О важных изменениях в законодательстве и жизни казахстанцев, произошедших на этой неделе, рассказывает Zakon.kz.
Скорая медпомощь
Министр здравоохранения РК своим приказом от 22 августа 2019 года внес изменения и дополнения в Правила оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан.
Так, в правилах говорится, что транспортировка пациента при угрозе его жизни (острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность) осуществляется в приемное отделение ближайшей медицинской организации, оказывающей экстренную стационарную медицинскую помощь.
При оказании скорой медпомощи условно выделяют 3 группы пациентов:
первая группа (красная зона) - пациенты, состояние которых представляет непосредственную угрозу жизни или имеющие высокий риск ухудшения и требующие экстренной медицинской помощи;
вторая группа (желтая зона) - пациенты, состояние которых представляет потенциальную угрозу для здоровья или может прогрессировать с развитием ситуации, требующей экстренной медицинской помощи;
третья группа (зеленая зона) - пациенты, состояние которых не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья и не требует госпитализации.
В структуру областных и городских ССМП входят станция СМП, подстанции СМП, районные отделения СМП и отделения санитарной авиации.
В составе ССМП областей, городов республиканского значения и столицы создаются Call-центры (колл-центры), которые обеспечиваются средствами оперативной связи со службами органов внутренних дел и гражданской защиты населения региона, подстанциями СМП, отделениями СМП при ПМСП, приемными отделениями медицинских организаций и информируют население по вопросам оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ССМП областей, городов республиканского значения и столицы оборудуются автоматизированными системами управления по приему и обработке вызовов и системами, позволяющими вести мониторинг за санитарным автотранспортом посредством навигационных систем, а также системой компьютерной записи диалогов с абонентами и автоматическим определителем номера телефона, с которого поступает вызов. Хранение записей диалогов осуществляется не менее 2 лет.
ССМП областей, городов республиканского значения и столицы обеспечиваются медицинскими изделиями и лекарственными средствами согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
В режиме чрезвычайной ситуации ССМП областей, городов республиканского значения и столицы:
- действуют в рамках межведомственного и межсекторального взаимодействия;
- направляют в зону чрезвычайной ситуации бригады СМП по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- проводят лечебно-эвакуационные мероприятия пострадавшим при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- экстренно предоставляют информацию о пострадавших при чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, происшествиях и случаях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также умерших от полученных травм в территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, местный орган государственного управления здравоохранения области, городов республиканского значения, столицы и Национальный координационный центр экстренной медицины.
При чрезвычайной происшествии с числом пострадавших 3 и более человек бригада СМП, первая прибывшая на место чрезвычайной ситуации, в первую очередь осуществляет медицинскую сортировку. По результатам медицинской сортировки (триаж) бригада СМП оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим с последующей транспортировкой в медицинские организации по показаниям.
Экстренная медицинская помощь оказывается специалистами, прошедшими обучение по международным признанным стандартам оказания скорой и неотложной помощи: "Базовая реанимация" - Basic Life Support (BLS), "Расширенная сердечно - легочная реанимация" - Advanced Cardiac Life Support (ACLS), "Расширенная сердечно - легочная реанимация в педиатрии" - Pediatric Advanced Life Support (PALS), "Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе при травмах" - Prehospital Trauma Life Support (PHTLS). В целях отработки практических навыков специалистами областных и городских станций скорой помощи по оказанию экстренной медицинской помощи на базе областных и городских ССМП организуются симуляционные кабинеты.
Д
ля обеспечения доступности услуг скорой медицинской помощи сельскому населению, по решению местных органов государственного управления здравоохранения области в труднодоступных населенных пунктах (отсутствие дорожных покрытий, горная местность), участках, отдаленных от доступа медицинской помощи могут создаваться дополнительные подстанции (отделения) областных ССМП.
Для обеспечения оперативной работы медицинского персонала, рационального использования санитарного автотранспорта и медицинского оборудования санитарный автотранспорт подразделяется на следующие классы:
класс А: санитарный автотранспорт, предназначенный для проведения лечебных мероприятий и транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами в сопровождении медицинского персонала;
класс В: санитарный автотранспорт, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе;
класс С: санитарный автотранспорт (реанимобиль), предназначенный для проведения реанимационных мероприятий и интенсивной терапии силами специализированной бригады, а также транспортировки пациентов по линии санитарной авиации.
При отсутствии санитарного автотранспорта необходимого класса выезд бригады осуществляется на имеющемся свободном санитарном автотранспорте. Выездная бригада продолжает проведение лечебных мероприятий до приезда санитарного автотранспорта необходимого класса или обеспечивает транспортировку пациента в ближайшую медицинскую организацию, оказывающую стационарную помощь.
Использование санитарного автотранспорта в немедицинских целях не допускается. Первый руководитель ССМП обеспечивает соблюдение данного пункта.
Отделение санитарной авиации оказывает медицинские услуги на региональном и межрегиональном уровнях посредством санитарного автотранспорта.
Основаниями для использования санитарного транспорта отделения санитарной авиации являются:
- доставка квалифицированных специалистов для оказания медицинской помощи (консультация и/или операция) в медицинскую организацию по месту нахождения пациента из-за отсутствия медицинского оборудования или квалифицированного специалиста, соответствующей специальности или квалификации;
- транспортировка пациента из медицинской организации районного уровня в медицинскую организацию городского, областного, республиканского уровней для оказания специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи;
- транспортировка пациента и мобильной бригады санитарной авиации (МБСА) санитарным автотранспортом между аэропортом и медицинской организацией при выполнении оперативной заявки на воздушном судне;
- доставка органов (части органов) и тканей для последующей трансплантации в соответствующую медицинскую организацию.
Диспетчер отделения санитарной авиации принимает заявку на медицинскую услугу от медицинской организации, оказывающей стационарную помощь и передает врачу-координатору отделения санитарной авиации.
Врач-координатор отделения санитарной авиации:
- изучает поступившую заявку, медицинскую документацию пациента;
- определяет объем медицинской услуги;
- формирует состав МБСА в соответствии с профилем патологии пациента (ов);
- организовывает транспортировку (доставку) санитарным автотранспортом квалифицированных специалистов (МБСА), пациента(ов), органов (части органов) и тканей для последующей трансплантации, биоматериала;
Первая медпомощь
Министр здравоохранения РК своим приказом от 26 августа 2019 года утвердил Стандарт организации оказания первой помощи в Республике Казахстан.
Так, лицо, оказывающее первую помощь, проводит следующие мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:
- определяет угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
- определяет угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;
- устраняет угрожающие факторы для жизни и здоровья;
- прекращает действия повреждающих факторов на пострадавшего;
- проводит оценку количества пострадавших;
- перемещает пострадавшего.
Оценка состояния пострадавшего проводится по следующим критериям:
- определение наличия кровотечения, угрожающего жизни пострадавшего;
- определение сознания;
- определение дыхания;
Лицо, оказывающее первую помощь, вызывает бригаду скорой медицинской помощи по номеру 103 и по необходимости другие службы экстренного реагирования по номеру 112 и передает следующие данные со слов пострадавшего:
- фамилия, имя, отчество (при его наличии), возраст и пол пострадавшего;
- данные по состоянию пострадавшего и обстоятельства несчастного случая, травмы или заболевания;
- адрес и телефон, а также ориентировочные данные по проезду к месту нахождения пострадавшего.
Порядок оказания первой помощи пострадавшему при различных видах экстренных состояний предоставляется по Алгоритму оказания первой помощи.
Первичная медико-санитарная помощь
Министр здравоохранения РК своим приказом от 29 августа 2019 года внес изменения и дополнения в Правила оказания первичной медико-санитарной помощи и Правила прикрепления к организациям первичной медико-санитарной помощи.
Так, в новой редакции говорится, что ПМСП оказывается участковыми терапевтами, педиатрами, врачами общей практики, фельдшерами, акушерами, социальными работниками в области здравоохранения и медицинскими сестрами:
- в организации здравоохранения, оказывающей ПМСП, или ее подразделении;
- по месту выезда, в том числе в условиях стационара на дому;
- в передвижных медицинских комплексах; консультативно-диагностических поездах с выездом к месту проживания в населенные пункты, расположенные на значительном удалении от медицинской организации или имеющих плохую транспортную доступность с учетом климатогеографических условий;
- в образовательной организации;
- дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологии.
Количество прикрепленного населения на одного врача общей практики не должно превышать 1 700 человек смешанного населения, участкового терапевта - 2 200 человек, участкового педиатра - 500 детей от 0 до 6 лет, 900 детей от 0 до 14 лет.
В случае обращения пациента по поводу острого заболевания (состояния) или обострения хронического заболевания специалисты организации ПМСП определяют методы обследования и лечения в соответствии с клиническими протоколами.
В случае определения амбулаторного лечения и назначения лечебных процедур пациенту выписываются рецепты на лекарственные средства в соответствии с приказом Минздрава и направление в процедурный кабинет организации ПМСП. Эффективность амбулаторного лечения и коррекция его проводится врачом ПМСП, направившим на лечение.
Организацией ПМСП оказываются следующие услуги с посещением на дому:
- патронаж;
- активное посещение пациента;
- вызов на дом;
- стационар на дому;
- медицинская реабилитация 3 этапа;
- услуги по вопросам планирования семьи, безопасного прерывания беременности, охране репродуктивного здоровья;
- мероприятия по здоровому образу жизни;
- медико-социальная поддержка;
- психологическая поддержка;
- выписка рецептов;
- выезд паллиативной мобильной бригады.
При этом патронаж проводится:
- детей до 5 лет, в том числе новорожденных;
- беременных женщин и родильниц;
- семей, с детьми до 5 лет, беременных женщин или родильниц, где были выявлены риски медицинского или социального характера, представляющие угрозу для их жизни, здоровья и безопасности;
- пациентам с хроническими заболеваниями вне обострения при ограничении передвижения;
- пациентам, нуждающимся в паллиативной помощи.
Стационарная медпомощь
Министр здравоохранения РК своим приказом от 29 августа 2019 года внес изменения в Правила оказания стационарной помощи.
Так, показанием для госпитализации является необходимость оказания доврачебной, квалифицированной, специализированной медицинской помощи, в том числе с применением высокотехнологичных медицинских услуг, с круглосуточным медицинским наблюдением пациентов в организациях здравоохранения.
Госпитализация пациента в организацию здравоохранения в рамках ГОБМП осуществляется:
- в плановом порядке - по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) или другой организации здравоохранения:
в соответствии с перечнем заболеваний по кодам международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10 пересмотра (МКБ-10) для преимущественного лечения в условиях круглосуточного стационара;
в соответствии с перечнем операций и манипуляций по кодам международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 9 пересмотра (МКБ-9) для преимущественного лечения в условиях круглосуточного стационара;
при оказании восстановительного лечения и медицинской реабилитации;
при оказании паллиативной помощи и сестринского ухода;
- по экстренным показаниям (включая выходные и праздничные дни) - вне зависимости от наличия направления.
Прием и регистрация пациентов в приемном отделении организации здравоохранения на получение плановой госпитализации осуществляется в рабочее время согласно утвержденному графику работы организации, в течение 60 минут с момента обращения.
Экстренная медицинская помощь оказывается круглосуточно. При необходимости в приемном отделении организовывается консилиум.
При полном обследовании и отсутствии противопоказаний осуществляется госпитализация в профильное отделение.
В случае, если заболевание не входит в перечень заболеваний по кодам МКБ 10 для лечения в круглосуточном стационаре госпитализации подлежат лица, которым при проведении оценки состояния по критериям определяется необходимость круглосуточного врачебного наблюдения с вводом данных в информационную систему.
В случае госпитализации пациента в организацию здравоохранения оформляется медицинская карта с листом назначений по форме 003/у.
При обнаружении признаков алкогольного, наркотического или токсического опьянения пациента во время обращения за медицинской помощью в организацию здравоохранения, медицинским работником делается об этом запись в медицинской карте с последующим забором биологических сред на определение содержания психоактивного вещества с занесением результатов в медицинскую карту.
При поступлении пациента в стационар лечащий врач осведомляет его о правилах внутреннего распорядка организации здравоохранения с отметкой в медицинской карте.
Между пациентом и организацией здравоохранения заключается Договор по предоставлению медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Медицинская помощь предоставляется после получения письменного добровольного согласия пациента либо его законного представителя на проведение лечебно-диагностических мероприятий.
Оказание медицинской помощи без согласия допускается в отношении лиц, находящихся в шоковом, коматозном состоянии, не позволяющем выразить свою волю; страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; страдающих тяжелыми психическими расстройствами (заболеваниями); страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и совершивших общественно опасное деяние.
Оказание медицинской помощи без согласия граждан продолжается до исчезновения вышеуказанных состояний.
Допускается посещение родственниками и иными членами семьи или законными представителями пациента, находящегося на лечение в медицинской организации, в том числе в условиях отделения (палаты) интенсивной терапии и реанимации.
Порядок посещения устанавливаются правилами внутреннего распорядка организации здравоохранения.
Согласие на оказание медицинской помощи в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных судом недееспособными, дают их законные представители. При отсутствии законных представителей решение об оказании медицинской помощи принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно медицинский работник с последующим уведомлением должностных лиц организации здравоохранения.
При получении медицинской помощи пациент получает исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, включая данные о возможном риске и преимуществах, предлагаемых и альтернативных методах лечения, сведения о возможных последствиях отказа от лечения, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки домой или перевода в другую организацию здравоохранения.
Врач осматривает пациента в день поступления в стационар, прописывает ему необходимое лечение и осведомляет о назначенных лечебно-диагностических мероприятиях.
Проведение лечебно-диагностических мероприятий, лекарственное обеспечение, организация лечебного питания и соответствующий уход пациента осуществляются с момента поступления в организацию здравоохранения.
В зависимости от состояния пациента проводится полная или частичная санитарная обработка. Полную санитарную обработку проходят лица без определенного места жительства.
В стационарах предусматриваются палаты или боксы для раздельного размещения пациентов с заболеваниями, представляющих опасность для окружающих.
Пациенты, находящиеся в стационаре, подлежат ежедневному осмотру лечащим врачом, кроме выходных и праздничных дней. При осмотре и назначении дежурным врачом дополнительных диагностических и лечебных манипуляций проводятся соответствующие записи в медицинской карте.
При ухудшении состояния пациента дежурный врач оповещает заведующего отделением/лечащего врача или ответственного дежурного врача, согласовывает внесение изменений в процесс диагностики и лечения, и делает запись в медицинской карте (бумажный/электронный).
При тяжелом и крайне тяжелом течении заболевания кратность записей зависит от динамики тяжести состояния. Записи врача должны отражать конкретные изменения в состоянии пациента и необходимость коррекции назначений, обоснование назначенного обследования и лечения, оценку и интерпритацию полученных результатов и эффективности проводимого лечения. Кратность осмотра при неотложных состояниях не реже каждых трех часов, с указанием времени оказания неотложной помощи по часам и минутам.
Стационарозамещающая помощь
Министр здравоохранения РК своим приказом от 29 августа 2019 года внес изменения в Правила оказания стационарозамещающей помощи.
Cтационарозамещающая помощь - форма предоставления доврачебной, квалифицированной, специализированной медицинской помощи, в том числе с применением высокотехнологичных медицинских услуг, с медицинским наблюдением.
Такая помощь оказывается организациями здравоохранения, имеющими лицензию на соответствующие виды медицинской деятельности.
Стационарозамещающая помощь в дневных стационарах предоставляется организациями здравоохранения, оказывающими амбулаторно-поликлиническую, стационарную помощь, в стационарах на дому - организациями здравоохранения, оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь.
В рамках ГОБМП и системы обязательного социального медицинского страхования такая помощь предоставляется в условиях дневного стационара и стационара на дому по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или другой организации здравоохранения с результатами лабораторных, инструментальных исследований и консультаций профильных специалистов, необходимых для лечения данного пациента.
Услуги по оказанию стационарозамещающей помощи, не входящие в перечень ГОБМП, оказываются на платной основе, в рамках добровольного медицинского страхования, обязательного социального медицинского страхования.
Питание при оказании стационарозамещающей помощи в рамках ГОБМП не предусмотрено, за исключением пациентов, получающих гемодиализные услуги.
Стационарозамещающая помощь включает:
- осмотр врача, консультации профильных специалистов по медицинским показаниям;
- диагностические услуги, в том числе лабораторные и патологоанатомические (гистологические исследования операционного и биопсийного материала, цитологические исследования) согласно протоколам диагностики и лечения;
- лечение основного заболевания, послужившего причиной стационарозамещающей терапии, с использованием лекарственных средств, медицинских изделий, путем проведения медицинских манипуляций и хирургических операций;
- проведение гемодиализа и перитонеального диализа;
- проведение химио - и лучевой терапии;
- медицинскую реабилитацию;
- организацию стационара на дому при острых и хронических состояниях, которые не позволяют пациенту самостоятельно посетить поликлинику;
- обеспечение кровью, ее компонентами в соответствии с номенклатурой и в порядке их заготовки, переработки, хранения, реализации, а также кровью, ее компонентами при оказании стационарозамещающей помощи при круглосуточных стационарах;
- организацию паллиативной помощи и сестринского ухода;
- экспертизу временной нетрудоспособности.
Стационарозамещающая помощь в специализированных медицинских организациях и отделениях соответствующего профиля оказывается пациенту по заключению специалиста со следующими заболеваниями:
- психическое расстройство и расстройство поведения, связанное с употреблением психоактивных веществ;
- злокачественные новообразования;
- инфекционные и паразитарные заболевания (кишечные инфекции, бактериальные зоонозы, вакциноуправляемые инфекции);
- туберкулез при наличии условий изоляции пациента и БК (-);
- кожные (контагиозные дерматозы, инфестации) и венерические заболевания.
Стационарозамещающая помощь в условиях амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения, круглосуточных стационаров и стационаров на дому на уровне города или села оказывается в соответствии с перечнем заболеваний по кодам МКБ-10 для преимущественного лечения в дневном стационаре.
При оказании восстановительного лечения и медицинской реабилитации она оказывается в соответствии с Правилами оказания восстановительного лечения и медицинской реабилитации, в том числе детской медицинской реабилитации.
При проведении лечебно-диагностических мероприятий в приемном отделении стационара до установления диагноза, не требующего лечения в условиях круглосуточного стационара, принимается решение о продолжении лечения в амбулаторных или стационарозамещающих условиях в соответствии с правилами оказания стационарной помощи.
Адресная соцпомощь
Приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 26 августа 2019 года внесены изменения и дополнения в Правила назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи (АСП).
Так, в назначении адресной социальной помощи отказывается:
- лицам (семьям) со среднедушевым доходом, превышающим черту бедности, установленную в областях, городах республиканского значения, столице;
- трудоспособным членам семьи, которые отказались от участия в мерах содействия занятости, за исключением несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста), лиц, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до семи лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, а также лиц, имеющих заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев;
- лицам (семьям), предоставившим заведомо ложную информацию для назначения адресной социальной помощи.
При этом отмечается, что размер адресной социальной помощи пересчитывается в случае изменения состава семьи и дохода со дня наступления указанных обстоятельств. Получатель адресной социальной помощи в течение десяти рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств информирует Центр, а в сельской местности - акима об обстоятельствах, которые служат основанием для изменения размера адресной социальной помощи или права на ее получение.
При несвоевременном извещении получателем об обстоятельствах, влияющих на размер адресной социальной помощи, размер помощи пересчитывается с момента наступления указанных обстоятельств, но не ранее дня ее назначения, а в случае выявления представления заявителем недостоверных сведений, повлекших за собой незаконное назначение адресной социальной помощи, выплата адресной социальной помощи лицу (семье) прекращается.
В случае наступления обстоятельств, являющихся основаниями для изменения вида адресной социальной помощи (безусловная или обусловленная денежная помощь), получатель в течение 10 календарных дней извещает Центр, а в сельской местности - акима, об их наступлении.
Выплата ранее назначенной адресной социальной помощи производится по месяц, в котором наступили обстоятельства, являющиеся основаниями для изменения вида адресной социальной помощи, включительно.
Назначение адресной социальной помощи с учетом наступивших обстоятельств осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
В случае изменения состава семьи и доходов размер безусловной денежной помощи пересчитывается с месяца подачи заявления на срок до конца периода назначенной выплаты.
При этом назначение безусловной денежной помощи, изменение ее размера осуществляется в порядке, установленном пунктами 14-18 настоящих Правил.
Обусловленная денежная помощь оказывается в форме ежемесячных или единовременных денежных выплат, одиноким или одиноко проживающим малообеспеченным трудоспособным лицам, а также малообеспеченным семьям, имеющим в своем составе трудоспособного члена, в том числе физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа, при условии его участия в мерах содействия занятости и при необходимости социальной адаптации.
Обусловленная денежная помощь назначается уполномоченным органом на период действия социального контракта (на двенадцать месяцев) с месяца обращения и выплачивается ежемесячно или единовременно за период, установленный в социальном контракте.
Период, за который в соответствии с социальным контрактом производится единовременная выплата, устанавливается сроком не более трех месяцев.
Единовременная обусловленная денежная помощь используется исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту, развитие личного подсобного хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и другое), организацию индивидуальной предпринимательской деятельности (кроме затрат на погашение предыдущих займов, приобретение жилой недвижимости).
Срок использования обусловленной денежной помощи, выплаченной единовременно, определяется социальным контрактом, но не превышает три месяца.
Повторная единовременная выплата обусловленной денежной помощи возможна только при подтверждении целевого использования ранее выданных сумм.
Получатель в течение одного рабочего дня после истечения срока целевого использования единовременной выплаты, установленного социальным контрактом, уведомляет ассистента (консультанта) о целевом использовании единовременной обусловленной денежной помощи и представляет ему копии подтверждающих документов, а также их оригиналы для сверки.
В случае выявления факта нецелевого использования средств единовременной обусловленной денежной помощи во время ежемесячного мониторинга хода реализации социального контракта ассистент в течение одного рабочего дня со дня обнаружения уведомляет Центр об указанном факте. Центр и уполномоченный орган принимают предусмотренные меры.
Условием назначения обусловленной денежной помощи является:
- заключение социального контракта, где указываются обязательства сторон по участию в активных мерах содействия занятости или в программах социальной адаптации;
- участие трудоспособных членов малообеспеченной семьи в активных мерах содействия занятости и в программах социальной адаптации.
Центр на основании пакета сведений, полученных из информационных систем или представленных акимом:
- в течение одного рабочего дня со дня их получения определяет число незанятых трудоспособных членов семьи;
- в течение одного рабочего дня со дня их получения осуществляет регистрацию незанятых трудоспособных лиц и незанятых совместно проживающих трудоспособных членов семьи в качестве лиц, ищущих работу;
- в течение трех рабочих дней со дня возникновения вакансий направляет уведомления зарегистрированным в качестве лиц, ищущих работу, трудоспособным лицам или трудоспособным членам семьи об имеющихся вакансиях (подходящей работе), оказывает им содействие в трудоустройстве, а также предоставляют услуги по социальной профессиональной ориентации и профессиональному обучению.
Уведомление передается заявителю через акима или посредством информационно-коммуникационных технологий, абонентского устройства сети сотовой связи непосредственно зарегистрированным трудоспособным лицам или трудоспособным членам семьи;
- в течение одного рабочего дня со дня получения пакета документов заявителя, передает его в районную (городскую) или региональную комиссию по вопросам занятости населения для согласования назначения обусловленной денежной помощи при:
единовременной выплате обусловленной денежной помощи;
оказании активных мер содействия занятости и социальной адаптации, решение о предоставлении которых выходит за рамки компетенции уполномоченного органа;
- после получения заключения участковой комиссии или документов с заключением участковой комиссии от акима, а также, при необходимости, рекомендации районной (городской) или региональной комиссии по вопросам занятости населения в течение трех рабочих дней составляет индивидуальный план, включающий меры занятости и социальной адаптации, и заключает социальный контракт.
В социальном контракте прописываются обязательства сторон по исполнению активных мер содействия занятости и социальной адаптации, рекомендованных в Типовом перечне мероприятий по содействию занятости и социальной адаптации, и административные меры в случае их неисполнения;
- в течение одного рабочего дня со дня заключения социального контракта направляет электронный проект решения с приложением ЭПД, включая рекомендации районной (городской) или региональной комиссии по вопросам занятости населения, а также подписанный сторонами социальный контракт, в уполномоченный орган для назначения адресной социальной помощи.
При отказе от предложенной работы трудоспособных лиц, зарегистрированных в качестве лиц, ищущих работу или безработных, в связи с несоответствием их квалификации, уровня образования или с несоответствием транспортной доступности подходящей работы, Центр предлагает меры государственной поддержки в соответствии с законодательством о занятости населения.
При отказе трудоспособных лиц от подходящей работы либо от мер государственной поддержки в рамках активных мер содействия занятости, при прекращении без уважительной причины трудовой деятельности или участия в активных мерах содействия занятости, Центр и уполномоченный орган принимают меры в течение одного рабочего дня со дня отказа, а в иных случаях - со дня получения отчета консультанта о сопровождении социального контракта.
При невыполнении обязательств, предусмотренных в социальном контракте, выявленных ассистентом в ходе ежемесячного мониторинга реализации социального контракта, Центр в течение одного рабочего дня со дня получения отчета консультанта о сопровождении социального контракта:
- готовит заключение о нарушении обязательств социального контракта;
- формирует электронный проект решения об уменьшении размера обусловленной денежной помощи в течение месяца на 50% на оставшийся период действия социального контракта, за исключением детей до 18 лет, лиц, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего или послевузовского образования после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста) и одного из членов семьи, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до семи лет;
- направляет электронный проект решения об уменьшении размера обусловленной денежной помощи, включая заключение о нарушении обязательств социального контракта в уполномоченный орган в порядке.
При повторном выявлении невыполнения обязательств по социальному контракту, Центр в течение одного рабочего дня со дня получения отчета консультанта по социальной работе о сопровождении социального контракта:
- готовит заключение о нарушении социального контракта;
- формирует электронный проект решения о прекращении обусловленной денежной помощи семье, за исключением детей до 18 лет, в том числе обучающимся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста), и одного из членов семьи, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до семи лет;
- направляет электронный проект решения о прекращении обусловленной денежной помощи семье, включая заключение о нарушении обязательств социального контракта, в уполномоченный орган в установленном порядке.
Единый оператор маркировки товаров
Правительство РК 3 сентября 2019 года приняло постановление "Об утверждении Правил определения единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров и требований к информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров".
Правила регламентируют порядок определения Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров путем конкурса, а также определяют требования к информационной системе Единого оператора.
Так, конкурс проводится среди юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РК и соответствующих требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам, и требованиям конкурсной документации.
Организатором конкурса выступает координирующий орган, который утверждает состав конкурсной комиссии, экспертной группы, конкурсную документацию, план тестирования информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров, сроки проведения конкурса и срок размещения объявления о проведении конкурса в средствах массовой информации.
В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя и члены комиссии.
Экспертная группа по проведению тестирования информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров (далее – экспертная группа) формируется в количестве не менее 3 человек из числа представителей:
- координирующего органа;
- уполномоченного органа в сфере информатизации;
- сервисного интегратора "электронного правительства" для проведения тестирования информационной системы.
Объявление о проведении конкурса по определению единого оператора публикуется координирующим органом в периодичных печатных изданиях, распространяемых на всей территории республики, и на интернет-ресурсе координирующего органа одновременно на казахском и русском языках за 15 рабочих дней до дня проведения конкурса. В случае повторного проведения конкурса, - за 7 рабочих дней до дня проведения повторного конкурса.
Конкурс по определению единого оператора проводится в три этапа:
- рассмотрение комиссией конкурсных заявок на предмет их соответствия требованиям конкурсной документации, соответствия участников конкурса требованиям к единому оператору;
- функциональное и нагрузочное тестирование информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров в соответствии с утвержденным планом тестирования;
- оценка качества и степени готовности информационной системы участника конкурса по результатам тестирования информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров на основании протокола экспертной группы Комиссии.
Победителем конкурса признается участник, получивший наибольшее количество баллов путем суммирования всех баллов, присужденных членами Комиссии или признанный единственным участником по результатам повторного конкурса.
В случае, если по итогам оценки Комиссии несколько участников конкурса набрали одинаковый высший балл, победителем признается участник, за которого проголосовало большинство присутствующих членов комиссии. В случае равенства голосов, решающим голосом является голос председателя Комиссии.
Члены комиссии в случае выражения особого мнения излагают его в письменном виде и прикладывают к протоколу комиссии.
Комиссия подводит итоги конкурса в срок не более 20 календарных дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными заявками.
Координирующий орган на основании протокола об итогах конкурса разрабатывает проект постановления Правительства РК об определении единого оператора и направляет его на согласование в государственные органы и организации в установленном законодательством республики порядке.
Единый оператор определяется решением Правительства Республики Казахстан.
К функциям Единого оператора будут относиться разработка и эксплуатационная поддержка информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров, обеспечение безопасности хранения информационных ресурсов, выпуск средств идентификации и их учет, оказание услуг по нанесению средства идентификации на материальный носитель, разработка и ведение национального каталога товаров. Проведение конкурса по определению Единого оператора предполагается в сентябре текущего года.
Маркировка товаров средствами идентификации является важным инструментом по решению проблемы теневого оборота товаров,позволяющая проследить всю цепочку от производства или импорта товара до конечной его реализации и вывода из оборота.
8 августа 2019 года Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решено что государства – члены Евразийского экономического союза самостоятельно определяют дату введения и порядок маркировки обувных товаров на своей территории, но не ранее 1 марта 2020 года. При этом запрет на оборот немаркированных обувных товаров не может быть введен ранее 1 марта 2020 года. Государства-члены в целях обеспечения беспрепятственного оборота маркированных обувных товаров средствами идентификации определяют национальных операторов (администраторов) в срок до 1 марта 2020 года.
Реорганизация "Казинформа" и "Казконтента"
Правительство Казахстана приняло постановление от 27 августа 2019 года "О некоторых вопросах государственной собственности".
Согласно документу, ТОО "Международное информационное агентство "Казинформ" подлежит реорганизации путем преобразования в АО "Международное информационное агентство "Казинформ".
В свою очередь АО "Международное информационное агентство "Казинформ" реорганизовано путем присоединения к нему акционерного общества "Казконтент".
Основными предметами деятельности общества определены:
- осуществление информационно-публицистической работы в рамках сопровождения государственной политики Республики Казахстан, в том числе по сети интернет, путем оперативного распространения информации, касающейся политической, экономической и культурной жизни страны, а также формирование положительного международного имиджа РК в мировом сообществе;
- оказание консультаций в рамках определения оптимальных методов принятия решений в области инновационных технологий;
- организацию и проведение интернет-конференций, брифингов, пресс-мероприятий и других мероприятий экспертного сопровождения в средствах массовой информации;
- оказание услуг по предоставлению (продаже) рекламного места в сети интернет;
- алгоритмизацию порталов и веб-проектов с использованием систем управления базами данных;
- информационное управление, содержание и поддержку государственных электронных информационных порталов в сети интернет;
- оказание услуг по размещению и переработке данных с учетом использования инновационных средств обработки информации в сети интернет.
В постановлении также говорится о ликвидации республиканского государственного учреждения "Служба центральных коммуникаций" Министерства информации и общественного развития РК.
Арендное жилье для работающей молодежи
Министр информации и общественного развития РК своим приказом от 29 августа 2019 года утвердил Правила предоставления арендного жилища без права выкупа для работающей молодежи.
Так, уполномоченный орган публикует на интернет-ресурсе местного исполнительного органа области, города республиканского значения объявление о предоставлении арендного жилища без права выкупа для работающей молодежи с указанием даты начала и окончания приема заявлений.
Арендное жилище без права выкупа предоставляется работающей молодежи в соответствии с требованиями, установленными государственной программой жилищного строительства "Нұрлы жер", утвержденной постановлением Правительства РК.
Для получения арендного жилища предоставляются в уполномоченный орган следующие документы:
- заявление;
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (оригинал представляется для идентификации личности);
- копия документа об образовании;
- копия свидетельства о заключении брака (при наличии);
- копия свидетельств(а) о рождении детей (при наличии);
- справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества на заявителя и всех членов семьи;
- справка с места работы;
- справка о доходах за последние шесть месяцев, подтверждающую ежемесячный доход заявителя в размере не менее 40 (сорока) месячных расчетных показателей;
- документы, подтверждающие трудовой стаж;
- справка о наличии и номере банковского счета и выписку об остатке и движении денег по банковскому счету;
- документы, подтверждающие личные достижения заявителя в различных сферах деятельности (при наличии).
После завершения приема документов уполномоченный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней проверяет полноту документов и их соответствие данным Правилам.
В случае предоставления заявителем неполного пакета документов согласно перечню, заявителю предоставляется возможность в течение 1 (одного) рабочего дня дополнительно представить отсутствующие документы.
В случае несоответствия заявителя, требованиям настоящих Правил, уполномоченный орган отказывает в предоставлении арендного жилища без права выкупа в письменном виде.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней производит подсчет баллов и формирует список претендентов на получение арендного жилища без права выкупа по наибольшему количеству баллов.
Подсчет баллов осуществляется по балльной системе:
- заявителю, освоившему профессию согласно перечню 100 наиболее востребованных рынком специальностей, утвержденному уполномоченным органом по вопросам занятости населения в соответствии с Государственной программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Еңбек" - 10 баллов;
- при наличии семьи - 5 баллов, за каждый год в зарегистрированном браке - 2 балла;
- при наличии 1 (одного) ребенка - 1 балл, за каждого последующего ребенка - 2 балла;
- при осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности не менее 1 года - 5 баллов, за каждый год - 1 балл;
- при наличии личных достижений заявителя в различных сферах деятельности - 2 балла;
- за трудовую деятельность в бюджетных организациях (государственных учреждениях и государственных предприятиях) - 5 баллов, за каждый год стажа - 1 балл;
- за каждый год накоплений на сберегательных счетах (депозитах) в банках второго уровня - 2 балла.
При равенстве баллов преимущество имеют претенденты, подавшие заявления раннее по дате подачи заявления.
Решение о предоставлении арендного жилища без права выкупа принимается уполномоченным органом и подписывается первым руководителем местного исполнительного органа области, города республиканского значения.
После принятия уполномоченным органом решения о предоставлении арендного жилища без права выкупа, в течение 15 календарных дней заключается договор найма жилища между заявителем и уполномоченным органом.
Арендное жилище без права выкупа предоставляется на срок - 5 лет.
Отбор претендентов для участия в стипендиальных программах
Приказом министра образования и науки РК от 29 августа 2019 года внесены изменения в Правила отбора претендентов для участия в стипендиальных программах.
Так, оператором стипендиальных программ является РГП на ПХВ "Центр Болонского процесса и академической мобильности" Министерства образования и науки РК.
Оператор размещает на своем портале объявление о начале приема документов от претендентов за 10 календарных дней до начала срока приема документов.
Сроки приема документов для участия в стипендиальных программах с 1 марта по 1 июня календарного года.
Оператор осуществляет прием документов от претендентов для участия в стипендиальных программах через портал оператора в онлайн-режиме.
