Комиссия по качеству правосудия при Верховном Суде (ВС) начала работу три месяца назад. На нее возложены три значимые задачи: оценка деятельности судей-претендентов в кадровый резерв, на вышестоящую должность и их профессиональная деятельность, сообщает Zakon.kz.
Учитывая, объем выносимых ежегодно судебных актов (в 2018-м – 4,5 млн) и, что прохождению профоценки подлежит каждый шестой судья, можно представить нагрузку на тех, кто вошел в состав Комиссии. О ее работе на наши вопросы любезно согласился ответить заместитель кадровой службы ВС Сагатбек Сулеймен.
- Сагатбек Болатбекович, скажите, какую главную цель ставит перед собой новый коллегиальный орган ВС - Комиссия по качеству правосудия?
- ВС сейчас делает акцент на качестве судопроизводства. Этот главный лейтмотив заложен в деятельность вновь созданной Комиссии. Объявленный 2019-й годом качества правосудия, накладывает на Комиссию задачу - тщательно проверять деятельность каждого судьи по отправлению правосудия. Эту работу должны делать только судьи, так как, кроме как самих судей, никто полно не знает эту сложнейшую работу. В состав Комиссии, также как и в других правовых государствах, вошли судьи с многолетним стажем, принципиальные и порядочные. Многие из них при этом рассматривают дела ничуть не меньше коллег.
Вообще, ВС при создании Комиссии изучил опыт коллег развитых стран ОЭСР и наша деятельность в ее рамках аналогична с ними.
Позволю себе напомнить принципы новой системы формирования кадровой политики. О них недавно говорил Председатель ВС. Они касаются вновь назначаемых и действующих судей. Кроме еще большего ужесточения отбора судей, внедрена европейская методика индивидуальной оценки судей, мониторинг судебных актов (о ней я уже говорил) и новые подходы в судебном образовании. Система уже "отсеивает" профессионально слабых, склонных к коррупции и с этическими проблемами. Возможно, будучи осведомленным об этом, немало действующих судей, как мне известно, уже пожелали оставить свои должности. И это при том, что зарплата их существенно повышена.
Словом, работа Комиссии кипит: в сентябре мониторинг судебных актов войдет в основную свою фазу - на деле начнем оценивать профессиональную компетентность судей согласно новой методике, соответствующей стандартам стран ОЭСР.
- Один блогер, ставший в последнее время весьма осведомленным судебным экспертом, утверждает о якобы "непрозрачной" деятельности Комиссии, приводя нелицеприятные доводы бывшего председателя гражданской коллегии Карагандинского облсуда Жанны Сейдалиной. Она, насколько мне известно: профессионал с большим стажем работы... Тогда почему Комиссия отказала ей в рекомендации на занятие вакантной должности судьи ВС? Правда, что это в действии "крестовый поход против неугодных", как говорит тот же блогер?
- Никто не умаляет профессиональных качеств Жанны Каримовны. Скажу больше: как мне известно, члены Комиссии - судьи характеризуют Ж.Сейдалину сильным цивилистом. 13 лет судейского стажа, 7 из них председателем судебной коллегии облсуда, большой опыт работы в органах прокуратуры и аппарате ВС – свидетельствуют о вкладе в развитие судебно-правовой системы.
Однако Комиссия, рассматривая материалы желающих занять в данном случае должность судьи ВС, учитывает не только степень "хорошести" профессиональных и личных качеств кандидатов. Принималось во внимание и число непосредственно рассмотренных ими дел, отмененных и измененных судебных актов. Из протокола Комиссии следует, что в 2016-2018 годы коллегией Карагандинского облсуда, которой руководила Жанна Каримовна, окончено более 17 тысяч дел. Из них она председательствовала лишь на 368 (2%). Докладчиком была только по 187 (1%). При этом ею, как председателем коллегии, за три года не рассмотрено ни одного дела на государственном языке. Тогда как, напомню, по Закону она должна председательствовать на заседаниях коллегии.
Из этого же Протокола следует, что за 4 месяца т.г. из почти 2,5 тысяч рассмотренных на коллегии дел Ж.Сейдалина доложила по 16-ти (0,6%), тогда как нагрузка председателя коллегии с учетом дополнительной работы должна составлять не менее 30% от нагрузки судьи. Показатели отправления правосудия по области в течение этих трех лет остаются на прежнем уровне, улучшений качества работы нет.
Отказав Ж.Сейдалиной в рекомендации, Комиссия посчитала, что показатели отмен и изменений обусловлены слабыми ее организаторскими способностями, как председателя коллегии, и незначительным участием в рассмотрении дел. Вообще, нужно отметить, что назначение судьи на вышестоящую должность – многоэтапный процесс и решение вновь созданной Комиссии, имеющий, кстати, рекомендательный характер - всего лишь одна его ступень. Однако, до последующего этапа (пленарное заседание) Жанна Каримовна отозвала свое заявление.
- А организаторские способности насколько необходимы для судьи ВС?
