Своим мнением о том, как должно взаимодействовать гражданское общество и государство, с журналистом Zakon.kz поделилась руководитель Представительства КИСИ при Президенте РК в г. Алматы, PhD по экономике Асель Абен.
Как отметила спикер, в Казахстане насчитывается 98 726 госслужащих. Это без учета правоохранительного блока, который пока что находится в стадии реформирования. При этом данные о силовом блоке по существу остаются неведомыми для общества. Но государственные служащие — это не единственные управленцы. Кроме них существуют самые различные органы исполняющие функции управления экономикой, контроля и даже защиты бизнеса. Все они содержатся на налоги граждан.
- Оценка эффективности нашего государственного аппарата весьма низка. Достаточно обратиться к международным рейтингам, чтобы это понять. В рейтинге качества государственного управления Казахстан набрал только 35,4 балла из 100 возможных. В Индексе верховенства закона страна заняла 64 место из 113 государств мира. Естественно, что многие граждане недовольны не только высоким уровнем коррупции, но и многочисленными и затратными расходами, которые никак не связаны с экономической или иной целесообразностью. В Казахстане, по выступлению председателя Счетного комитета Н.Н. Годуновой на совместном заседании палат парламента, "некачественные бюджетные решения в 2018 году повлекли 138 млрд. тенге неэффективных расходов". Каждый житель того или иного региона или столицы может наглядно увидеть такие проекты, – отметила Асель Абен.
В Послании народу Казахстана президент К.К. Токаев поставил задачу сокращения государственного аппарата, проверку эффективности государственных холдингов и национальных компаний. С 2020 года начнется сокращение численности государственных служащих, а освободившиеся средства будут направлены на стимулирование наиболее полезных работников. К 2024 году количество госслужащих и работников национальных компаний будет сокращено на 25 процентов.
- Чтобы судить о работе чиновника необходимо знать, чем он занимается и как реализует свои должностные обязанности. Иными словами нужна прозрачность его деятельности. Государственный служащий должен отчитываться о своей деятельности перед избирателями, депутатами, средствами массовой информации, жителями региона. Это совсем непривычно для казахстанских чиновников, которые отчитываются перед лояльной публикой, задающей подготовленные вопросы о прошлых успехах и будущих победах. Но времена изменились. В своем первом выступлении в качестве президента К.К. Токаев сказал: "Защита интересов каждого гражданина – моя цель. Я не допущу разделения по политическим взглядам и установкам. Конструктивные предложения от общественных деятелей я обязательно буду учитывать в своей работе. Мы будем работать открыто, транспарентно. Самое главное, служить народу честно. У нас одна родина, одна судьба", – продолжила Асель Абен.
Она дополнила, что по целому ряду обстоятельств, в том числе и связанных с кризисом мировой экономики, торговыми войнами, в Казахстане, как и других странах мира, происходит рост протестных настроений. На эти объективные обстоятельства обращает внимание президент К.К. Токаев - "У нас накопились социальные вопросы, девальвация, ухудшение мировой конъюнктуры, в целом спад экономики сильно ударил по карманам наших жителей. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы, во-первых, проанализировать эти требования, услышать людей, которые вышли на улицы. Я считаю, что нужно налаживать диалог власти с народом".
Связь с обществом, взаимодействие с гражданским сектором являются ключом к современному развитию. Отсутствие такой связи чревато массовым распространением протестных настроений. Другая сторона отсутствия взаимодействия — бюрократические барьеры для талантливых чиновников, творческой интеллигенции, научных работников.
Общество, экономика, социальные связи, уровень информатизации стали настолько сложными, что необходимо рациональное сочетание централизованного управления с горизонтальными сетями. Нужно отметить и изменение самого казахстанского общества, которое во многом остается традиционным, патриархальным. Распространены и даже в некоторой степени возрождаются, казалось бы, отжившие и архаичные формы взаимоотношений между гражданами. Естественно, что строить современное общество на такой основе практически невозможно. Тем более, что в условиях модернизации, как отмечают социологи, размываются жестко заданные гендерные и классовые роли, перед человеком открывается более широкий простор для самовыражения как личности. Результат социально-экономического развития — это ослабление социальных ограничений свободы выбора, что формирует в людях ощущение личной независимости в рамках общества.
- Развитие индивидуализма позволяет осуществлять решение многих существующих проблем автономными негосударственными структурами, имеющими собственные ресурсы. Многие функции необходимо передавать на уровень местных или профессиональных сообществ. Естественно, что государство и гражданские институты должны взаимодействовать. Именно взаимодействовать, а не находиться в подчинении у бюрократии. Это должна быть новая форма политико-государственной сети, в которую должны войти наряду с государственными организациями и учреждениями частные структуры и общественные группы. Только в этом случае деятельность государства будет открытой для каждого гражданина, – считает Асель Абен.
В Послании народу Казахстана президент К.К. Токаев отметил, что "Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию "Слышащего государства", которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения".
Важным шагом на пути построения диалога стало создание Национального совета общественного доверия. Отличительной чертой НСОД является то, что этот орган создан при президенте. Другая сторона — представленность в нем различных спектров казахстанского общества и возможность ротации состава. Такой подход позволяет не только быстро доводить до главы государства проблемные вопросы, но и включать в состав Совета представителей новых социальных или политических движений.
- Естественно, что создание НСОД и его состав вызвали неоднозначную реакцию — от категорического отрицания до безоговорочной поддержки. Как заметил известный политолог Данияр Ашимбаев, в составе НСОД "кроме людей, с которыми само по себе интересно беседовать, есть те, против которых есть категорическое неприятие. Но, наверное, так и должно быть. В споре рождается если не истина, то хотя бы ее зачатки. Власть готова слушать, и создание НСОД может стать хорошим шансом и на политические реформы, и на развитие диалога "власть - общество", и на повышение качества принимаемых решений. Не понравится - буду критиковать. Но попробовать нужно". Деятельность НСОД должна стать примером для Общественных советов. Сегодня в стране существует 229 общественных советов, в работе которых участвует более 4 тысяч человек. Представители гражданского общества оставляют 75% от общего состава их участников. Благодаря Общественным советам диалог может активно развиваться в регионах страны, – резюмировала Асель Абен.