2 сентября 2019 года жители Жанаозена вышли на площадь, требуя отменить предстоящий визит президента Касым-Жомарта Токаева в Пекин и остановить реализацию китайских проектов в сфере промышленности и сельского хозяйства. 4 сентября акции в их поддержку прошли в нескольких других городах Казахстана. Протестующие выступали против, так называемой "китайской экспансии", однако складывается впечатление, что они сами не до конца понимали, что именно подразумевается под этим понятием. Что на самом деле включает в себя индустриально-инвестиционное сотрудничество Казахстана и Китая и насколько оно необходимо нашей стране, разбирался журналист Zakon.kz.
Инвестиции и рост экономики
Торговые войны, санкции, протекционизм, противоречия крупных держав привели к тому, что геополитика определяет развитие экономики. А для нас ситуация еще более сложная, ведь в глобальное соперничество вовлечены наши западные партнеры, и наши соседи – Россия, Китай и Иран.
Мировая экономика вошла в фазу неопределенности, ТНК сворачивают многие зарубежные проекты, и спад притока инвестиций – это мировой тренд. За доступный инвестиционный капитал идет острая конкуренция. Инвесторы ищут "тихую гавань" в развитых государствах с сильными гарантиями для своих денег, или в сырьевых проектах развивающихся стран.
И главная задача Казахстана состоит в обеспечении стабильного роста национальной экономики. От этого напрямую зависит повышение уровня жизни казахстанцев, в том числе зарплаты, пенсии, социальная помощь, строительство социальных объектов и инфраструктуры. Без привлечения внешних займов, инвестиций, и прогрессивных технологий, поставленных целей достичь невозможно. Таковы законы рыночной экономики.
Ограниченность инвесткапитала – это долгосрочный тренд, и чтобы победить в конкурентной борьбе за инвестиции, страны прибегают к самым разнообразным способам, чтобы привлечь инвесторов – снижают или отменяют налоги, предоставляют массу льгот и т.д. Мы не можем себе позволить отставание в этой конкуренции, т.к. стоит задача вхождения Казахстана в 30 развитых стран мира. И в 2018 году в РК было привлечено порядка 24 млрд. долларов.
В общем, если на инвестиционном рынке есть предложение капиталов, то им необходимо воспользоваться для собственных планов. И если этот капитал предлагается китайскими инвесторами, то почему мы должны отказываться от инвестиций? За последние пять лет Китай буквально ворвался в тройку крупнейших мировых инвесторов наряду с США и Японией. По прогнозам, к 2020 году КНР может стать крупнейшим международным инвестором.
Экономический потенциал Китая
Китай сегодня – глобальная экономика "номер два" в мире (доля в мировом ВВП свыше 17%). В 2018 году объем внешней торговли Китая составил 4,62 трлн. долл. Традиционно большая часть внешнеторговых операций КНР (85%) приходится на страны Азии (51,5% от общего товарооборота), Европы (18,5%) и Северной Америки (15,1%), где сосредоточены крупнейшие рынки сбыта китайской продукции и источники импортной продукции.
В настоящее время продолжается перебалансировка экономической структуры КНР (в основном, посредством реформ и инноваций) и смена основного фокуса экономического развития Китая (посредством снижения зависимости от экспорта и инвестиций и увеличения внутреннего потребления и сферы услуг). В результате, внутреннее потребление и сфера услуг становятся главными драйверами китайской экономики. В мире началась борьба за доступ на китайский рынок.
Сейчас китайские инвестиции приветствуются практически во всех странах мира, включая Европу, Азию, Африку и Латинскую Америку. При этом в мире не наблюдается острого всплеска антикитайских настроений в странах, где широко присутствует китайский капитал. Напротив, правительства и бизнес-круги многих государств приветствуют приход китайских капиталов и технологий. Поэтому сейчас китайские инвесторы также избирательны и ищут такие страны, которые гарантируют сохранность капиталов, их вложение, которое было бы выгодно для обеих сторон. И Казахстан является одним из таких государств.
Экономические отношения РК и КНР
На данный момент Китай является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров Казахстана, удельный вес которого в общем товарообороте Казахстана в 2018 году составил 15,7%. Удельный вес Казахстана в общем товарообороте Китая в том же году составил 0,4%.
Основные экспортные товары РК в КНР – минеральные продукты, металлы и продукция химической промышленности. Основные импортные товары КНР в РК – текстильные изделия, машины, оборудование, изделия из металла, минералов, керамики и стекла, товары народного потребления. В последние годы наблюдается рост поставок из РК в КНР пшеницы, племенных лошадей, соевых бобов, пшеничных отрубей, рыбной продукции, мяса замороженной баранины, семян масличных культур, подсолнечного, хлопкового, соевого и рапсового масел.
По данным Национального банка РК, Китай занимает 4 место (17,4 млрд. долл.) по привлеченным в РК иностранным инвестициям после Нидерландов (68,2 млрд. долл.), США (34,6 млрд. долл.) и Великобритании (22,2 млрд. долл.). Основные сферы инвестиций КНР в РК: транспорт и складирование (32,9%), горнодобывающая промышленность и разработка карьеров (17,3%), обрабатывающая промышленность (13,5%), строительство (13%), финансовая и страховая деятельность (9,4%), автотранспорт (6%) и профессиональная, научная и техническая деятельность (3,9%).
С 2015 года между РК и КНР подписаны протоколы по фитосанитарным требованиям для выхода на китайский рынок 14 видов сельскохозяйственной продукции РК (пшеница, животные семейства лошадиные, соевые бобы, пшеничные отруби, мед, рыбная продукция, мясо говядины, мясо баранины, рапсовый шрот, люцерна, ячмень, кукуруза, мука).
Индустриальные проекты РК совместно с КНР
Сейчас в казахстанском обществе ходит очень много различных слухов вокруг сотрудничества Казахстана с Китаем в области промышленности и инвестиций. Но давайте оперировать фактами. В 2015 году было подписано межправительственное рамочное соглашение между РК и КНР об укреплении сотрудничества в области индустриализации и инвестиций. И это соглашение не уникальное для двусторонних отношений Казахстана с внешнеполитическими партнерами. Подобные договоренности имеются и с другими странами, например, с Южной Кореей, Германией, США. И здесь также имеется множество совместно созданных производственных проектов по аналогии с КНР.
Соглашение с Китаем предусматривает инвестиции в производства на территории нашей страны в 15 разных отраслях. Казахстанские и китайские компании определили путем переговоров и зафиксировали несколько десятков совместных проектов на сумму порядка 27 млрд. долл. США. Все эти проекты реализуются на уровне частных казахстанских предприятий.
В казахстанском медийном пространстве распространен стереотип о том, что Казахстан якобы переносит устаревшие заводы из Китая на свою территорию. Однако, в нашей стране сегодня ведется создание именно новых и современных производств в тех отраслях экономики, которые наиболее востребованы и конкурентоспособны. По всей видимости, те люди, которые говорят о якобы "перемещенных производствах из Китая" - некорректно переводят смысл понятия "трансфер производственных технологий из Китая". Сотрудничество с КНР нацелено именно на трансфер китайских технологий для производства. Как известно, трансфер технологий – это нормальная международная практика.
Индустриально-инновационное сотрудничество включает в себя 13 уже реализованных и введенных в эксплуатацию проектов на сумму 3,9 млрд. долл., 13 проектов, которые сейчас находятся на стадии реализации и строительства стоимостью 3,7 млрд. долл., а также еще 29 проектов на сумму 19,7 млрд. долл. находятся на стадии проработки.
Эти проекты выгодны для Казахстана, ведь будут созданы новые высокотехнологичные предприятия, способные к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной как на внутренний рынок, так и на экспорт в зарубежные страны. В рамках проектов в Казахстане будут производиться легковые автомобили, нефтегазовое оборудование, металлургическая продукция, минеральные удобрения, химическая продукция и пищевые товары. Наряду с этим, будут реализованы проекты в сферах энергетики, инфраструктуры, строительной и легкой промышленности.
При этом все проекты отвечают современным промышленным стандартам. Да и вообще бояться китайских технологий и оборудования уже давно неактуально. Китайская промышленность – в числе передовых в мире, недаром КНР называют "мировой производственной фабрикой". Но, к сожалению, некоторые люди до сих пор мыслят стереотипами, сложившимися несколько десятков лет назад, когда КНР только начинала свое промышленное развитие.
Имидж государства
Конечно, бизнес есть бизнес, и он должен быть рентабельным, несмотря на договоренности между государствами. Реализация проектов контролируется на постоянной основе госорганами Казахстана. В 2015-2018 годы между РК и КНР состоялось 16 заседаний двустороннего Координационного комитета по сотрудничеству в сфере индустриализации и инвестиций.
Каждый предложенный проект был тщательно рассмотрен казахстанской стороной на предмет рыночной востребованности, географического расположения, экономической целесообразности и соответствия экологическому законодательству РК.
Хотя Казахстан проводит политику индустриального развития и заинтересован в иностранных инвестициях – не бывает повсеместного одобрения в стиле "лишь бы инвестор принес деньги". За это время ряд проектов был исключен казахстанской комиссией по объективным и субъективным причинам. Это, в частности, недостаток финансирования, отсутствие спроса на производимую продукцию, ее неконкурентоспособность и др.
Созданные с КНР проекты изменяют экономические возможности регионов. Например, в Северо-Казахстанской области создано инновационное предприятие по переработке рапса и производству рапсового масла. Таким образом, за счет кооперации с китайскими партнерами в СКО, помимо зерна, началась культивация еще одной сельскохозяйственной культуры, которая приносит хороший доход.
В Туркестанской области за счет проекта с КНР идет переработка кобыльего и верблюжьего молока. Теперь молочные продукты, которыми так гордятся казахстанцы, благодаря применению новых технологий пищевой промышленности стали доступны зарубежным потребителям. По имеющимся данным, кобылье и верблюжье молоко пользуется все большей популярностью в мире ввиду целебных свойств. И продукция под брендом "Сделано в Казахстане" идет на экспорт.
В Шымкенте за счет привлеченных из КНР инвестиций завершена модернизация Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. Сегодня это ультрасовременный технологический комплекс, производящий широкий спектр нефтегазохимической продукции – востребованной на рынке РК и за рубежом.
Поэтому синофобия, имеющая место в Казахстане, бьет прежде всего по интересам нашей страны. Привлекаемый китайский капитал и технологии открывают казахстанским производителям новые возможности для развития бизнеса. В свою очередь, это позволяет платить налоги в бюджет государства и создавать новые рабочие места с хорошими заработными платами. Все это в итоге повышает благосостояние наших граждан.
Китайские рабочие в Казахстане и передача иностранцам земли
Реализация двусторонних производственных проектов с Китаем дополнительно создаст на казахстанском рынке труда 20 тысяч новых рабочих мест. Это новые возможности именно для казахстанских граждан во всех 17 регионах нашей страны. Китайских или других иностранных рабочих после ввода в эксплуатацию объектов там не будет.
Сегодня имеется много спекуляций относительно массовой трудовой миграции из КНР в РК. Распространяются слухи о якобы "миллионах китайцев, работающих в Казахстане". Но давайте говорить языком фактов и официальной статистики, а не пользоваться непроверенными данными.
По данным МВД РК, по состоянию на 1 июля 2019 года на территории Казахстана трудовую деятельность осуществляет 4 521 гражданин КНР. В целом, в нашей стране нет даже и 10 тысяч китайских рабочих. Так о какой китайской трудовой экспансии мы говорим? При этом указанные граждане КНР являются специалистами с инженерными компетенциями. Казахстанские госорганы, выдающие разрешение на работу иностранцев – проводят их тщательную проверку от диплома до подтверждения опыта. Пребывание китайского персонала в РК краткосрочное – на период монтажа оборудования, пусконаладочных работ и обучения местных кадров.
К сожалению, равнозначно заменить этих китайских работников местными кадрами сложно, т.к. в РК часто нет специалистов с подобным образованием, навыками и опытом. Поэтому для выполнения контрактных обязательств отечественный бизнес вынужден привлекать иностранцев. А вот рабочие места на введенных объектах предназначены для граждан Казахстана.
Если быть объективным, в РК работают граждане не только из КНР. Для сравнения в Казахстане официально трудятся 2 279 граждан Узбекистана, 1 877 человек из Турции, 2 031 человек из Индии, 1 461 человек из Великобритании. Таким образом, количество иностранцев из других государств, занятых в Казахстане, превышает количество граждан КНР. Эти данные можно легко проверить в Министерстве труда и социальной защиты РК.
В целом же, число иностранцев, официально работающих в Казахстане, составляет всего 0,54% от общего количества занятых – это предельная квота на привлечение рабочей силы из-з рубежа, законодательно установленная государством. И как видно из приведенных цифр, информация о тотальном засилье иностранцев, якобы "крадущих работу у казахстанцев", не подтверждается.
Конечно, многих волнует вопрос о равенстве заработных плат на совместных проектах. Но данный вопрос, находится в центре внимания руководства страны, постоянно доводится до сведения иностранных инвесторов. Но вопрос это сложный и во многом зависит от требований инвестора к квалификации местных специалистов.
Также серьезным раздражителем выступает слух о якобы передаче казахстанской земли в долгосрочную аренду китайской стороне. Но эта информация не имеет под собой никаких реальных фактов. До сих пор никто не предоставил соответствующих доказательств того, в каком регионе Казахстана и в каком объеме иностранной стороне якобы были переданы земельные участки.
Кроме того, 2 сентября 2019 года глава государства в своем послании народу страны четко заявил, что земля не будет продаваться иностранцам. На каком еще уровне нужно заявить официально, чтобы наши граждане, наконец успокоились? Это ясная и принципиальная позиция государства, поэтому никаких спекуляций и манипуляций в этом вопросе быть не должно.
В целом, по всей видимости, правоохранительным структурам необходимо предметно изучить такие случаи и по закону привлечь к ответственности лиц, распространяющих заведомо ложные сведения, которые создают острый резонанс и приводят к ощутимой общественной напряженности.