До сих пор вопросы экологии в республике занимали далеко не первые места. Возможно, в деле спасения природы и человека Казахстан перейдет к конкретным шагам.
Зачем мертвому припарки?
Экологическое движение на территории Казахстана зародилось еще в советское время. Достаточно вспомнить антиядерное движение "Невада-Семипалатинск", основанное писателем Олжасом Сулейменовым в 1989 году. Инициатива оказалась исключительно успешной – вскоре президент Нурсултан Назарбаев закрыл ядерный полигон, начался процесс консервации атомного реактора в Мангистау. Общественность обратила внимание на трагедию Аральского моря. Но на этом громкие экологические преобразования практически закончились, словно бы и власти, и население сочли проблему решенной.
В 90-е и нулевые годы образовалось несколько эко-НПО, достаточно активно занявшихся политикой. На общем фоне выделялся председатель экологического союза ассоциаций и предприятий Казахстана "Табигат" Мэлс Елеусизов, депутат парламента и кандидат в президенты РК. Как считают политологи, основной вклад "Табигата" в "зеленое" движение заключался в протестной риторике и популяризаторских акциях.
В 2003-2005 годах в рамках проекта "Регулирование русла реки Сырдарьи и Северного Аральского моря" (РРССАМ), в основном финансируемого Всемирным банком, Казахстан построил Кокаральскую дамбу с гидротехническим затвором. Дамба отгородила Малый Арал от Большого, что позволило смягчить остроту аральской проблемы в локальном масштабе. Тем не менее, защита естественных богатств все еще находилась на периферии общественного сознания.
Вновь актуализировать вопросы охраны природы попытались, как ни странно, чиновники, выбравшие для выставки ЭКСПО-2017 тему "Энергия будущего". Рассуждая о перспективах в сфере использования возобновляемых источников энергии и их преимуществах, таких как экологическая чистота, низкая стоимость эксплуатации и безвредность для окружающей среды, пришлось вспомнить и о том, что в Казахстане треть земель непригодна для возделывания, более десяти миллионов гектаров выведены из активного оборота.
А к 2030-2050-м годам, согласно прогнозам, страна столкнется с критическим дефицитом водных ресурсов, хотя в некоторых регионах нехватка воды ощущается уже сегодня.
По оценкам Института географии МОН РК, за счет хозяйственной деятельности ресурсы речного стока уменьшились на 23,8 куб. км в год, или на 21%, в том числе трансграничного стока – на 15,9 куб. км, местного стока – на 7,9 куб. км. Наиболее тяжелое положение в Арало-Сырдарьинском водохозяйственном бассейне, где сток уменьшился на 47%.
- В перспективе реально уменьшение ресурсов речного стока в целом по Казахстану к 2020 году до 81,6 куб. км в год, а к 2030 – до 72,4 куб. км. Запасы рек и подземных вод ограничены и зачастую используются нерационально, ледниковые системы по площади ежегодно уменьшаются на 0,8%, а по объему – на 1%, - заявляют эксперты.
Из-за промышленного загрязнения здоровье казахстанцев находится под постоянной угрозой, такие выводы были сделаны в ходе ЭКСПО-2017. "Здоровье людей подвергается опасности в результате промышленного загрязнения окружающей среды. 40 тысяч детей до десяти лет имеют неврологические расстройства из-за воздействия свинца. В городах наблюдается высокий уровень загрязнения воздуха, что провоцирует до шести тысяч преждевременных смертей в год. 97% твердых коммунально-бытовых отходов оказывается на неконтролируемых свалках и в местах захоронения отходов, не отвечающих требованиям санитарных стандартов".
Первый президент РК Нурсултан Назарбаев констатировал: переход к "зеленой" экономике неизбежен. Казахстан не может оставаться в стороне от тех тенденций, которые происходят в мире. "Зеленая" экономика – не прихоть, а насущная потребность для человечества в XXI веке.
Также были объявлены экономические потери из-за неэффективного использования природных ресурсов – это четыре-восемь миллиардов долларов в год. Издержки, понесенные в результате низкой продуктивности земель, составляют от полутора до четырех миллиардов долларов в год. Хроническое экологическое бедствие напрямую влияет на выживаемость и доходы населения аграрных областей – СКО, ЮКО, Туркестанской и Алматинской. Невозможность вести полноценное сельское хозяйство провоцирует внутреннюю миграцию, взрывоопасную обстановку в крупных городах.
"Зеленые" ростки
Безусловно, некоторые шаги предпринимались и раньше. Экологический кодекс РК, напомним, парламент принял еще в 2007 году. С тех пор этот нормативно-правовой акт претерпел множество поправок и, увы, был многократно обруган экологами за неконкретность механизмов исполнения и неэффективность.
В Казахстане был запущен ряд проектов по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ), появились инициативы по утилизации бытовых отходов и сокращению вредных выбросов на производствах. Тем не менее, по мнению независимых экспертов, и государство, и частные компании работают в этом направлении крайне медленно.
Причины достаточно просты, зачастую их не скрывают и официальные лица. Прежде всего, это высокие субсидии на традиционные источники энергии и низкие цены на электроэнергию. Кроме того, на "зеленые" проекты, которые окупаются далеко не сразу, ограничено долгосрочное финансирование: инвестиционные затраты крайне высоки, поскольку все технологии приходится импортировать. Наконец, в Казахстане практически отсутствуют специалисты должного уровня.
Неправительственные экологические организации, которых в РК насчитывается около 400, в основном заняты многолетними и редко успешными дискуссиями с властями и разовыми инициативами, вроде уборки мусора.
Между тем, экологические происшествия в стране происходят регулярно: то в реках гибнет рыба, то выпадает желтый снег, то, как случилось весной 2019 года, мегаполис Алматы окутал ядовитый смог с горящей свалки.
Отмечая серьезность ситуации, в июле этого года президент Касым-Жомарт Токаев заслушал отчет министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума Мирзагалиева о разработке нового Экологического кодекса. Также глава государства подчеркнул, что держит вопросы утилизации бытовых отходов, наведения порядка на полигонах и охраны водного и растительного мира на особом контроле.
Работы непочатый край
В конце 2017 года в Казахстане появилась Ассоциация экологических организаций (АЭОК), председателем президиума которой стала Алия Назарбаева.
На сегодня Ассоциация объединяет около 80 организаций и проводит мероприятия по оздоровлению окружающей среды Нур-Султана. Несколько акций АЭОК провела и в масштабах страны.
В мае нынешнего года в рамках XII Астанинского экономического форума прошла сессия на тему "Создание инновационных экосистем для зеленого роста: наука, образование и технологии", в ходе которой Алия Назарбаева обратила особое внимание на отсутствие подготовленных кадров и низкую общественную грамотность в вопросах охраны природы.
- Мы понимаем, что сегодня образование нуждается в привлечении в школы высококвалифицированных кадров, имеющих не только педагогическое образование, но и подготовку по смежным направлениям. Хотелось бы сделать акцент на роли "экологического" образования и его влияния на обеспечение "зеленого" роста. Опыт показывает, что полученные знания, в том числе и фундаментальные, служат залогом интенсивной индустриализации. Но не стержнем формирования экологической осознанности, - пояснила председатель президиума АЭОК.
По словам Алии Назарбаевой, нужно увеличить количество мест в вузах по специальности "инженер", а также создать рабочие места в отрасли и достойные условия труда. В этом году из 130 тысяч выпускников лишь 546 человек получили дипломы по специальностям, связанным с экологией.
Необходимо ускорить процесс качественных реформ в системе подготовки профессиональных кадров и выработать согласованные действия правительства, работодателей и бирж труда, а также частных спонсоров с акцентом на создание экологически безопасных и достойных условий труда, отметила глава Ассоциации.
Члены АЭОК не скрывают: поле деятельности для экологов в Казахстане огромно. Например, даже при благоприятных условиях к 2030 году доля возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе составит лишь 10% - но, по сравнению с сегодняшними реалиями, это будет гигантским скачком. К тому же 2030 году Казахстан ставит цель утилизировать 40% отходов, в настоящее время данный показатель составляет только 7%.