- Комиссия в целом оценивает материалы, представленные, кстати, самим кандидатом. Другие дополнительные сведения Комиссия не истребует и сама их не находит.
И потом, деятельность судьи ВС не ограничивается лишь отправлением правосудия в кассации. Он также участвует и выступает в работе конференций, обучает коллег местных судов, обобщает судебную практику, выступает в СМИ и т.д.
Здесь мне хотелось бы быть правильно понятым. Речь не идет только о бывшем председателе коллегии Карагандинского облсуда (Ж.Сейдалина является сейчас судьей того же суда). Примерно такая же формулировка в отказе рекомендовать на должность судьи ВС звучала и в отношении другого кандидата – председателя коллегии другого облсуда. Однако тот, признав "скромный" багаж рассмотренных конкретно им самим дел, тут же в корне изменил свою деятельность. Он стал непосредственно председательствовать на процессах и докладывать по делам. Вот это, я считаю, мотивация! Ведь он может в будущем снова подать заявку на участие в конкурсе, что не возбраняется сделать и Ж.Сейдалиной.
- Тот же блогер утверждает о якобы забракованных в марте 2018 года по указанию Ж.Асанова почти 40 кандидатах, рекомендованных ВСС для назначения в судьи. Что Вы можете сказать об этом?
- Помните, Елбасы во время своего Послания в октябре прошлого года высказал серьезные претензии председателям ВСС и ВС по поводу коррупции и даже о существовании неких тарифов для назначения на судейские должности. Ведь это была не просто критика, за этим, конечно, стояли существенные упущения в деятельности ВСС.
ВСС – автономное госучреждение. У него всего одна ясная задача – рекомендовать Главе государства кандидатов, кто претендует стать впервые судьей, и судьей, кто достоин на вышестоящую судейскую должность. Словом, он создан для обеспечения конституционных полномочий Президента по формированию судейского корпуса, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Председатель ВСС и остальные 15 его членов назначаются Указом Главы государства. Поэтому Председатель ВС никак не может подменить весь этот орган и его "голос" там является одним из 16-ти.
Члены ВСС обладают равными правами: должность Председателя ВС не дает ему преимущества перед другими членами Совета при голосовании. Решение Совета принимается большинством голосов и несогласие с ним одного из членов не может служить основанием для невнесения проекта Указа Главы государства на его рассмотрение.
Да, 6 марта прошлого года ВСС планировал рекомендовать Президенту на 158 судейские вакансии, 80 из которых изъявили желание стать судьями впервые. Претендентов на эти должности было 345.
Председатель ВС, как член ВСС, и должностное лицо, несущее ответственность за качество отправления правосудия в стране, предложил отложить принятие решения по ним на две недели, чтобы более детально изучить личности каждого кандидата, впервые претендующего на должность судьи. Отведенного месяца не хватило изучить всех, тем более по многим из них у него возникли сомнения.
Да, он с согласия претендентов попробовал изучить их профуровень с применением эффективных HR-инструментов. Это ситуационные задачи, ускоренный психологический тест и эссе. Эти инструменты разработаны экспертами "Назарбаев Университет" и компаниями "Price Waterhouse and Coppers" и "Deloitte", представителями КазГУ, КазГЮУ, ЕНУ и Академии правоохранительных органов при поддержке Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. (Кстати, эти новшества в последующем были поддержаны Главой государства и нашли отражение в действующих законах).
Из принявших участие в собеседовании 71 кандидата принцип "проходного балла" ВСС (по трем инструментам) успешно прошли всего трое! Эти сведения и были направлены в ВСС до его заседания. И в отношении прошедших тогда отбор трех кандидатов Указ состоялся и они уже работают судьями.
Что касается остальных претендентов, то они вправе участвовать в любое время на последующих конкурсах с учетом уже новых внедренных стандартов.
- Спасибо Сагатбек Болатбекович, за обстоятельный разговор. Руководство страны не раз указало на необходимость дальнейшего совершенствования судебной системы и формирования достойного судейского корпуса. Звучали предостережения не допустить "случайных людей" в судах. Проводимые преобразования в судебной системе, несомненно, уникальны и общество, возможно, не готово сразу принять их...
- ВС совместно с ВСС начата комплексная работа по модернизации кадровой политики судебной системы. Полностью переформатированы порядок и инструменты отбора судейских кадров. Сегодня кандидаты в судьи должны пройти проверку на детекторе лжи, сдать тесты, решить кейсовые задачи, написать эссе и побеседовать в формате интервью с 7-8 судьями. Если раньше конкурс проходил каждый четвертый, то сейчас – лишь двадцатый кандидат. Новшество позволяет пополнять судейский корпус лишь наиболее достойными претендентами.
Люди в большинстве своем консерваторы и все новое вначале часто воспринимают с большой долей скепсиса, критически. Это нормально. Но преобразования, конечно, в самое ближайшее время дадут свои результаты и они, несомненно, положительно отразятся на качестве казахстанского правосудия и обеспечении верховенства закона в целом.