Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда под председательством председателя коллегии Жукенова А.Т. в кассационном порядке отменила судебные акты нижестоящих судов и прекратила за отсутствием состава уголовного правонарушения производства по трем уголовным делам, передает Zakon.kz.
По делу М.Кұдасбаева и Б.Ералиева
В 2018 году Кұдасбаев и Ералиев были осуждены к 5 годам лишения свободы условно, каждый. Они были признаны виновными в совершении мошенничества, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере.
Коллегия Верховного Суда оправдала осужденных за отсутствием в их действиях состава преступления по следующим основаниям.
Выводы нижестоящего суда о виновности Құдасбаева и Ералиева в совершении преступления являются необоснованными, поскольку основаны лишь на показаниях заинтересованных в исходе дела лиц, в частности на показаниях потерпевшего и его друга, которые противоречат фактическим обстоятельствам дела и вызывают сомнение в своей достоверности.
В то же время, нижестоящим судом без каких-либо мотивов были отвергнуты доводы стороны защиты о том, что деньги Ералиевым и Құдасбаевым были взяты ими в долг для развития бизнеса с условием возврата с процентами. Тогда как эти доводы защиты находят свое определенное подтверждение материалами уголовного дела.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Казахстан, руководствуясь принципом презумпции невиновности и толкуя все имеющиеся сомнения в пользу осужденных, согласилась с позицией стороны защиты о том, что между осужденными и потерпевшим имело место гражданско-правовые отношения.
На основании изложенного коллегией Верховного Суда приговор в отношении Құдасбаева М. и Ералиева Б. отменен, уголовное дело производством прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления.
За Құдасбаевым и Ералиевым признано право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс.
По делу С.Есмағи
В 2018 году Есмағи С. был признан виновным в покушении на неправомерное завладение автомобилем без цели хищения с применением насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего, не доведенного до конца по независящим от него обстоятельствам, и осужден к 5 годам лишения свободы.
Коллегия Верховного Суда судебные акты в отношении Есмағи С. отменила по следующим основаниям.
Материалами данного уголовного дела установлено, что осужденный Есмағи С. и несовершеннолетние А. и Н. проникли в гараж потерпевшего с целью угнать его автомашину и покататься на ней. Они не смогли осуществить свой намерения, поскольку в гараж зашел потерпевший. Тогда Есмағи С. с целью создания возможности несовершеннолетним А. и Н. убежать с места преступления, а также для того, чтобы не быть самим задержанным стал оказывать потерпевшему сопротивление с применением ножа, в результате чего причинил легкий вред его здоровью.
Органы уголовного преследования и нижестоящие суды при даче оценке указанным обстоятельствам дела в нарушение конституционного принципа презумпции невиновности дела допустили обвинительный уклон.
В частности, осужденный Есмағи С. показывает, что у них действительно были намерения тайно угнать машину и покататься, однако у него не было цели продолжить свой умысел на угон автомашины с применением насилия. Нож он применил лишь с целью избежать задержания.
Эти доводы осужденного стороной обвинения не опровергнуты. Потерпевший, соглашаясь с показаниями осужденного, помирился с ним.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда, руководствуясь принципом презумпции невиновности и толкуя все имеющиеся сомнения по делу в пользу осужденного, признала, что применение осужденным Есмағи С. ножа и причинение им легкого вреда здоровью потерпевшего были осуществлены не с целью доведения им умысла на угон автомашины до конца, а с целью избежать задержания за содеянное.
При таких обстоятельствах действия Есмағи С. содержат лишь признаки покушения на угон автомобиля без применения насилия и причинения в целях избежать задержания легкого вреда здоровью потерпевшего.
Деяние, выразившееся в причинении легкого вреда здоровью, не относится к уголовным правонарушениям. Покушение на угон автомобиля образует состав преступления, предусмотренного ч.3 ст. 24, ч.1 ст.200 УК. Данное деяние относится к преступлению небольшой тяжести.
Согласно ч.4 ст.24 УК уголовная ответственность наступает только за покушение на преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за покушение на террористическое преступление.
В этой связи производство по данному делу прекращено за отсутствием в действиях Есмағи С. состава уголовного правонарушения. Он освобождён из под стражи, немедленно. За ним признано право на реабилитацию и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс.
По делу Алишева
Кайрат Алишев в 2018 году признан виновным и осужден к 6 годам лишения свободы за незаконное приобретение, хранение в целях сбыта и сбыт наркотических средств, в крупном размере, а также незаконное приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта.
Коллегия Верховного Суда судебные акты в отношении Алишева К. изменила по следующим основаниям.
В нарушение принципа презумпции невиновности приговор в части признания Алишева К. в незаконном приобретении, хранении наркотических средств в целях сбыта и в их сбыте основан на недопустимых и недостоверных доказательствах.
Так, оперативные розыскные мероприятия в виде контролируемой закупки наркотических средств, а также процессуальное закрепление фактических данных, добытых при их проведении, были осуществлены с грубыми нарушениями уголовно-процессуального закона.
В этой связи все добытые в ходе оперативных розыскных мероприятий фактические данные коллегией Верховного Суда на основании ст. 112 УПК признаны недопустимыми в качестве доказательств.
На основании изложенного коллегия Верховного Суда судебные акты в части осуждения Алишева К. по ч. 2 ст.297 УК отменила и производство по уголовному делу в этой части прекратила за отсутствием в его действиях состава преступления.
При этом коллегией постановлено считать наказание, назначенное Алишеву К. по ч.2 ст.296 УК отбытым. Алишев К. освобожден из мест лишения свободы немедленно. За ним признано право на реабилитацию и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс.