунктов пропуска по всему периметру внешней границы ЕАЭС.
Все это является важным для развития транзитного потенциала страны, увеличения товарооборота, повышения уровня таможенного администрирования и поступлений в бюджет, минимизации коррупционных рисков.
НДС на импорт
Поступление НДС на импорт из третьих стран в 2018 году выросло по сравнению с 2017 годом на 12,4% и составило 579 млрд. тенге.
Объем импорта из третьих стран составил 19,3 млрд. долл. США, с ростом на 2,3 млрд. долл. США.
Около 30% поступлений товаров, импортируемых из третьих стран, составляют товары китайского происхождения.
При этом расхождения по зеркальной таможенной статистике с КНР в 2018 году составили 5,9 млрд. долл. США, удельный вес расхождений - 53%.
Данная проблема имеет место на протяжении ряда лет.
В этой связи недавно между Комитетом государственных доходов Министерства и Главным Таможенным управлением КНР подписаны соответствующие Протокола.
Одной из приоритетных задач данного двухстороннего сотрудничества является снижение уровня расхождений данных по таможенной статистике.
Мемлекеттік қызметтер
Бүгінгі таңда Министрлік тарапынан мемлекеттік қызметтің 51 түрі көрсетіледі.
Оның 38-і немесе 75%-ы электрондық үкімет және Министрліктің ақпараттық жүйелері арқылы жүзеге асырылады.
Былтыр Министрлік көрсеткен 22,2 млн. қызметтің 94%-ы электрондық түрде болған.
Олар халықтың қажеттілігін қанағаттандыруға және Министрлікке деген сенімін арттыруға бағыттылған.
Совершенствование процессов планирования и исполнения бюджета
Внедряется система государственного планирования (ИСГП), которая позволит исключить бумажный документооборот, сократить сроки формирования бюджета, повысить прозрачность планирования.
Государственные органы уже подключены к данной системе и республиканский бюджет на предстоящий период формируется в ней.
В госзакупках мы полностью перешли на электронный формат.
Это позволило сэкономить бизнесу в 2018 году до 15 млрд. тенге (на расходах связанных с распечаткой договоров, актов, почтовых услугах и команд. затратах).
Министерством также реализуется функционал электронного государственного аудита, который позволит исключить физический контакт аудиторов с представителями государственных учреждений, тем самым снизить коррупционные риски.
Таким образом, Министерство стремится к полной автоматизации сквозного бизнес-процесса от планирования до исполнения бюджета.
Открытые бюджеты
Одним из главных показателей подотчетности и открытости правительства является реализация концепции Открытый бюджет.
Здесь специально 1 раз в 2 года проводится международная оценка по трем направлениям: прозрачность (открытость) бюджета, участие общественности и бюджетный надзор.
Казахстан по итогам 2017 года набрал 53 балла из 100 возможных, среднемировой показатель 42 балла.
Целью внедрения открытого бюджета является предоставление возможности гражданам ознакомиться с бюджетным процессом и принять участие в обсуждении расходов бюджетных средств.
Данный вопрос широко поднимается общественностью.
На мой блог часто поступают вопросы, касающиеся формирования и эффективного расходования бюджета.
Один из таких вопросов: может ли житель поселка участвовать в процессе формирования бюджета данного населенного пункта? Сколько денег заложено и на что намерены потратить?
Для активного вовлечения населения в данный процесс Министерство планирует детализировать публикуемую информацию не в разрезе бюджетных программ и специфик, не понятную для населения, а по наименованиям мероприятий в разрезе социальных сфер (строительство дороги, школ и др. объектов, ремонт зданий и т.д.).
В рамках Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы приватизации подлежат почти 900 объектов республиканской, коммунальной собственности, нацхолдингов и СПК.
На сегодня План выполнен на 90%.
В доход бюджета и в Национальный фонд от управления госимуществом и приватизации поступило 43 млрд. тенге.
Уважаемые участники встречи!
Как Вы видите, перед нами стоят большие задачи как стратегического, так и текущего характера.
Они отражены и в Предвыборной программе Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс».
Их эффективная реализация способствует устойчивому экономическому росту, повышению благополучия граждан и укреплению финансовой системы.
При этом необходимо отметить значимую роль обеспечения обратной связи с населением, которая направлена на развитие транспарентного и подотчетного государства.
В целях улучшения работы Министерства будет учтено мнение каждого гражданина.
Спасибо за внимание!