В Казахстане хотят исключить путевые листы для легковых автомобилей

По мнению представителя проектного офиса "Адалдық алаңы", этот документ давно утратил свою актуальность.

Проектным офисом "Адалдық алаңы" предлагается исключить путевые листы для легковых автомобилей. При этом отмена не касается спецтехники или автобусов, т.п., сообщает Zakon.kz.

Как сообщил на брифинге Агентства по противодействию коррупции руководитель республиканского проектного офиса "Адалдық алаңы" Мирас Каргабай, согласно Закона РК "Об автомобильном транспорте" от 4 июля 2003 года – Путевой лист – документ, предназначенный для ведения учета и контроля работы водителя и автотранспортного средства. Но, юридическое лицо зачастую не огромная организация с большим и организованным гаражом, со штатом водителей, диспетчеров, механиков и прочего коллектива.

Обычно это ТОО, на балансе которого есть служебный легковой автомобиль. Путевой лист должен давать законное право ездить сотруднику на автомобиле юридического лица. Должен заполняться чуть ли не ежедневно, ежедневно водитель должен проходить медицинское освидетельствование, путевой лист скрепляется печатью/печатями. На нем несколько подписей ответственных сотрудников с данными одометра, юридического лица, физического лица – водителя, отметка медицинского работника. С маршрутом следования транспорта.

Источник фото: пресс-служба Антикоррупционной службы РК

- На практике же у ТОО обстоит иначе. Например, по персональным автомобилям руководства или закрепленным за коллективом – бумагу выписывают в конце месяца на следующий месяц, никакого медицинского обследования нет, маршрут указывают, как всю область или всю территорию страны. Эти сведения не актуальны или слишком общие. То есть свою функцию путевой лист на сегодняшний день не выполняет, – считает Мирас Каргабай.

Он отметил, что есть штраф, порядка 12 тысяч тенге за просроченный путевой лист или его отсутствие. При проверке документов, особенно в первых числах месяца, особенно в декабре и январе из-за праздников, часто фиксируются эти нарушения. Причина банальна – забыли продлить или компания еще не работает из-за праздничных дней. Само нарушение не является серьезным и не имеет последствий, так как другие документы исправны: водительские права, техпаспорт, страховой полис, техосмотр (при необходимости) и удостоверение личности.

- Этого недостаточно чтобы понять, что с авто все в порядке. Правила дорожного движения не нарушены. Однако отсутствие путевого листа, который сам по себе фикция для ТОО, влечет за собой штраф. Следовательно, предоставляет возможность попытки "договориться" с полицейским, создавая коррупционные риски. Более того, сейчас полицейские через единую информационную систему могут смотреть статус авто - штрафы, страховку и прочее. Если в информационной системе высвечивается, что этот автомобиль юридического лица и не состоит в угоне, значит водитель имеет право водить авто. При наличии вышеупомянутых документов. Также надо учитывать, что подделать путевой лист не составляет труда, это к возможному контраргументу, что путевой лист спасает от угона. Купить бланки можно в канцелярских товарах или распечатать самому. Печать сделать на цветном принтере или заказать. Полицейские не проводят сверку данных путевого с реальными данными, – отметил спикер.

По его мнению, если легковой автомобиль являясь собственностью ТОО, передвигается без ведома руководства не по рабочим делам без путевого листа, но в то же время не нарушает ПДД, то это не проблема дорожной полиции. Это имущественный вопрос самого ТОО.

- Путевые листы являются пережитком Советской плановой экономики, и они должны были остаться в прошлом. Уполномоченный орган должен был убрать их еще в 1990-х годах. Сейчас, в связи с цифровизацией и общим трендом ликвидации коррупционных предпосылок, считаем, что отмена для легковых автомобилей путевых листов оправдана, – резюмировал Мирас Каргабай.

Следите за новостями zakon.kz в: