Kazakh Tourism: Бизнес привык зарабатывать на тендерах, а потом не хочет вкладывать в туризм

Бизнес не хочет вкладываться, потому что много лет этой отрасли не оказывали должного внимания.

Почему бизнес не хочет вкладывать деньги в развитие внутреннего туризма в Казахстане, кому нужно менять сознание и какую роль в этом играют журналисты, рассказал в Астане на презентации второй Национальной премии в области туризма – National Tourism Awards 2019 заместитель председателя НК Kazakh Tourism Тимур Дуйсенгалиев, передает корреспондент Zakon.kz.

В этом году у премии появилась новая номинация – "Лучший бизнес-проект". Его победитель получит годовое рекламное продвижение своих бизнес-проектов на площадке туристического портала Kazahkstan.travel и грант на развитие своего старт-апа. Какая именно будет сумма, пока не известно. Но, как отметили организаторы, это не будет 100% финансированием (возможно 40 или 60%). Ставка была сделана на действующие туристические компании, у которых есть собственные средства для реализации проекта. Кроме того, в приоритете будут старт-апы, направленные на развитие регионов.

- Наша задача с помощью этой премии расширить границы. Имея такую территорию, мы обязаны создать условия, чтобы гость чувствовал себя хорошо не только в крупных городах, но и за их пределами. Так что мы будем приветствовать проекты, которые нацелены на развитие регионов. Мы стараемся создать максимально благоприятную среду для бизнеса, который имеет хорошие проекты. Не для каждого, а для тех, кто создает реальные ценности. У нас сегодня, к сожалению, надо это признать, въездным туризмом серьезно и качественно занимается всего несколько десятков компаний. Представьте, на 9-ю по величине территорию мира – 30 компаний, которые умеют, знают, как принимать иностранных туристов. И наша задача поддержать именно такие компании, - пояснил Дуйсенгалиев.

Он акцентировал внимание на проблеме сервиса за пределами больших городов. Где для туристов нет туалетов, мест для проживания и питания.

- Мы элементарно не научились обслуживать вегетарианцев. А к нам очень много вегетарианцев ездит. Казахское жестокое гостеприимство для них - это просто убийство мясом. Но мы же понимаем, что гостей надо кормить тем, что они хотят. Бизнесмены должны научить персонал элементарным фразам, формировать меню, делать небольшой туристический маршрут в рамках той местности, где они находятся. Вот задача для бизнеса, - добавил он.

Говоря о том, как работает бизнес, спикер обратил внимание, что предприниматели "больше склонны брать, но не склонны превращать это в товар", в связи с этим все ругают государство и сезонность.

- Высокий уровень цен и низкая рентабельность всех туристских объектов связана с сезонностью. Мы все работаем полгода-год, а может меньше, потом просто проедаем ренту, которую получили и ждем следующего сезона. Но другие страны мира имеют не менее суровый климат, и умудряются работать вне сезона. И это не государство должно заниматься. Бизнес сам должен креативить. Создавать какие-то интересные вещи, которые будут притягивать туристов в зимний период. Это очень важно. У нас есть огромное количество возможностей. Просто не надо ждать, что кто-то тебе принесет возможности на блюде. У бизнеса должен быть подход такой: "Я твердо знаю, что государство мне поможет, но я должен принести какую-то идею, которая из этого маленького места сделает продукт", - поделился своим мнением Дуйсенгалиев.

По его мнению, причина нежелания бизнеса вкладываться в развитие туризма лежит в том, что многие предприниматели привыкли жить за счет госзаказа и получать свою ренту. В туризме так не получится. Вложенное окупится лишь спустя 3-5 лет, и уже потом пойдет заработок. При этом это бизнес, который требует постоянного внимания, контроля и совершенствования.

- Он сидит на тендерах. Появляются серые, черные, разные схемы, как можно жить. Креативный производительный подход у бизнеса еще не сформировался, к сожалению. В обществе все еще преобладает иждивенчество, я сам с этим сталкивался. Так что, это достаточно сложно объяснить, почему бизнес не идет в туристскую отрасль. Во-первых, потому что очень много лет этой отрасли не оказывали должного внимания. Во-вторых, низкая маржинальность. Нельзя ждать немедленного дохода. И вот здесь надо менять психологию. Но тут мы должны с бизнесом работать, говорить им, открывать глаза на то, что время быстрых денег, быстрого дохода – прошло. Надо менять сознание, подходы, - сказал он.

В конце своей речи Дуйсенгалиев обратился к журналистам, как к людям, формирующим общественное мнение, с просьбой продвигать внутренний туризм, делать его популярным, а еще, чтобы донести простую мысль: "хватит пользоваться тем, что лежит на поверхности, давайте о будущем думать".

Татьяна Ковалева, Нур-Султан

Следите за новостями zakon.kz в: