Министерство здравоохранения РК разъясняет ситуацию по поводу 27 уголовных дел, заведенных Генеральной прокуратурой по фактам недополучения пациентами лекарств и остатков за период 2016-2017 г.г., сообщает Zakon.kz.
Ранее в СМИ появилась информация, что Генпрокуратура обнаружила перерасход средств на 16 миллиардов тенге в Минздраве Казахстана.
В ответе Минздрава особо подчеркнуто, что данные уголовные дела заведены Генеральной прокуратурой РК по итогам инициированных Министерством проверок.
Так, в марте - апреле 2018 года были созданы мониторинговые группы с участием представителей местных исполнительных органов для проведения анализа обеспеченности пациентов бесплатными лекарствами в регионах. По итогам проведенной работы выявлены факты неполучения пациентами выписанных лекарств и неиспользованные остатки лекарств за 2016 - 2017 г.г. в 11 регионах страны на сумму 4,3 млрд тенге. При этом в информационной системе лекарственного обеспечения (ИСЛО) все эти лекарства были списаны пациентам. Данные материалы Министерством были переданы в Генеральную прокуратуру РК.
В целом, Министерством совместно с Генеральной прокуратурой РК в 2018-2019 г.г. проведена значительная совместная работа по совершенствованию процедуры планирования, расходования бюджетных средств и пересмотру действующего законодательства, регламентирующего ценообразование на лекарства. В результате совместной работы также приняты жесткие меры, в том числе возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц региональных управлений здравоохранения и медорганизаций (27 уголовных дел).
Вместе с тем, с целью проведения анализа эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на лекарственное обеспечение, Министерством здравоохранения РК предпринят ряд мер.
Во-первых, организована работа по повышению прозрачности работы всего Министерства, посредством проведения онлайн-заседаний формулярных комиссий, проведения процедур закупа в прямом эфире с участием пациентских организаций, проведения активной разъяснительной работы.
Во-вторых, полностью обновлен руководящий состав ТОО "СК-Фармация".
В-третьих, проведена работа по совершенствованию законодательства, так, например, в целях минимизации коррупционных рисков, были внесены изменения в Правила закупа в части организации электронных закупок на портале Министерства финансов. Данные меры в совокупности с реализацией новых подходов в сфере регистрации цен привели к улучшению конкурентной среды и значительной экономии. Экономия составила более 26,5 млрд тенге при закупе в 2018 году, в 2019 году - 22,1 млрд тенге.
В-четвертых, проведена интеграция ИСЛО и Единой информационной фармацевтической системы ТОО "СК-Фармации", что позволило охватить 100% выпиской электронных рецептов на бесплатные лекарства и вести учет остатков лекарств в онлайн режиме. Реализация данных мер позволила прекратить утечку бесплатных лекарств в розничный сектор и в итоге дополнительно сэкономить 27,5 млрд тенге. Из них 14,5 млрд тенге были перераспределены на финансирование медуслуг, а на 13 млрд тенге создан неснижаемый запас лекарств на первый квартал 2019 года.
Вместе с тем, в рамках цифровизации осуществлена работа по переводу планирования закупа лекарственных препаратов в электронный формат через регистр, интегрированный с медицинскими информационными системами (МИС) и ИСЛО. Планомерная работа по переходу на безбумажный документооборот и цифровизации медорганизаций проводится Министерством с декабря 2017 года. Ее целью является автоматизация всех процессов, включая формирование регистра диспансерных больных и потребность в лекарствах для их лечения.
В-пятых, для контроля за фактическим получением лекарств пациентами и усиления обратной связи с населением с 2018 года Министерством реализован проект по рассылке SMS-оповещений пациентам. Получателям бесплатных медикаментов отправили более миллиона SMS-сообщений (40% от получателей). По итогам было зарегистрировано более 30 тыс. отзывов от пациентов, из которых 4,5 тыс. человек не получили списанные на них препараты (менее 1 % от получателей SMS). По каждому факту были приняты меры. Наибольший процент нарушений выявлен в Кызылординской, Мангистауской, Восточно-Казахстанской, Туркестанской и Алматинской областях. Кроме того, в июле текущего года запущена бета-версия электронного паспорта здоровья граждан, в котором отражается информация об отпущенных лекарствах.
По поводу завышения предельных цен, здесь согласно представлений Генеральной прокуратуры в целях исключения необоснованного завышения цен (в том числе у отечественных производителей), приказом Министра здравоохранения РК от 19 апреля 2019 года утверждены новые Правила регулирования цен на лекарственные средства", где предусмотрено референтное (сравнение с генериками в других странах) ценообразование, учет ввозных цен; ограничены транспортные расходы и исключены расходы на маркетинг; запущен онлайн интернет-портал для подачи заявок в электронном виде по принципу "одного окна". Следует отметить, что заявку на регистрацию цены с указанием всех расчетов стоимости, предоставляют производители (как иностранные, так и отечественные).
Что касается включения в списки препаратов, подлежащих закупу в рамках ГОБМП на 2017-2019 г.г., клиническая эффективность которых не была доказана, то в целом решение о включении лекарственных средств в Список принимается на Формулярной комиссии, куда входят профильные ведущие эксперты. После рассмотрения Формулярной комиссией, заседания которой проходят в онлайн-режиме, на основании протокольного решения Объединенной комиссии по качеству медуслуг Министерства заявленные лекарственные средства включаются или не включаются в Список, то есть процедура основана на мнениях ведущих экспертов и доказательной медицины. Таким образом, перечисленные процедуры были соблюдены в полной мере в установленном порядке.
Наряду с этим в этом году Министерство продолжит принимать и усиливать меры по контролю и учету лекарственных средств, тем самым продолжив бороться с контрафактом и теневым рынком. К примеру, сегодня для борьбы с теневым оборотом лекарств в рознице, в первую очередь с контрабандой и фальсификатом, установлен запрет на продажу лекарств без рецепта. Помимо этого, для обеспечения доступа населения к препаратам и исключения завышения стоимости с июля 2019 года на лекарственные препараты установлены предельные цены. Тем самым защищены интересы граждан, а не фармрынка. В планах - разработка системы отслеживания медицинской продукции.
В целом, сегодня ввиду этого комплекса мероприятий уже зафиксировано снижение потребности и заявок лекарственных средств, а, значит, растет экономия. Акцентируем особое внимание на том, что работы по контролю за качественным и эффективным лекарственным обеспечением граждан будут продолжаться как в госсекторе, так и в частных аптеках.