Претендент для участия в конкурсном отборе по образовательным программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD через портал оператора предоставляет следующие документы:
- копию документа, удостоверяющего личность;
- копию документа о предыдущем уровне образования (с транскриптом) и нотариально заверенный перевод на казахский или русский или английский языки (для претендентов на получение степени бакалавра - средний балл успеваемости документа, подтверждающий среднее образование с оценкой не менее чем "хорошо";
- для претендентов на получение степени магистра - диплом бакалавра или специалиста со средним баллом не менее 2.33 (из 4.0) GPA или его эквивалент, полученный в образовательных учреждениях, для претендентов на получение степени доктора PhD - диплом магистра со средним баллом не менее 2.33 (из 4.0) GPA) или его эквивалент, полученный в образовательных учреждениях;
- мотивационное эссе на казахском или русском или английском языках;
- рекомендательное письмо на казахском или русском или английском языках от организации образования, в которой претендент обучался, или от работодателя;
- медицинскую справку для выезжающего на обучение за рубеж, а также медицинскую справку об отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) и заболевания СПИД, выданные официальным органом здравоохранения страны проживания претендента;
- заполненную анкету;
- письмо-приглашение от казахстанского ОВПО (при наличии).
Претендент для обучения по образовательным программам докторантуры PhD дополнительно подает оператору следующие документы:
- обоснование темы диссертационного исследования на языке обучения (казахском или русском или английском языках);
- международный сертификат, подтверждающий владение иностранным языком:
по владению английским языком:
Test of English as a Foreign Language Institutional Testing Programm - Тест ов Инглиш аз а Форин Лангудж Инститьюшнал Тестинг программ (TOEFL ITP (ТОЙФЛ АЙТИПИ) - не менее 138 баллов),
Test of English as a Foreign Language Institutional Testing Programm (Тест ов Инглиш аз а Форин Лангудж Инститьюшнал Тестинг програм) Internet-based Test (Интернет бейзид тест) (TOEFL IBT (ТОЙФЛ АЙБИТИ), пороговый балл - не менее 32 баллов,
Test of English as a Foreign Language Paper-based testing (TOEFL PBT (Тест ов Инглиш аз а Форин Лангудж пэйпер бэйсед тэстинг)) пороговый балл - не менее 400,
Test of English as a Foreign Language Paper-delivered testing (TOEFL PDT (Тест ов Инглиш аз а Форин Лангудж пэйпер деливерэд тэстинг)) - пороговый балл - не менее 47),
International English Language Tests System (Интернашнал Инглиш Лангудж Тестс Систем (IELTS (АЙЛТС), пороговый балл - не менее 4.5);
по владению немецким языком:
Deutsche Sprachpruеfung fuеr den Hochschulzugang (дойче щпрахпрюфун фюр дейн хохшулцуган) (DSH, Niveau В2/уровень В2), TestDaF-Prufung (тестдаф-прюфун) (Niveau В2/уровень В2);
по владению французским языком:
Test de Français International™ -Тест де франсэ Интернасиональ (TFI (ТФИ) - не ниже уровня В1 по секциям чтения и аудирования), Diplome d’Etudes en Langue français - Диплом дэтюд ан Ланг франсэз (DELF (ДЭЛФ), уровень B2), Diplome Approfondi de Langue français - Диплом Аппрофонди де Ланг Франсэз (DALF (ДАЛФ), уровень C1), Test de connaissance du français - Тест де коннэссанс дю франсэ (TCF (ТСФ) - не менее 400 баллов.
Международный сертификат, подтверждающий владение иностранным языком лицом, для которого указанные языки являются родным, не требуется.
Документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, проходят процедуру нострификации после зачисления лиц.
Документы, представленные претендентами, проверяются оператором на соответствие пунктов 7 и 8 настоящих Правил в течение 3-х рабочих дней со дня регистрации документов.
В случае соответствия представленных документов в течение 3-х рабочих дней со дня регистрации документов, претенденты получают доступ на онлайн-тестирование на выявление адаптационного потенциала.
В случае несоответствия документов претенденту направляется уведомление об отказе регистрации документов. При этом претенденту предоставляется возможность повторно пройти регистрацию для участия в стипендиальных программах.
Оператором проводится онлайн-тестирование на выявление адаптационного потенциала претендентов, а также онлайн-собеседование.
Онлайн-тестирование на выявление адаптационного потенциала включает 80 вопросов, время прохождения - 120 минут, срок прохождения 10 календарных дней со дня получения доступа к онлайн тестированию на выявление адаптационного потенциала.
Результат онлайн-тестирования появится на портале в разделе "Тестирование" с указанием названия, типа теста, набранного балла, затраченного времени, даты сдачи.
После прохождения онлайн-тестирования оператор направляет претенденту письмо о проведении онлайн-собеседования с указанием даты и времени на указанную почту претендентом.
Претендент, получивший оценку со средним или высоким уровнем стрессоустойчивости, допускается к онлайн-собеседованию.
Онлайн-собеседование проводится на портале оператора в разделе "Вебинар". Претендент при подаче документов определяет самостоятельно на портале оператора язык онлайн-собеседования.
Для проведения конкурса по отбору претендентов на стипендиальные программы для иностранных граждан, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами РК, приказом уполномоченного органа в области образования создается конкурсная комиссия по отбору стипендиатов.
Подготовила Лариса Черненко